Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Что внут­ри не­лад­но, очень пе­чаль­но. Мо­лись Бо­гу, про­си у Не­го тер­пе­ния и не уны­вай. Де­лай все ра­ди Бо­га, не ра­ди че­го-ни­будь вре­мен­но­го, и Гос­подь ни­ког­да не ос­та­вит те­бя и тру­ды не за­бу­дет. По­тер­петь же всем на­до, скор­би у всех, без них и в по­кой не вой­дешь.

преп. Иосиф

Привязанность к миру не позволяет видеть духовную пользу скорбей

Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому или большому, надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека. 

Привязанность к миру не позволяет видеть духовную пользу скорбейЕсли так губительно тщеславие и самолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и бесчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению.

Между тем замечается, самомалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной, мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу, он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя ко всякому смирению. Сказано: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114, 5).

Из бесед прп. Никона Оптинского