Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Бы­ва­ет в про­хож­де­нии мо­лит­вы сон, ле­ность, тос­ка и ох­лаж­де­ние ко все­му по нес­коль­ку дней и да­же не­де­лю. Очень мо­жет быть, что мы ок­ра­де­ны бы­ли пред этим соп­ро­тив­ни­ком тай­ным тщес­ла­ви­ем, гор­дос­тию, или осуж­де­ни­ем, или гне­вом, или чем дру­гим. Вот враг ду­шев­ный и на­си­лу­ет на­шу при­ро­ду, что­бы в празд­нос­ти и раз­ле­не­нии иж­ди­ва­ли дни свои вмес­то то­го, что­бы го­то­вить­ся к веч­нос­ти. А ес­ли и по­беж­да­ем­ся сво­ею не­мо­щию, не бу­дем уны­вать от се­го, но па­че сми­рять­ся и под­ви­зать­ся при по­мо­щи Бо­жи­ей. Си­ла Бо­жия в не­мо­щи со­вер­ша­ет­ся.

преп. Анатолий

Готовимся к Радонице

Во вторник Фоминой седмицы Святая Церковь совершает службу с поминовением усопших — этот день известен под названием Радоница.

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не совершается в свое время по случаю великопостной службы и переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таким и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни, еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Ведь, поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова». Отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. 

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом в сочетании с особенно недопустимыми языческими обычаями. Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Поэтому следует помнить, что вести себя на кладбище христианину подобает соответствующим образом.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, поскольку сама она уже не может творить добрых дел и повлиять на свою загробную участь.

Исходя из этого, лучшим обычаем праздника Радоницы для каждого христианина, было бы: прежде посещения кладбища, прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре за проскомидией. При совершении этой службы, за души усопших священником вынимаются из особой просфоры частички, а затем в знак омовения их грехов, опускаются в Чашу со Святыми Дарами. Если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой, его прошения об усопших будут более близки ко Господу.

Обычно после вечернего богослужения, или на следующий день после Литургии, во всех храмах Православной Церкви совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В нашей святой обители панихида будет совершена завтра, сразу после поздней Литургии.      

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих

Источники: patriarchia.ru pravoslavie.ru