Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Луч­ше про­чи­тать не все мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, по не­дос­тат­ку вре­ме­ни, но со вни­ма­ни­ем. Страш­ные сло­ва ска­за­ны в Свя­щен­ном Пи­са­нии: Прок­лят всяк тво­ряй де­ло Гос­под­не с неб­ре­же­ни­ем (Иер. 48, 10).

преп. Никон

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

Сла­бый мо­лит­ся, что­бы его не кле­ве­та­ли, а му­же­ст­вен­ный мо­лит­ся, что­бы Бог по­мог ему дру­гих не кле­ве­тать ни сло­вес­но, ни мыс­лен­но.

преп. Амвросий

Самолюбие: «будете яко бози»

Самолюбие не есть врожденное, но прибывшее от греха. Не по самолюбию ли пал и первый ангел, пожелав быть равен Богу. Он сам изобрел оное, а не так был сотворен, и тем же прельстил первозданных, внушив им: будете яко бози (Быт. 3, 5). Они, приняв сей совет, возлюбили себя, презрев заповедь Божию, вкусили от запрещенного плода; оттого помрачили и разум, и волю. Видите, самолюбие не врожденное в человеке, а прибывшее от греха. Святые отцы учат нас: самолюбив не может быть братолюбив. Когда мы будем нищи духом и смиренны сердцем, по учению Христову, то далеко прогнано будет от нас самолюбие.

Нельзя этому удивляться, что вы мало знали себя. Вы сами сознаете себя в самолюбии, а оно-то и ослепляет, чтобы не видеть своих недостатков душевных, а видеть свои добродетели или стараться таковыми похвалиться перед людьми, но смирение открывает глаза нам, и мы можем видеть даже и малые наши погрешности. Как через самолюбие и гордость отпадаем от Бога и тьмою омрачаемся, так смирением приближаемся к Богу и просвещаемся. Сам Господь, Царь славы, смирил Себя до рабия образа и нам оставил Собою пример, да последуем стопам Его, и повелел научиться от Него смирению и кротости, где и покой обрящем.

Упоминаете не раз о самолюбии своем и будто уважаете оное, красуетесь им, как некою утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством, и это по неведению или от помрачения страстей. Мирская мудрость буйство есть перед Богом, а духовная мудрость кажется для мира буйством, но мудрование плотское вражда есть на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7).

Из писем прп. Макария Оптинского