Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вез­де пот­реб­но и сми­ре­ние, и тер­пе­ние, и не­­осуж­де­ние дру­гих. Толь­ко эти­ми ду­хов­ны­ми сред­ства­ми при­об­ре­та­ет­ся мир­ное уст­ро­е­ние ду­ши, со­раз­мер­но то­му, нас­коль­ко мы бу­дем прос­ти­рать­ся к сми­ре­нию, и дол­го­тер­пе­нию, и не­о­суж­де­нию дру­гих.

преп. Амвросий

Глав­ное, что тре­бу­ет­ся от каж­до­го че­ло­ве­ка,– это ни­ко­го не осуж­дать. Ка­жет­ся, прос­то, а нач­ни ис­пол­нять – ока­жет­ся труд­но. Враг силь­но на­па­да­ет на че­ло­ве­ка и вну­ша­ет ему по­мыс­лы осуж­де­ния. Гос­подь го­во­рит: „Прос­ти", а враг вну­ша­ет: „Отомс­ти обид­чи­ку. Он те­бя по­но­сит, и ты его по­но­си". Не нуж­но слу­шать вра­га, не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся с ним.

преп. Варсонофий

Не вхо­ди в расс­мот­ре­ние пос­туп­ков лю­дей, не су­ди, не го­во­ри: за­чем так, для че­го это? Луч­ше го­во­ри се­бе: „А мне ка­кое до них де­ло? Не мне за них от­ве­чать на Страш­ном Су­де Бо­жи­ем". Отв­ле­кай вся­чес­ки мысль свою от пе­ре­суд дел людс­ких, а мо­лись с усер­ди­ем к Гос­по­ду, что­бы Он Сам те­бе по­мог в этом, по­то­му что без по­мо­щи Бо­жи­ей мы ни­че­го доб­ро­го не мо­жем сде­лать, как и Сам Гос­подь ска­зал: без Ме­не не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же (Ин. 15, 5).

преп. Амвросий

Возьмите в пример Спасителя

Сам Господь в Святом Евангелии прямо и ясно говорит: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11,29). Эти слова показывают, во-первых, что несение ига Христова прежде всего заключается в кротости и смирении.

Возьмите в пример СпасителяВо-вторых, наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как мы бы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнения и намерения людей различны, – один думает и рассуждает так, а другой иначе. Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин суд человеческий.

Не без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: чтобы и великие святые, по несовершенству человеческому, не посылали во ад таких людей, которые по сокровенному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного. В-третьих, слова Спасителя показывают, что беспокойство наше и смущение происходит не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.

Святой псалмопевец Давид говорит: вси путие Господни милость и истина (Пс. 24, 10). Всякий христианин, если будет оказывать ближнему всякую милость и снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, будет искусным исполнителем велений Божиих.

Из поучений прп. Амвросия Оптинского