Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да не оболь­ща­ет нас враг-ди­а­вол! Ес­ли кто ви­дит, что силь­но его укос­не­ние во гре­хе, что грех при­об­рел над ним боль­шую власть, поль­зу­ясь заб­ве­ни­ем и не­ра­зу­ми­ем его, что уп­лыл он да­ле­че в мо­ре гре­хов­ное, что до­лог и тру­ден путь возв­ра­ще­ния к Бо­гу,– пусть не уны­ва­ет, тре­бу­ет­ся лишь иск­рен­нее же­ла­ние возв­ра­тить­ся к Бо­гу, а Он уже ждет нас.

преп. Никон

Ког­да хо­чешь по­лу­чить ис­тин­ный по­кой ду­шев­ный, то пос­лу­шай Гос­по­да, за­по­ве­дав­ше­го нам: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29). Ви­дишь, че­му бо­лее по­ве­ле­ва­ет Гос­подь на­у­ча­ти­ся – сми­ре­нию и кро­тос­ти, ко­то­рые толь­ко мо­гут нас ус­по­ко­ить, но на­у­ка эта не от од­но­го ра­за и не в один день или год при­об­ре­та­ет­ся, но мно­гим вре­ме­нем, по­нуж­де­ни­ем се­бя и по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

Что­бы не иметь ни­ка­кой скор­би и вдруг по­лу­чить спо­кой­ствие – это от­нюдь не воз­мож­ное де­ло; ког­да все страс­ти по­бе­дим, унич­то­жим гор­дость и стя­жем сми­ре­ние, тог­да об­ря­щем и по­кой, ибо и Гос­подь по­ве­лел учить­ся от Не­го кро­тос­ти и сми­ре­нию, для об­ре­те­ния по­коя (Мф. 11, 29).

преп. Макарий

Преподобномученик Игнатий (Даланов)

21 августа (3 сентября)

Преподобномученик Игнатий родился 12 сентября 1885 года в деревне Кожемякино Себежского уезда Юстиновской волости Витебской губернии в семье крестьянина Михаила Даланова и в крещении был наречен Иоанном. Образование он получил в сельской школе. 6 июня 1911 года Иван поступил в Оптину Пустынь. 11 сентября того же года его благословили на подрясник, с 1914 года он проходил послушание в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни.

В июле 1914 года часть братии – рясофорные монахи и послушники – были призваны на фронт в связи с начавшейся войной с Германией, и среди них послушник Иоанн, который был направлен служить в 5-й пехотный резервный Сибирский полк. В Великую Пятницу Четыредесятницы 1917 года он был пострижен в рясофор [i].

После закрытия Оптиной пустыни с приходом к власти безбожников Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Игнатий; он стал служить сторожем в Тихвинском храме в селе Стрельна неподалеку от Козельска. В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха и с 1934 года служил в Спасской церкви в селе Курыничи Перемышльского района, здесь он прослужил до массовых гонений 1937 года.

В ноябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей – секретаря сельсовета, колхозного бригадира и одного из колхозников, которые дали требуемые следователем показания, будто иеромонах Игнатий говорил, что перепись коммунисты проводят только для того, чтобы узнать, сколько народа при советской власти умерло, да сколько осталось верующих, чтобы определить, закрыть или вновь открыть церкви, что коммунисты, готовясь к выборам, начинают людей ни за что сажать в тюрьмы; они утверждают, что советская страна самая демократичная в мире – народ может выбирать кого хочет, а на самом деле все наоборот, намечают кандидатов, которые им нужны, а если будешь возражать – посадят в тюрьму и запишут контрреволюционером.

23 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Игнатия, и 27 ноября он был допрошен.

– Вы арестованы и привлекаетесь к ответственности за контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам дать по этому поводу показания! – потребовал следователь.

– Контрреволюционной деятельности с моей стороны не было, – ответил отец Игнатий.

– Вы даете неправильные показания. Следствие располагает достаточным материалом о вашей контрреволюционной деятельности.

– Я даю следствию искренние показания о том, что с моей стороны никакой контрреволюционной деятельности не велось.

– В ноябре 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию в связи с выборами в Верховный Совет. Дайте показания по этому вопросу.

– Контрреволюционную агитацию в связи с выборами я ни в ноябре, ни в другое время не вел.

– В апреле 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию и клеветали на советскую власть. Дайте показания по этому вопросу.

– Я еще раз заявляю, что как в апреле, так и в другое время с моей стороны контрреволюционная агитация против существующего строя не проводилась, считаю эти показания свидетелей неправильными.

– Откуда к вам прибыл монах Саратовского монастыря... и почему он у вас проживает?

– За контрреволюционную деятельность он отбывал наказание в Сибири и в Орле, после чего прибыл в Калугу, и архиерей направил его к нам. В церкви он не служил, а работал в саду...

– А кто у вас еще проживает в сторожке?

– В сторожке еще живут монахиня,.. сторожиха,.. жена церковного старосты... и ее сестра...

– Вы организовали там монастырь?

– В сторожке жили два монаха, монахиня и три церковницы, монастыря мы там не организовывали, а собрались, потому что негде было жить.

– Отрицая предъявленные обвинения, вы стали на путь обмана следствия, которое располагает достаточным материалом, уличающим вас в контрреволюционной деятельности, поэтому предлагается вам не обманывать следствие...

– В предъявляемых мне обвинениях я виновным себя не признаю, и еще раз заявляю, что с моей стороны никогда никакой контрреволюционной деятельности не велось.

27 ноября следствие было закончено, на следующий день следователь составил обвинительное заключение, направив его на рассмотрение тройки, и 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила иеромонаха Игнатия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 июля 1940 года, после пребывания в различных тюрьмах, он оказался в Темниковском лагере в Мордовии. 24 августа 1942 года отец Игнатий тяжело заболел и был помещен в лагерный лазарет. Иеромонах Игнатий (Даланов) скончался 3 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

 

Игумен Дамаскин (Орловский)

[i] ОР РГБ. Ф. 213. К. 2.Д. 3. Л. 5; Ф. 214. Опт. 367. Лл. 206 об–207, 223 об–224, 237 об–238, 243, 246 об; Опт 368.

ГАКО. Ф. 903. Оп. 2. Д. 38. Л.3 об.