Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да хо­чешь по­лу­чить ис­тин­ный по­кой ду­шев­ный, то пос­лу­шай Гос­по­да, за­по­ве­дав­ше­го нам: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29). Ви­дишь, че­му бо­лее по­ве­ле­ва­ет Гос­подь на­у­ча­ти­ся – сми­ре­нию и кро­тос­ти, ко­то­рые толь­ко мо­гут нас ус­по­ко­ить, но на­у­ка эта не от од­но­го ра­за и не в один день или год при­об­ре­та­ет­ся, но мно­гим вре­ме­нем, по­нуж­де­ни­ем се­бя и по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

Что­бы не иметь ни­ка­кой скор­би и вдруг по­лу­чить спо­кой­ствие – это от­нюдь не воз­мож­ное де­ло; ког­да все страс­ти по­бе­дим, унич­то­жим гор­дость и стя­жем сми­ре­ние, тог­да об­ря­щем и по­кой, ибо и Гос­подь по­ве­лел учить­ся от Не­го кро­тос­ти и сми­ре­нию, для об­ре­те­ния по­коя (Мф. 11, 29).

преп. Макарий

Мы, осуж­дая дру­гих, се­бя мним неч­то бы­ти и ли­ша­ем­ся спо­кой­ствия; вы зна­е­те Гос­под­нее сло­во: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29), то аще не име­ем спо­кой­ствия ду­шев­но­го, зна­чит, не име­ем сми­ре­ния и кро­тос­ти.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ПОСТ

Постясь телесно, поститесь и духовно

Благодарю вас за поздравление меня грешного с наступающею св.Четыредесятницею. Взаимно и вас имею честь поздравить с тем же и пожелать вам, со всеми о Христе сестрами, провести Великий святой пост с пользою душевною - постясь телесно, поститься и духовно, дабы в мире и единомыслии соделать свое спасение.

Всеблагой Господь прощает бывшее от немощи нарушение поста

Пишете, что вследствие немощей телесных, по нужде, приходилось вам изредка в св. Четыредесятницу несколько нарушать строгость поста. Что делать?...Бывшее от немощи Всеблагий Господь да простит Вам и в добром да укрепит.

Если пост нерадиво провела, то надо приносить покаяние Господу

Пишешь, что пост нерадиво провела. Надо приносить покаяние Господу и стараться теперь жить исправнее и больше смиряться.

Как ни бывал болен батюшка о. Амвросий, а не разрешал великим постом на рыбу

Пишете еще о себе, что вы нездоровы и сестры пристают к вам, чтобы Великим постом дали разрешение на рыбу. Мое же мнение такое - придерживайтесь пока совета покойного нашего батюшки о. Амвросия: "Ешь картофельку с верой". Вместе с тем хорошо бы этим постом вам почаще сообщаться Св. Христовых Таин, хоть бы каждую неделю. По болезни вы можете поговеть только один день, например, пяток, а в субботу сообщитесь. Как ни бывал болен покойный батюшка о. Амвросий, а не разрешал Великим постом на рыбу.


Еще пример. Жил у нас в Оптиной на покое о. архимандрит Ювеналий. Пришлось ему однажды встретить Великий пост больному. В недоумении он говорил: "Чем я теперь буду питаться?" И однако все-таки не разрешил на рыбу. Впрочем, прибавлю к сему: смотрите на свои телесныя силы - если они со дня на день будут ощутительно ослабевать, в таком случае можете несколько придержаться и докторскаго совета, с покаянием и самоукорением. В крайних случаях и батюшка о. Амвросий имел обыкновение повторять народную поговорку: "Бей в решето, коли в сито не пошло".

ПОУЧЕНИЕ ДРУГИХ

Поучать можно лишь тогда, когда у слушающего есть к этому расположение

С учительницей старайся мирно жить. Когда видишь, что она имеет расположение послушать тебя, то можешь сказать ей о том, что она не так поступает. А если она на это только обижаться будет, то в таком случае молчи. А по любви к ней молись за нее Богу, чтобы Господь сохранил ее от всего неподобного. Да больше смотри за своими немощами, и считай себя всех хуже и грешнее, и никогда никого не осуждай.

Когда есть нужда духовная, пусть сестры ходят к тебе

Лидию принимай, но от любопытных вопросов старайся ее отучать. Пусть больше спрашивает или говорит о состоянии своем душевном.


Когда есть нужда духовная, пусть сестры ходят к тебе, и открывают свои нужды, и с верою твои наставления приемлют. А без дела, для одних разговоров - им не следует к тебе ходить.

ПОХВАЛА

Похвала вредит душе

А когда люди хвалят, то это вредно для души.


А если люди хвалят, ты сама укоряй себя.

Похвалы убегай

Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали. Когда же что сделаешь, то думай о себе, яко неисправна есть, ибо сделала только то, что должна была сделать, да вспоминай, сколько опустила - тогда и не будешь хвалиться.

Если от похвалы чувствуешь удовольствие, значит нет смирения

Чувствуешь удовольствие, когда хвалят. - Это и показывает, что нет... смирения. Надо скорее каяться в этом чувстве.

ПРАВИЛА

Надо понуждать себя на исправление правила

Правило надо бы исправлять, на это время не очень много надо.


Правило молитвенное старайся не опускать, а то можно в нерадение придти.


Пишешь, что плохо исправляешь свои правила. Бог простит, но понуждаться надо. Если не исправляешься, то больше смиряться и укорять себя следует.

Правило надо справлять с усердием

Лучше пусть <Евстолия> маленькое правило справляет, да с усердием, нежели большое, да кое-как.

Ради работы оставлять правило нехорошо

... старайся поменьше брать чужой работы, а то нехорошо ради работы оставлять правила.

Правило должно быть по силам

Ты написала, что набрала много молитвенных правил, а исполнять их не успеваешь, отчасти потому что тебе некогда - занята казначейскими делами - отчасти же по слабости сил. Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием. А то в иной раз долго промолишься, а в другой проспишь. При посильном же правиле не будешь смущаться.


Правило свое ей <сестре> лучше оставить - оно велико и неполезно ей. Пусть справляет две пятисотницы, ходит к службам, со смирением несет свое послушание. Пусть читает одну кафизму, причем на 1-ой "Славе" пусть поминает о здравии всех сразу и кладет один поклон за всех, на 2-ой "Славе" пусть поминает за упокой и опять кладет один поклон, а свои прочие поклоны пусть оставит.

О размере келейного правила

Касательно келейных правил. У тебя какая-то неравномерность - то уж очень много набрала было себе правил, а то съехала на одни вечерние молитвы. По моему же мнению, не лучше ли тебе делать так: вечерние молитвы пусть остаются постоянным твоим правилом. А если в иной день время и обстоятельства позволяют, то к ним можно бы и еще что-либо прибавить - или акафист какой, или еще что.

Наши покойные старцы в бденные дни отменяли келейное правило

Пишешь, что случилось кряду три бдения, и ты совершала в это время келейное правило, и очень уставала, - дело естественное. Но наши покойные старцы в бденные дни, ради трудности службы, отменяли келейное правило. Можешь и ты так же поступать.

О неисправленном правиле надо каяться духовному отцу

Правило, которое дал отец духовный, надо справлять. А когда не справишь, то надо ему каяться в этом.


Если когда по послушанию или по немощи телесной упустишь службу или правило, то не надо смущаться, а только покаяние приноси, да по силе понуждай себя.

При упущении правила надо больше смиряться

Правило свое старайся выполнять, а если когда не исполнишь всего, то смиряться надо, мысленно укоряя себя за неисправность. И тем самым надо видеть себя хуже всех.

О схимническом правиле

Поскольку спрашиваете, как должны схимники исполнять правило, посылаю вам письмо Батюшки о. Макария. Прочтите также письмо 44-ое и схимник. - О. Амвросий давал и посылал почитать это письмо батюшки всем, кто спрашивал о схимническом правиле. А еще о. Амвросий говорил, что тому, кто дважды принял постриг, нужно и пятисотницу исполнять дважды.


Монахинь Митрофанию и Геннадию, желающих принять схимы, Бог благословит. И пусть исполняют, как пишет батюшка. о. Макарий. Я хотел только показать, где об этом написано, но подумал, может, у вас этой книги нет, поэтому посылаю ее. Пусть прочитывают и другое все хорошее, что в этой книге написано.

ПРАВИЛО

За то, что ходила на венчание смотреть, клади по три земных поклона целый месяц.

ПРАЗДНОСЛОВИЕ

Через разговоры впадаешь в грех осуждения, ведущий к погибели души

В душе своей убегай разговариваний, потому что при разговоре многие и многих осуждают на пагубу души своей.


Пустыми разговорами лучше не заниматься, а читать в то время книгу какую-нибудь.

От празднословия спасайся молитвой Иисусовой

Смеяться попусту грешно, также и празднословить не надо. Приучайся меньше говорить, а больше слушать да старайся молитву Иисусову почаще творить.


Приучайся Иисусову молитву творить во всяком деле, а празднословить не надо. Если спрашивают - отвечай, а не спрашивай. Сама говорить не начинай.


Всячески старайся не уклоняться в празднословие и осуждение ближних, в многоядение и лакомство.

ПРЕЛЕСТЬ

Прелесть есть следствие гордости и самомнения, избавляются от прелести черными работами

Мавра ваша, как видно из вашего описания, находится в прелести. - Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши старцы определяли в черные труды. Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то проклятая гордость хотя несколько сбивается черною работою. Не мешало бы и вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ее силе, например, картофель чистить или посуду мыть и пр. А уединенную жизнь разрешить ей ни под каким видом не следует. Ибо, как вы заметили, от этого она должна совсем с ума сойти.. Часто сообщаться Св. Таин ей также не следовало бы. Пусть бы духовник ее сначала склонил ее к смирению и самоуничижению.

Чтобы не впасть в прелесть, надо держаться боголюбезного смирения

Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. - Пусть она держится боголюбезного смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшею всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию св. отцев, "смирение непадательно".

ПРИВЕТСТВИЕ "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"

О силе приветствия "Христос Воскресе!"

Велика сила в сем кратком приветствии, которым приветствую вас: "Христос Воскресе!" Как свидетельствует св. Иоанн Златоуст в своем "Слове" после утрени: "Воскресе Христос и низложися ад, Воскресе Христос и падоша демоны, Воскресе Христос и радуются ангелы, Воскресе Христос и попрася смерть, Воскресе Христос и воцарися жизнь". И еще многократно повторяется в церковной службе: "Святися, святися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на те возсия", то есть: радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дщерей православной Церкви".

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

Господь не оставит тебя без Своего промысла

Господь да утешит в скорбях твоих и поможет в послушании твоем. Не скорби и не унывай много. Господь милостив и не оставит тебя без Своего Промысла, только не ленись работать ему чистым сердцем и исполняй Его заповеди.

Промысл Божий ведет каждого своим спасительным путем

А мы то что? Правда, люта зима скорбей, но что бывает после зимы? Прекрасная теплая весна, майское лучезарное солнце, птички, бабочки, цветы - все, что радует сердце человека. Все как бы согласно говорит: "Забудь зиму и ее невзгоды". Старайся, родная, предаваться воле Промысла Божия, который каждого ведет своим спасительным путем. Надо же испытать и скорбное, старайся удерживать себя от ропота. А когда ропщешь, проси прощение, приноси Сердцеведцу покаяние и укоряй себя. Помоги Господи.

Божее попущение происходит не без Божиего промысла

Божее попущение на вашу св. обитель, конечно, было не без спасительного Божиего Промысла. Старайся не входить ни в какие дела и от слышания уклоняй ухо, тогда будешь все-таки покойной.

ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ

Прощая ненавидящих нас, получаем прощение от Господа

Ненавидящих нас всем все прости. Ими восприемлем прощение от Господа, и друг друга мысленно по-евангельски обымем.

За смирение получают прощение от Господа

Что было с тобой, этому смущаться не надо - это искушение. Смиряйся больше, и слушайся, и по-своему не делай - тогда Господь и помилует тебя.

О том, как начальствующим можно примириться с сестрой

Затрудняюсь ответить, как поступить с м. Анною Смирновской, сходить ли к ней или пождать, чтобы она к вам пришла. - Конечно, последнее будет складнее. Только если находите нужным личное объяснение с нею, то направьте к ней какую-либо монахиню, которая бы от своего лица посоветовала бы ей самой сходить к вам для объяснения, а вместе и для испрошения прощения. Если же м. Анна не захочет сего сделать, то оставьте ее пока, а только молитесь за нее, дабы Сам Господь направил ее на полезное и спасительное.

ПУТЬ СРЕДНИЙ

За все Богу благодарна будь. Он все творит во благо нашего спасения. Когда задремлим, Он даст толчок, дабы мы пробудились от сна забвения-нерадения, а когда очень увлекаемся, проявляя ненужные предрасположения, тоже посылается толчок, дабы немного приостановили свое быстрошествие. Св. отцы указали прекрасный царский путь, т. е. "не тихо и не шипко"...


Написала еще ты, что прервала свою ночную молитву, чтобы не проспать утреню. Да уж и Господь сказал: "Сие творите, и онаго не оставляйте". Мне думается, что дать себе хоть краткий отдых проще будет. Держись более самоукорения.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>