Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы не по­те­рять бла­го­да­ти Бо­жи­ей, па­че ста­рай­ся к при­об­ре­те­нию па­мя­ти Бо­жи­ей. Нуж­но со­блю­дать сло­во Бо­жие, или за­по­ве­ди, как и Сам Гос­подь ска­зал: Име­яй за­по­ве­ди Моя и соб­лю­да­яй их, той есть лю­бяй Мя (Ин. 14, 21). Та­ким же об­ра­зом дос­ти­га­ет­ся иск­рен­нее слу­же­ние Бо­гу всем серд­цем.

преп. Нектарий

На­до ближ­не­го воз­лю­бить, но воз­лю­бить ис­крен­но, а не с рас­че­том. Лю­бовь – это са­мое пре­крас­ное, са­мое свя­тое. Это та­кая кра­со­та! Но лю­ди ис­ка­зи­ли ее, а она долж­на быть, как у Хрис­та, ког­да Он за нас пост­ра­дал.

преп. Нектарий

Змея, ког­да нуж­но ей пе­ре­ме­нить ста­рую свою ко­жу на но­вую, про­хо­дит чрез очень тес­ное, уз­кое мес­то, и та­ким об­ра­зом ей удоб­но бы­ва­ет ос­та­вить свою преж­нюю ко­жу; так и че­ло­век, же­лая сов­лечь свою вет­хость, дол­жен ид­ти уз­ким пу­тем ис­пол­не­ния Еван­гельс­ких за­по­ве­дей.

преп. Амвросий

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Замечательные рукописи и книги:

Из отделения рукописей заслуживают внимания по своей древности: 1) 80 постнических слов св. Исаака Сирина, в ¼ д. л., Болгарского перевода, писана полууставом. На обороте последнего листа надпись: «сиа книга медоточнаа, иже во святых Отца нашего Исаака; написася в Святей горе Афонстей, в святей и велицей лавре Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Афанасия, желанием и трудом и ексодом грешнаго Гавриила в лето 6897», т. е. в 1389 году.

Известно, что древнейшия из написанных на бумаге списков Греческого перевода (с Сирского) книги св. Исаака Сирина, сделанного Авраамием и Патрикием «философами и молчальниками» обители св. Саввы Освященного; каков например хранящийся в Московской Патриаршей библиотеке, – относящийся (как видно из описания на стр. 81) к XИV столетию; а именно к 1355 году (№ 308). Из нашей рукописи видно, что Славянский перевод сих слов, сделанный первоначально на Афоне (и именно в одном столетии с Греческим, по замечанию изыскателя Афонских древностей Архимандрита Порфирия), для Болгар, в лавре св. Афанасия некиим Старцем Иоанном. Рукопись эта привезена из Палестины скитским Иеромонахом о. Леонидом, в 1859 г., в дар Старцу Иеросхимонаху Макарию; а по кончине его сделалась собственностью скитской библиотеки.

При этой рукописи имеется современное ея написанию изображение св. Исаака Сирина, в схимнической одежде, в особого вида головной повязке (в роде тех, какия и ныне носят в Сирии православные Арабские Священники); правая рука поднята в верх, персты сложены в именословное благословение, а в левой, опущенной вниз руке держит хартию с выражением, коим начинается первое из его слов: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры».

Здесь неизлишне будет заметить, что изображение сего Святого во весь рост, в монашеском одеянии, находится в числе фресков знаменитого Панселина, украшающих Карейский Собор на Афоне, а именно на южной стене у правого клироса.

2) Рукописный сборник ХVИ века писанный полууставом в лист, состоящий: а) из скитского Патерика; б) известного «хождения (по Св. Земле) мниха Даниила»; список полный, – и по сличении в Археографической Комиссии, – оказавшийся сходным с лучшим из древних списков, заключающимся в Макарьевских Четь-Минеях, и в) Прения Архиепископа Григория Омеритского с жидовином о вере.

3) Книга Дионисия Ареопагита в лист, писана полууставом XVИИ века. По всей вероятности перевода Монаха Евфимия, сотрудника Епифания Славенецкого, совершенного им в 1675 году.

4) Сборник 124 Слова Феодора Студита, коим предшествует описание жития и подвигов его. Писан скорописью ХVИИ, столетия «иждивением Иеродиакона Дамаскина, рукою книгописца Флора Герасимова, в Чудове Монастыре в 1697 году.

За тем следует собрание рукописей св. Отеческих писаний, большею частью перевода блаженного Старца Паисия Величковского Архимандрита Молдо-Влахийского монастыря. Писаны руками учеников сего Старца иноками Молдавского Нямецкого монастыря и их учениками – иноками Русских пустынных обителей; такова например 5) книга Преподобного Иоанна Лествичника, с надписью по листам: «сия книга принадлежит Площанской пустыни, Иеромонаху Макарию, получена на благословение от Старца Схимонаха Афанасия 1825 года Октября 6 дня». Писана полууставом в ¼ д. л., в корешковом переплете.

6) Сборник св. Отеческих писаний, а именно: а) Пр. Нила Сорского, б) Пр. Григория Синаита, в) Пр. Исихия Иерусалимского, 2) Пр. Феодора Едесского. Писан полууставом в ¼ долю листа. – Надпись на заглавном листе: «написа (сию книгу) Монах Ираклий, ученик Аввы Иоасафа, в лето 1757 году и даровася мною монахом Ираклием Игумену (Площанской Богородицкой пустыни) Серапиону обители сей, сам был (в ней) 1786 года Декабря 8 дня».

В числе этих рукописей есть несколько писанных рукою Настоятеля Оптиной пустыни о. Архимандрита Моисея и его брата по плоти и духу о. Игумена Антония, писанные ими во время их пустынного жительства в Рославских лесах в начале текущаго столетия, и рукою покойного Старца Иеросхимонаха Макария. Известно, что большая часть переводов Старца Паисия изданы в свете тщанием скитских братий, под непосредственным руководством самого Старца Иеросхимонаха Макария. Мы ограничимся здесь лишь простым исчислением сих изданий (о коих подробное описание сделано в биографии покойного Старца. Москва 1861 года).

1) Житие и писание Старца Паисия Величковского. О ошаянии брашен возбраненных монахом: а) предисловие, б) изследование Старца Поляно-Мерульской обители Василия. Жизнь о. Архимандрита Арзамазского Александра и его духовная переписка. Письма Старца Паисия к Марье Петровне Протасьевой, бывшей Игумении Арзамазской Алексеевской общины. 1847 года. Два издания.

2) Четыре слова огласительные к монахине, составленные и говоренныя 1766 года Иеромонахом Никифором Феотокием, бывшим в последствии Архиепископом Астраханским, переведенные с Греческого, Старца же Паисия. 1848 года.

3) Преподобного Отца нашего Нила Сорскаго, предание учеником своим о жительстве скитском. 1849года.

4) Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из св. Отцев, Старца Паисия Величковского. 1852 года.

5) Преподобных Отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Перевод с Греческого. Издание на Славянском наречии Русскими буквами. 1852 г.

6) Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова, Игумена и Пресвитера, бывшего от ограды св. Маманта, – словеса зело полезная. 1852 г.

7) Оглашения Преподобного Феодора Студита. 1853 г.

8) Преподобного Максима Исповедника, толкование на молитву «Отче наш» и его «слово постническое» по вопросу и ответу. 1853 г.

9) Св. Отца нашего Исаака Сирина, Епископа Ниневии, Слова духовноподвижническия, переведенные с Греческого Старцем Паисием Величковским. Напечатана на Славянском наречии гражданскими буквами., 1854 г.

10) Преподобных Отцев Варсануфия Великого и Иоанна, руководство к духовной жизни, в Русском переводе. 1855 г.

11) Преподобного Отца нашего Аввы Фессалия, главы о любви, воздержании и духовной жизни. Перевод с Греческаго Паисия Величковского. На Славянском и Русском наречии. 1855 г.

12) Преподобного Отца нашего Аввы Дорофея, душеполезные поучения и послания, с присовокуплением его вопросов и на оные ответов, данных его Старцами – святыми Отцами Варсануфием Великим и Иоанном. В Русском переводе. 1856 г.

13) Житие Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова. На Славянском наречии. 1856 г.

14) Преподобного и Богоносного отца нашего Марка-Подвижника, нравственно-подвижническия слова, в Русском переводе. 1859 г.

15) Преподобного Отца нашего Аввы Орсисия-Тавеннисиотского, учение об устроении монашеского жительства, в Русском переводе. 1859 г.

16) Слова Преподобного Отца нашего Аввы Исаия отшельника Египетского, духовно-нравственные слова, в Русском переводе. 1860 г.

Все эти издания печатаны были в Москве.

Но некоторые из переводов блаженного Старца Паисия остаются еще неизданными. – Скитской библиотеке принадлежит честь благоговейного хранения полного собрания трудов сего приснопамятного трудолюбца.

Из печатныих книг замечательны старопечатные (считая пределом 1725 г.) и редкия:

Во II отделении (книги Св. Писания).

1) Новый Завет, в ½ долю листа, Московской печати, 1702 года.

2) Библия, в лист, Московской печати, 1757 г.

3) Разсуждение о книге Соломоновой – Песнь песней. Московской печ. 1784 г., сочинения Феофана Прокоповича, направленное, как известно, против В. И. Татищева. Издание второе.

В III отделении (богослужебные).

1) Трефологион, сиречь словопитание. Киевской печати, 1734 г., в лист большего формата. В этой книге замечательна литография, изображающая взятие на небеса Божией Матери, – резал на дереве Аверкий Козачковский. 1734 г.

2) Полуустав, изданный повелением и благословением ясне-Преосвященнаго, в Бозе Его милости Господина отца Кvр Петра Могилы милостию Божиею Архиепископ Митрополит Киевской Галицкой в Киевопечерской тvпографии первее издася року 1643.

На обороте выходного листа герб панов Брозовских и далее следует посвящение от Митрополита Петра Могилы сей книге: «его милости пану Максимилиану Брозовскому Подстолему Воеводства Киевскаго».

В IV отделении (писания св. отцев).

Кроме вышеозначенных изданий сей пустыни замечательны:

1) Лествица с толкованием, в лист, Славянской печати. На выходном листе значится: «сия святая и богодухновенная книга глаголемая Лествица, тvпом издана в Варшаве в типографии Е. К. В. Короля Польскаго, Великаго Князя Литовскаго и в лето от создания мира 7293. С переводу, печатана в Москве в лето 7155».

2) Слова св. Исаака Сирина, в лист, на Славянском наречии, напечатана в Молдавском Нямецком монастыре, в 1812 году.

3) Книга св. Аввы Дорофея, в ¼ д. л. малого формата, Славянской печати в 7275 (1767) «в граде Вильне в обители Святыя Живоначальныя Троицы чина св. Василия Великаго». По листам надпись: «сия богодухновенная книга города Семенова жителя крестьянина Гаврила Иванова сына Ивавова, цена дана рубль пятдесять копеек. 1793 года Июня в 23 день».

В V отделении (духовно-нравственные).

1) Зерцало Богословия в ¼ д. л., Иеромонаха Кирилла Транквиллиона, «напечатано в тvпографии Архимандрита Кvр Варлаама Шептицкаго, тvпом изображена в сей же тvпографии св. Православной обители Упевской року 1697 Сентября 1-го». Надпись на заглавном листе 7202 (1694) году. Мая в 15 день сию книгу купил Столник и Полковник Иван Клементьев Ушаков, будучи в Киеве.

2) Тоже сочинение в ¼ д. л., печат. в типографии Почаевской лавры, вторым изданием, в 1790 году, с первого издания, напечатана там же, в 1618 году.

3) Камень Веры, Стефана Яворского. Москва. Издание 1749 г.

4) Книга Никона Черной-горы, в лист, Славянской печати, написана, как значится в выходном листе: «в святей обители Густине в монастыре общежительном Прилуцком св. Живоначальныя Троицы, при Отцу Авксентию Игумену Густынском, в лето 7178, а от Р. X. 1670 месяца Июня 14 дня. А напечатана в Почаевском монастыре в лето от создания мира 7303 (1795)».

5) «Известие решительное, о бедственных и недоуменных случаях, и како Иерею и Диакону и прочим в томь исправлятися» С первого издания 1705 года, напечатана вторым изданием в 1739 году в типографии Киево-Печерския лавры, в ¼ д. л.

6) Царский путь креста Господня сочинение Иоанна Максимовича Архиепископа Черниговского, напечатана в типографии Черниговского Троицко-Ииьинского монастыря в 1709 году, с рисунками.

7) «Феатрон, или позор всенародным Царем, Князям, Владыкам, всем чиномь угодный», без выходного листа.

8) Диоптра, или зерцало мирозрительное Московской типографии корректором Г. С. Ивановым Тредьяковским. Московской печати 1781 года в ¼ д. л., в кожаном переплете.

К этому же разряду отнесем довольно полное собрание полемических и исторических сочинений против раскольников, писанных в прошлом и нынешнем столетиях, между коими есть и уважаемые ими самими старопечатные, (то есть печатанные до Патриарха Никона) книги:

8) Апостол 7161 (1653) года, Московского издания.

9) Кормчая 1650 года, Московского издания.

10) Катихизис большой; с Московского издания 1627 года печатан в Гродненской типографии в 1783 году.

11) Катихизис малый, в ¼ долю листа, с Московскаго издания 7153 (1645), печ. в Почаевской типографии в 7290 (1782);

12) Потребник. 7147 (1639) года. Московск. изд.

13) Книга о Вере, с Московского изд. 7156 (1648) года, печат. в Гродне 1785 года.

14) Книга Кириллова. С Московского издан. 7152 (1644), печ. в Гродне в 7299 (1791) году.

Все эти книги, как необходимые для состязания с раскольниками, при обращении их к истинной вере, служат украшением всякой монастырской библиотеки.

Поводом к собранию этих книг послужило то обстоятельство, что в скиту Оптиной пустыни, со времени приснопамятного Старца Иоанна (+1849), заслужившего известность своими обличительными против раскольников сочинениями, не прекращаются занятия по этому предмету. Примеру о. Иоанна последовал келейный и ближайший ученик Старца Иеросхимонаха Макария И. И., из Саратовских граждан; принимавший, до поступления в монастырь, деятельное участие в обращении раскольников, при незабвенном, по своей ревности в деле раскола, Архипастыре Преосвященном Иакове. По поручению Настоятеля о. Игумен постоянно занимается увещанием присылаемых Епархиальным начальством в обитель раскольников, и при помощи Божией, одною силою убеждений и доказательств, основанных на уважаемых ими же упомянутых выше книгах (без чего тщетны останутся все убеждения), успел обратить к Православной Церкви не одного из закоснелых приверженцев мнимой старины.

В отделении VI (историческом).

1) Лимонарь, в ¼ долю листа, напечатан «во дворе Иова Борецкаго, Митрополита в граде Киеве Спиридоном Соболем Тvпографом в року от Р. X. 1628 года».

С этой книгой вместе переплетен Акафист; тоже, судя по печати, изданный в XVИИ столетии, в одной из типографий западного края, без выходного листа.

2) Алфавитный Патерик напечатанный (как значится в выходном листе), в Супрасльской типографии в 7299 (1791) году, в ¼ д. л. в кожаном переплете.

В этом отделении есть – особенно заслуживающее внимание – собрание жизнеопнсаний замечательных Русских подвижников, описания путешествий к св. местам и описание многих известных монастырей.

В VИИ отделении собраны почти все взвестные духовные журналы прошлого и настоящего времени.

В VИИИ отделении: словари Греческие и Латинские, собрание месяцесловов, между коими замечателен любопытный месяцеслов 1776 года, изданный Рубаном, – и несколько учебных руководствь по разным предметам.

К северной стороне скита примыкает старинная монастырская пасека (пчельник); она обнесена вокруг досчатым забором и соединяется, со скитом небольшими калитками. На пасеке, также как и в скиту, разведен плодовый сад и вырыт пруд, а между деревьями расставлены ульи со пчелами. Пчел до 100 колодок. Пчеловодство ведется ио системе Прокоповича.

В средине пространства, занимаемого пасекою и садом, стоит четверокелейный деревянный корпус, в котором, во все пребывание свое в скиту, жил славный Старец Иеросхимонах Леонид (Лев), и там принимал приходящий к нему пользы ради и советов духовных народ. Этот корпус, по месту своему, был самый удобный к тому, чтоб приемом мирского народа не нарушить покоя и безмолвного жительства насельников скитских. В последствии в том же корпусе жил, до самой кончины, любитель безмолвия, бывший Валаамский Игумен Варлаам (+1849). Памятником его подвижначеской здесь жизни служит небольшая деревянная келейка, сколоченная им самим из досок, в самой отдаленной части пасеки, над прудом, у забора, под сенью развесистой ели. В эту безмолвницу (отделенную от дремучаго леса только досчатою стеною), притружденный Старец уединялся на молитву, проводя в ней безсонные ночи, как понудитель Своего естества царствия ради Божия, которое, по слову Спасителя, – нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). Кроме четверокелейного корпуса, в котором живут ходящие за пчелами братия, – на северной стороне пасеки, под одною кровлею, помещаются: сарай для дров и пустых ульев, а по сторонам его омшанник для уборки на зиму пчел, и светелка, где помещаются разные принадлежности пасечного хозяйства. Меду в год получается от 25 до 50 пудов, воску 3–4 пудов.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]