Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бы­ва­ют дни крас­ные, ра­до­ст­ные, бы­ва­ют и чер­ные, мрач­ные от раз­ных жи­тейс­ких неп­ри­ят­нос­тей. А это ука­зы­ва­ет, что­бы в ра­дос­ти не за­бы­вать­ся, а в неп­ри­ят­нос­тях не слиш­ком упа­дать ду­хом, ибо как пос­ле не­настья бы­ва­ют дни крас­ные, так и пос­ле уны­ния ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше.

преп. Антоний

Уны­нию не под­да­вай­ся, а всег­да ста­рай­ся ве­се­лой и до­воль­ной быть, это впо­ло­ви­ну об­лег­ча­ет скорбь.

преп. Иосиф

От уны­ния спа­сай се­бя, как от не­ду­га блуд­но­го. Он из чис­ла се­ми смер­то­нос­ных страс­тей.

преп. Моисей

О совершенстве

Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное же и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь человеческая служит лишь приготовлением, подобно тому, как годы, проведенные юношею в учебном заведении, служат приготовлением к будущей практической деятельности.

О совершенствеЕсли бы назначение человечества ограничивалось его земным существованием, если бы для человека все кончалось на земле, то почему же земля и яже на ней дела сгорят (2 Пет. 3, 10), как говорит святой апостол Петр? Он же присовокупляет: нова небесе и новы земли по обетованию чаем, в нихже правда живет (2 Пет. 3, 13). Без будущей блаженной, бесконечной жизни земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.

Несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было, выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п.

В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовой. Также и во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям, или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (1 Тим. 6, 20) и умствуя по земным началам, вопреки предостережению святого апостола Павла, который говорит: братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2,8).

Из писем прп. Амвросия Оптинского