Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Для гор­де­ли­вых уко­ре­ние – нож ост­рый, а для сми­рен­ных – на­ход­ка бо­га­тая.

преп. Антоний

Уны­ние зна­чит та же лень, толь­ко ху­же. От уны­ния и те­лом ос­ла­бе­ешь, и ду­хом. Не хо­чет­ся ни ра­бо­тать, ни мо­лить­ся, в цер­ковь хо­дишь с неб­ре­же­ни­ем, и весь че­ло­век ос­ла­бе­ва­ет.

преп. Амвросий

Мрач­ность-то ду­ха, хо­тя и ко ис­ку­су по­сы­ла­ет­ся иног­да, од­на­ко все на­доб­но ис­пы­тать: не за гор­дость ли по­сы­ла­ет­ся? – и на­доб­но сми­рить­ся.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ЛЮБОВЬ

Выражать любовь надо молитвою и послушанием

Нежные чувства, может быть, и негреховные были, но предаваться им никогда не надо. Надо любовь молитвою выражать и послушанием, а не поцелуями.

Надо отличать любовь пристрастную от чистой любви

Пристрастная любовь различие имеет от любви чистой. Первая - со страстным чувством в сердце, с движением крови, с непристойными мыслями, а вторая - тиха и мирна. Где мир - там Бог, а где враг - там смущение.

"Хранит Господь вся любящие его"

Слава и благодарение Милосердному Господу за Его великую милость к вам и вашей обители, что от взрыва магазина обитель и здания монастырские нисколько не пострадали. На деле видим, что, по слову Псалмопевца, "хранит Господь вся любящие Его".

ЛЮБОПЫТСТВО

Любопытствовать - грешно.

Любопытствовать о чужих мыслях - грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться.

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

Написали вы, матушка, что остались на старом месте в своей обители, чему и вы сами, и все сестры вашей обители очень рады. Сочувствую и аз грешный вашей общей радости и молитвенно желаю, да сподобит вас Господь и век свой скончать в своем монастыре. Действительно, поживши долгое время на одном месте, тяжело расставаться с ним и с окружающими людьми.

МИЛОСТЫНЯ

Подавать милостыню следует по силе и возможности

Подавать... милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преп. Варсонофий Великий говорит: "Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит".


Можно и бедным помогать, только не сама собой. Дай матушке для нищих, сколько желаешь. А если это почему-нибудь неудобно, то присылай сюда - все пойдут бедным, и Господь примет твое произволение и усердие.


На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить - это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после.

О подарках бедным

Подарки бедным сестрам можно и самой давать, если матушка против этого ничего не имеет. Иногда дать бедным можно и потихоньку.


На подрясник не посылай, не трудись, за усердие спаси господи. У меня есть такой, только я не ношу его - в нем слишком жарко. Лучше подари что-нибудь бедным сестрам. А если уж приготовила материал, то присылай, что с тобой делать.

МИР ДУШЕВНЫЙ

Мир душевный достигается смирением

Без смирения спасение невозможно и мирна никогда не будешь. Так же и в неприятностях надо себя винить, а не оправдываться, и просить прощение. Это опять, скорее всего, умиротворит твою душу.


Смиряйся больше, слушайся матушку, и себя укоряй, да других не осуждай - тогда всегда будешь покойна.


Евстолии посылаю благословение. Господь да подаст ей мир ненарушимый, который чрез смирение приходит.


В смирении и самоукорении покой заключается.

Мир в душе вводит Бога в душу

Что на душе мир и со всеми покойна, за то благодари Бога и всеми силами старайся хранить сей мир, ибо он вводит Бога в душу. Смирение же, второе достоинство, приходит чрез первое, когда душа утвердится в первом.

При немирствии спастись трудно

Еще пишешь, что в келье нет у вас мира. Дай Бог, чтобы был, а то когда немирствие, то и спастись трудно.

Немирствие тоже учит полезному

Что мир между вами - это хорошо. Но и противоположное состояние тоже научает полезному, чтоб сносить немощи немощным и себя укорять.

МОЛИТВА

Молитва есть пища души. Кто больше и внимательнее молится, у того душа имеет больше силы к перенесению скорбей. "Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя".

Надо по силе понуждать себя к молитве, а за нерадение Бог наказывает внезапной смертию

К молитве принуждай себя, смиряйся больше и не осуждай других.


Надо по силе понуждать себя к молитве. Стоять не можешь - сидя молись, твори молитву Иисусову. А за нерадение Бог наказывает внезапною смертию.

Соединяй с молитвой смирение и послушание

Старайся соединять с молитвой смирение и послушание, и тогда твоя молитва исправится перед Господом.


Твори больше молитву устную со вниманием.

Высшую степень молитвы нельзя проходить без опытного наставника

Соединять ум с сердцем - это не твое дело, ты еще не дошла до этого. А ты должна молиться со вниманием, удерживая помыслы свои.


Спрашиваешь о молитве. Как ее творить? - Твори, когда есть желание. А во время рассеянности твори устами, вполголоса, т.е. чтобы слышали твои уши. Когда же имеешь мирные помыслы и все вообще мирное, то тогда лучше умом, со вниманием. Держи больше молитву устную со вниманием. Высшую степень молитвы нельзя проходить самочинно, без опытного наставника. Устную молитву можно творить всегда и за всяким делом, и в церкви. Пиши подробней о ходе молитвы.


Пишешь о сердце. Если не понимаешь, то и не надо понимать, а молись, как молишься. Св. отцы запрещают искать сердечного места, а советуют молитву творить. И в уме представлять ничего не надо, а если что представляешь, то не обращать на сие ни малейшего внимания.

Если преуспеваешь в молитве, считай себя недостойной сего дара Божия и смиряйся

И не удивляйся тому, что Господь подает тебе в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по неведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойною сего дара Божия и всячески укоряй себя пред Господом, что, по нерадению своему, не можешь удержать в себе этот дар и вскоре теряешь его.


На горение духа и на усердие в молитве пусть <Паша> со смирением смотрит. Это дает Господь по милости Своей, а если будет гордиться этим, то отнимется у ней это. Говорить о молитвенных чувствах следует духовной матери, а рассказывать каждому - не должно.

Тщеславие и осуждение препятствуют к молитве

Это хорошо, что сознаешь в себе тщеславие и осуждение. Против сих страстей и подвизайся с помощию Божиею, а то это немалое препятствие к молитве.


Молитва с самопонуждением состоит в нашей воле, а молитва с умилением зависит от Бога.

Можно молиться своими молитвами или словами

Молиться с самопонужднием состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.


Еще пишешь, что во время молитвы некоторые слова особенно трогают и ты повторяешь эти слова по несколько раз, а затем молишься своими молитвами или словами. - Такой способ моления не отрицается, а, напротив, затворник епископ Феофан поощряет к такой молитве.


Мы должны понуждаться произносить молитву с сокрушением сердца, со смирением, с целию покаяния, и больше ничего.


Молитва без понуждения редко бывает, а к радости часто примешивается тщеславие, поэтому надо радость и любовь отстранять от себя смирением и пребывать в чувстве покаяния и сокрушения в своих грехах.

Оставлять молитву грешно

Молитву старайся не оставлять, ее надо дочитывать до конца, не обращая внимания на помыслы.


Молитву не надо оставлять, это грешно. Работать работай, но и свои правила справляй, а то без молитвы и работа спориться не будет.


Молитовку не оставляй. Всегда, когда не можешь идти в церковь, молись почаще во внутренней своей клети – в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Да поможет тебе Господь приучиться к сему. Вспоминай почаще и о последнем часе нашей жизни.


Пишешь, что усердия и теплоты не ощущаешь в молитве. По Божиему смотрению, сие бывает к смирению нашему, иногда оно попускается за осуждение ближних или за превозношение. Надо смиряться более, и признавать себя недостойной дарований, и быть более прилежной в молитве. Оставлять же молитву никак не должно. За терпение не оставит Господь.

Когда работаешь, старайся проходить молитву без четок

Про ряску матушке не говори, мне написала - и ладно. Тут не следует обижаться, что другой отдала сработать. Надо дать работу и другой и помочь ей. Начать работу Бог благословит. Только тогда уж будет неудобно творить молитву по четкам, старайся так приходить - без четок. А если можно будет, то и по четкам.


Внимание в молитве есть дар Божий и дается после усилий и молитв смиренным.

При народе надо творить молитву про себя

Жалуешься на рассеянность, что не можешь всегда внимательно молиться, - да всегда внимательно молиться и никто из живущих на Земле не может. Это, по замечанию св. Иоанна Лествичника, свойственно только ангелам.


Пишешь, что в молитве часто увлекаешься. Понуждать себя надо ко вниманию. А что не скоро дается, то надо знать, что внимание есть дар Божий и дается после усилий и молитв, притом - смиренным. Унывать не надо, что иногда нет внимания, надо трудиться и просить Бога. При народе молитву надо творить про себя, умственно.

Состояние слезной молитвы есть дар благодати Божией

Во втором письме ты описала свою слезную молитву. По замечанию опытных в жизни духовной людей, если во время такой молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то это состояние есть дар благодати Божией, и, если в это время поклоны мешают, то можно их оставлять. Но должно при этом помнить, что это - дар Божий, а не плод твоих трудов и усилий. Уже потому можешь о сем заключить, что, когда прошло это состояние, ты уже никакими усилиями не могла возвратить его. А потому, при подобных случаях, более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойною такого дара небесного из-за безчисленных грехов своих, повторяй в уме сие: "Всех превосхожду грехом, кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь, непщую думаю отягчити небеса. Аще слезю, якоже блудница, оскверняю слезами землю. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и помилуй мя". При этом еще помни, что, "кому дано много, с того и много взыщется". А потому взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на страшном суде Его.


Молитву твори устами, а когда случится то состояние, о котором писала, то можно устами перестать творить. Но это в редких случаях, когда именно то состояние само придет, а искать его не следует.

Поклоны при молитве разрешаются по благословению духовного отца

Сестре той надо прямо запрещать рассказывать другим о своих поклонах; надо, чтобы делала сие в тайне и по благословению духовного отца. А если самочинно делает, то получит только вред от своей молитвы.

Страх во время ночной молитвы - обычная демонская уловка

Во время ночной молитвы враг наводит на нее <Евстолию> разные страхования. - Это обычная демонская уловка. Но, по замечанию преп. Иоанна Лествичника, при молитве и крестном знамении не следует сего бояться, а должно все это презирать.

Мрачное настроение бывает от небрежения об молитве

Мрачное настроение очень может быть от небрежения об молитве, ибо без молитвы душа чувствует голод.

Молитва Ефрема Сирина

Читай в уме чаще молитву св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" - всю до конца. Каждое слово читай с чувством и усваивай. Сердцу своему тогда смирение приобретешь.


За собой следить помоги тебе Бог. И сама молись: "Даруй ми, Господи, зрети моя согрешения". И приноси в них покаяние, и старайся исправляться, и проси помощи у Господа.


Да приложит Господь душевное смущение в тишину. Молись усерднее: "Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя согрешения, и не осуждать брата моего".


Против помыслов осуждения хорошо молиться молитвою св. Ефрема Сирина: "Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего " и проч..

Молитва за просящего тебя помолиться

Если кто просит тебя помолиться, то довольно сказать ему в ответ: "Спаси тебя Господи". Или на молитве помянуть раз. Конечно, если усердие имеешь, можно и в помянник записать, но если всех просящих так поминать, то будет невозможное. В церкви молятся о всех, "заповедавших нам недостойным молитися о них" - вот и клади поклон. Конечно, благодетелей надо поименно поминать.

Молитва за враждующих

За враждующих молиться должно так: "Спаси, Господи, и помилуй рабынь Твоих, сестер , и их ради святых молитв помилуй и меня грешную". Если так будешь молиться, покойнее будешь.

Молитва за иереев и относящихся к ним сестрам

Что же касается до неладных отношений ваших иереев и неодобрительных отношений некоторых из сестер к одному из них, то молитесь усерднее о них так: "Устрой, Господи, полезное и спасительное о наших иереях и относящихся к ним сестрах, и их ради святых молитв помилуй и меня грешную".

Молитва за старца

Молиться за старца всегда можно, но только не так, как молилась, а говори: "Упокой, Господи, душу его и его св. молитвами меня грешную помилуй". Можно и к нему обращаться с простой верою.

Молитва за "ненавидящих и обидящих нас"

Молиться за "ненавидящих и обидящих" должно так: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную , и ее ради святых молитв помилуй и меня окаянную грешницу".


Подозреваете, что есть шпионы. - Ну, что же делать? Потерпите и молитесь "за ненавидящих и обидящих вас", об их спасениии и чтобы, по молитвам их, и вас Господь спас.


Пишете, что у Смирницкой просили прощения, а она говорит: "Вот, сама же и виновата, потому и просит у меня прощения". В таком случае советую вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну и ея ради святых молитв помилуй и меня грешную". Затем мысленно простите ей то, чем она вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Тайнам.

Молитва за сестер, имеющих к вам неприязнь

В некоторых сестрах вы замечаете неприязненность к вам - молитесь за них, по наставлению преп. аввы Дорофея: "Спаси, Господи, и помилуй таких-то матерей или сестер, и их ради святых молитв помилуй и меня грешную". Силен Господь вразумить их.

Надо молиться за оскорбленных нами

Если кого оскорбишь, хоть и ненамеренно, а после помолишься за него, то это очень хорошо. Только в молитве себя больше укоряй.

Молитва за сбившихся с пути

Сестер и братьев твоих, сбившихся с доброго пути - жаль. Молись о своих братьях так: "Устрой, Господи, о братьях моих полезное и спасительное по воле Твоей святой".

Молитва за свободомыслящих людях

Братья твои, Владимир и Василий, и сестра Вера - люди свободомыслящие. Жаль их, но что же делать? Молись о них усерднее такою молитвою: "Устрой, Господи, о братьях моих и сестре полезное и спасительное по воле Твоей Святой".

Молитва о послушнице, строящей козни

Вы писали о какой-то 30-летней послушнице, которой хотели сделать выговор, сказав, что вы знаете все ее козни, - можно погодить об этом говорить, а вместо сего молиться с усердием: "Спаси, Господи, и помилуй сестру, и ее ради св. молитв помилуй и меня грешную".

Молитва за уходящих из монастыря должна быть еще более усердной

Молитесь непрестанно за них <своих чад>, чтобы Господь сохранил от мысленных волков и татей, и наставляйте их к доброму прохождению иноческой жизни словом и увещаниями. А кто уходит, что же с ними делать. Молитесь усерднее за них, чтобы Господь управил их путь ко спасению.

Перед сном надо обязательно молиться

Без молитвы спать не надо ложиться.


Привычку ложиться без молитвы оставлять надо.

После молитвы "Отче наш"...

После "Отче наш" можно говорить "Молитвами св. отцев".


После молитвы Господней "Отче наш" можно говорить "Яко Твое есть царство" сокращенно: "Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. - или же: "Молитвами святых отец наших".

О силе молитвы Серафима Саровского перед Господом

От девицы Елизаветы получил рубль. Спаси ее Господи, и помилуй, и здравия подаждь ей. Если есть с кем, то хорошо бы свозить ее помолиться куда-нибудь. Хоть бы в Саров, к батюшке о. Серафиму. Его молитва сильна у Господа.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>