Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Ес­ли взять в раз­мыш­ле­ние один свой язык, то сколь­ко им про­из­не­се­но бы­ло зла – ху­лы на Бо­га, осуж­де­ния на ближ­них, ро­по­та, нас­ме­шек, ко­щу­н­ства, бол­тов­ни, бра­ни, бож­бы и про­чее и про­чее! И про­хо­дит ли в го­ду хо­тя один день, в ко­то­рый бы мы язы­ком сво­им не сог­ре­ши­ли, за­бы­вая о том, что за каж­дое празд­ное сло­во от­вет от­да­дим Бо­гу. По­се­му Гос­подь Бог, про­мыш­ля­ю­щий о на­шем ис­прав­ле­нии и спа­се­нии, и по­сы­ла­ет скор­би, от ко­то­рых че­ло­век не толь­ко празд­нос­ло­вить, но и дель­ное го­во­рить зат­руд­ня­ет­ся.

преп. Антоний

О спасении

Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы.

О спасенииДля всех, ищущих спасения, Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во Святом Евангелии нам преданных, а оные суть любовь к Богу и ближнему: любяй Мя заповеди Моя соблюдет, сказал Господь (Ин. 14, 21). Святые отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как идти путем сим, и показали нам различные образы противу каждого устроения нашего, могущие нам способствовать ко спасению. И как гордость вина всех наших грехопадений, зол и смущений, так, напротив, смирение губительно для всех страстей и грехов и дает спокойствие.

В чем же состоит успеяние нашего спасения? В том ли, чтоб проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и сим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит во смирении. Когда мы, делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землею и пеплом. Когда же мы, делая что благое, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили мы свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Ибо Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию.
Спасение наше состоит в вере и уповании на милосердие Божие, предание в Его святую волю себя и всех нас…

Из писем прп. Макария Оптинского