Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Са­мо­чи­ние при­во­дит к тщес­ла­вию и окан­чи­ва­ет­ся ду­шев­ным вре­дом, а ког­да то же де­ло со­вер­ша­ет­ся с бла­гос­ло­ве­ни­ем, то ра­ди мо­литв бра­тии и нас­то­я­те­ля Гос­подь пок­ры­ва­ет пос­луш­ни­ка от все­го вред­но­го, и он по­лу­ча­ет ду­шев­ную поль­зу.

преп. Моисей

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Заботы

Вы жалуетесь на хлопоты и заботы и сожалеете о рассеянности вашей жизни. Все же вы знаете свой долг, и на какой конец мы созданы, то и посреди увлечения памятуйте это, дабы и из действий ваших житейских проявлялось жела­ние ваше к исполнению воли Божией, а при помощи Его и на деле исполнится. Невозможно же быть вам в совершен­ном бездействии физическом: тогда страсти больше будут беспокоить (преп. Макарий).


Это не худо, что вы обучаетесь сами знать хозяйство; вы составлены не из одной души, но и из тела, а тело нужно для спасения души, надобно же и о нем попещися (преп. Макарий).

Зависть

Зависть происходит от гордости и, вместе, от нераде­ния к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу. А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведного Авеля. Всего лучше... стараться истреблять за­висть в самом начале смиренною молитвою и смиренною исповедью и благоразумным молчанием (преп. Амвросий).


...Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностью и соперничеством, а затем рвением с досадою и пори­цанием того, кому завидуем (преп. Амвросий).


Вопрошаешь о страсти зависти, в тебе гнездящейся, и боишься, что она пребудет в тебе до гроба, да еще недоуме­ваешь, как она происходит от гордости? Рассуди, не от самолюбия ли и славолюбия твоего она есть? а сказано от <святых> отец: «самолюбив не может быть братолюбив». Ежели бы ты старалась о снискании смирения, не говоря уже, имела бы смирение, то предпочитала бы себе ближнего и все его выгоды. Что терзает завистника? Ближнего бла­гополучие или предпочтение; хотя и сам он имеет те же блага, а временем и предпочтение, но ему досадно, зачем он имеет то. А где любовь и смирение, там все изгибы зависти пожерты бывают. Не смущайся, что страсть тебя стужает, но старайся противляться оной самоукорением, смирением и любовью. Когда зависть есть, то уже явно любовь и смире­ние изгнаны вон, а без них и добродетели ничего не стоят. Ты не отчаивайся и не думай, что до гроба пребудет с тобою эта страсть, по мере умаления самолюбия и приобре­тения любви и смирения и от оной получишь свободу (преп. Макарий).


...Находясь в церкви и чувствуя мир и тишину, утешалась оными, а после ощутила страсть зависти за предпочтение N., и мрак покрыл тебя, из сего должна видеть, что никак не должно думать о себе, хотя бы и великих дарований сподоби­лись; все еще в нас кроется тьма страстей... А как горька зависть и изъяснить трудно, и она не отвне, но извнутрь приходит от своего залога; обретый зависть, обрете диавола, а диавол тьма и смущение, а где благодать, там свет и мир. Подвизайся против сей страсти, и не думай, что люди подают повод к страсти, но случаи сии только показуют тебе оную, лежавшую в тебе скрытно и подвигшуюся от случая, смотре­нием Божиим, попущенного к исцелению твоему (преп. Макарий).


Ты описываешь свое нерадение и немирствие с жи­личкой, что она очень проста в раздаче сестрам. Проверь-ка свое сердце, не от зависти ли оно у тебя возмущается. Конечно, сказать можно, но гневаться из-за чужого добра зачем? Кто помнит о смерти и боится муки вечной, тот всячески понуждает себя к исправлению. И больше себе внимает. Господь сказал: «аще вы не отпущаете согрешений, то и вам не отпустит Отец ваш Небесный» (Ср.: Мф. 18, 35) (преп. Иосиф).


Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадо­ваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутною печалью, потому что завистли­вый благополучие и успехи ближнего почитает своим не­счастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидою. Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этою целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и гово­рит им: «Просите у меня каждый из вас, что ему угодно, только знайте, что второй вдвое получит, что попросит пер­вый». Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательст­вом к ближним, вместо получения обратился к злоумышле­нию и говорит царю: «Государь! прикажи мне выколоть глаз». Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание? Завистливый отвечал: «Для того, чтобы ты, госу­дарь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза». Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здесь выставили самую сильную степень зависти. Но и она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади» рабу Твою или «раба Твоего» (Пс. 18, 13—14). Также со смирением должно исповедовать не­мощь эту пред духовным отцом. А третье средство — вся­чески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божиею, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи (преп. Амвросий).


Если желаешь избавиться и от зависти и душевредной ревности, то же средство употребляй, молясь, «от тайных моих очисти мя, Господи» (Пс. 18, 13), и помышляя, что духовное неисчерпаемо, — твоего никто не восхитит, как и ты другого, всем достанет и не оскудеет (преп. Амвросий).


Не мирствуешь против келейницы м. И. Это явно, что ты по зависти немирствуешь. Сего бы не должно быть, зависти. Матушка Игуменья хорошо относится к ней, а тебя это раздражает, не надо кичиться пред другими; в очах Божиих она, может быть, ценнее тебя. Молитесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Заклятые дети

Слышал я, что бывали случаи, когда родители прокли­нали или заклинали своих детей, то они мгновенно исчезали; их уносил бес. Слышал также, что был случай, когда один из таких детей был возвращен бесом и рассказывал про себя, что он исполнял все дела, которые поручал ему ис­полнять бес во вред людям: «Я в это время всех видел, а меня и бывших со мною бесов никто не видел», — рассказывал он и весьма сему сначала дивился (преп. Варсонофий).

Заповеди Божии

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать и, по мере успеяния в оных, умножается; преступая же запове­ди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее (преп. Макарий).


...Жить по заповедям Христовым обязаны все православ­ные христиане, и ничем не можем оправдаться пред Богом за неисполнение их, кроме как Его предражайшими заслугами и истинным сознанием и покаянием в наших преступлениях (преп. Макарий).


...При исполнении заповедей Божиих нужно иметь сми­рение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Ср.: Лк. 17, 10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему быти (преп. Макарий).


...Старайся деланием заповедей Божиих благоугождати Ему, но чтобы все оные были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать... Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Бо­жиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхищении ума, это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех и отнюдь не надейся на себя... (преп. Макарий).


Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любы, радость, мир, дол­готерпение, вера, кротость, воздержание и прочее: ибо делани­ем заповедей является любовь Божия, по неложному Его словеси: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает» (Ср.: Ин. 14,21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершени­ем правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собою тесным союзом, одна без другой не может совершиться, по слову святого апостола Иоанна: «аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть...» (1 Ин. 4, 20). И паки Сам Господь глаголет: «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.7, 21) (преп. Макарий).


Спрашиваете, как делать все не по своей воле и как познавать и видеть волю Божию? Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Наша же воля развра­щенна, и требуется всегдашнее понуждение к исполнению воли Божией, и помощи Его надобно просить (преп. Макарий).


Всякому человеку дан разум, свободная воля и, ко ис­пытанию оных, закон. Исполнение заповедей Божиих во всяком звании доставляет человеку спасение. Но если мы находим в одном звании препятствие к сохранению чисто­ты или нравственности, и вообще к исполнению заповедей Божиих, то нимало не возбранительно искать уклонения от того, что нам вредит (преп. Макарий).


Господь даровал нам Свои заповеди и повелел оные исполнять; когда будем жизнь нашу по оным провождать, то получим благая Божия и здесь, и в будущей жизни, а ежели явимся преступниками заповедей Божиих, то не только здесь наказуемся, но, если не покаемся, и в будущем веке не избегнем наказания (преп. Макарий).


Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь — борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на гибель, а побе­дители — торжествуют. Это уже начало звериной филосо­фии, а уверовавшие в нее не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга, — и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления. И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обяза­тельны, а церковные постановления стеснительны. Нельзя доверяться этим помыслам. Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были сте­снительны. Да вовсе они и не так трудны! Чего требует Церковь? Молись, когда надо, постись — это надо исполнять. Про Свои заповеди Господь говорит, что они не тяжки. Какие же это заповеди? «Блажени милостивий...» (Мф. 5. 7) — ну, это мы еще, пожалуй, исполним: умягчится сердце наше, и мы окажем милость, поможем бедным лю­дям. «Блажени кротции...» (Мф. 5,5) — вот тут стоит высокая стена — наша раздражительность, которая ме­шает нам быть кроткими. «Блажени есте, егда поносят вам...» (Мф. 5, 11) — тут уже в нашем самолюбии и гордости почти непреодолимая преграда к исполнению этой заповеди — милость мы оказываем, пожалуй, даже спра­вимся со своей раздражительностью, но снести поношение, еще добром заплатить за него — это уже вовсе невозможно нам. И вот преграда, которая отделяет нас от Бога, и которую мы и перешагнуть не стараемся, — а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве (преп. Варсонофий).


И Бог возлюбит тебя. Ибо Он Сам говорит: «Аще кто заповеди Моя соблюдет, Аз возлюблю его и прийду к нему Сам» (Ср.: Ин. 14, 21). «Аз и Отец к нему прийдем и обитель у него сотворим» (Ср.: Ин. 14, 23). Значит, так и будут жить у тебя в сердце. Сего-то я тебе, О., и желаю больше всего на свете (преп. Анатолий).


«Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36, 31). Как достигнуть того, чтобы закон Бога был в сердце? Прежде всего, закон Бога надо помнить. А для того, чтобы помнить, надо его знать, или через слышанное, или через прочитанное. А чтобы узнать его, надо иметь желание, стремление к познанию закона Божия. Но недостаточно, чтобы только знать и помнить закон Божий. Холодное, умственное знание закона Божия безжизненно. Только при­нятие закона Божия сердцем дает ему жизнь. Сердце же у всех развращенное, и поэтому надо себя понуждать к принятию закона. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12). Надо стараться, чтобы вся жизнь, целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она была согласна с волею Божией. Только при таких условиях чисто будет наше сердце, и только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5, 8) (преп. Никон).


«Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небес­ное» (Мф.5, 3). Это надо понимать так: блаженны сми­ренные, сознающие свою греховность, свое недостоинство. Из первой заповеди вытекает вторая: «Блажени плачущии» (Мф.5, 4). Кто сознает себя недостойным грешником, тот плачет о своих грехах. А сознающий свое недостоинство и плачущий о своих грехах не может подвергаться гневу. Он будет кроток по примеру Спасителя, Который сказал: «На­учитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11, 29). Исполняющие третью заповедь о безгневии и кротости всей душой будут желать исполнения правды Божией и таким образом будут исполнять четвертую запо­ведь: «Блажени алчущии и жаждущие правды» (Мф.5, 6). При исполнении всех заповедей сердце человека делается чистым. «Блажени чистии сердцем» (Мф. 5, 8). Исполне­ние заповедей преисполняет душу любовью ко Господу. Никакие страдания, ради Господа переносимые, не тягост­ны. «Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо вели­ка ваша награда на небесах. Так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Ср.: Мф. 5, 11—12) (преп. Никон).


Большая часть наших грехов происходит оттого, что мы забываем заповеди Божии (преп. Никон).


Свое понуждение на хранение заповедей Божиих необ­ходимо. А помощь Божия всегда с нами (преп. Никон).


Делание душевное спасительное заключается в усво­ении уму и сердцу святого евангельского учения. К вели­кому прискорбию, часто люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами), любящие читать Святое Евангелие, ходить в церковь и вообще принадлежащие к Святой Православной Церкви или считающие себя таковы­ми — не хотят или не стараются во всех вопросах и обсто­ятельствах жизни применять к себе заповеди Евангельские, зная их, как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме них. Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам скорбь и таким образом отре­каемся от Христова учения, если не словами, то своим сердцем. Какое безумие! Преподобный Марк Подвижник пишет: «Господь сокровен в заповедях Своих и обретается ищущи­ми Его по мере исполнения ими заповедей Его» (Закон дух., гл. 190). Глубокое значение имеют эти слова. Найти Гос­пода может только тот, кто в своей личной жизни исполня­ет заповеди Христовы. А если кому своя воля — «чтоб было по-моему» — дороже учения Христова, — умолчу... Каждый пожнет, что посеял. Надо не только знать Святое Евангелие, но и жить по Нему, иначе нельзя быть христианином, тем более монахом. Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой — как по внешним поступкам, так и по душе. Только личный подвиг очищения сердца от страстей по заповедям Христовым может уяснить этот вопрос (преп. Никон).


«Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36, 31). Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, полю­бит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха (преп. Никон).


Вопрос: «Укоряю себя... что не делаю над собою очень сильных усилий, усилий до смерти». Ответ: «Слишком большое напряжение вредно. Можно потерять силы напрасно и обессилеть. Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо про­износить после того, как помолишься и проверишь» (преп. Никон).


Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и по­вреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангель­ское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума» (преп. Никон).


Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спра­шиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной, или это не всем дается? Кто ищет — всякому дастся, — «ищите и дастся вам», — как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить (преп. Иларион).


Творите добро ближнему, постоянно напоминал старец, делайте внешнее, а когда оно будет в исправности, то и внутреннее образуется. Но, сделав добро, не гордитесь, а благодарите Господа: «Твоим благословением, Господи, со­вершил я это». Помните завет: «...без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5) (преп. Нектарий).


Чтобы не потерять благодати Божией, паче старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин. 14, 21). Таким же образом достигается искреннее служе­ние Богу всем сердцем (преп. Нектарий).


...Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь — это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал (преп. Нектарий).


...Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... (преп. Лев).


Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразу­мит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и веч­ное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: «на всяком месте владычества Его, благослови душе моя Господа» (Пс. 102, 22) (преп. Амвросий).


« ...Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перене­сения всех искушений, по сказанному: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевший до кон­ца, той спасен будет» (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (преп. Амвросий).


...Убеждаю поверить... Евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). И паки: «Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное» (Мф. 7, 21). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнени­ем келейных правил, без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий).


Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гла­са: «покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться испол­нять все заповеди Господни, по сказанному от святого Да­вида пророка: «ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118, 128). При таком направлении, хотящему иметь покой в Госпо­де, необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благо­словлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправда­ния и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165) (преп. Амвросий).


..N. ваш находит учение Христово далеко не совер­шенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что со­вершеннее сего учения никогда не было и быть не может. Причиною несовершенства Христова N. ваш считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата, например, вырыл мужик яму и получил рубль. Нет. У Господа самое испол­нение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестью, от чего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и в вечность (преп. Амвросий).


N. ваш обещание награды Господом за исполнение за­поведей Его считает доказательством величайшей мудрос­ти Спасителя, так как находит, что только таким будто бы способом учение Его и могло так быстро распространиться. Одно обещание награды не сильно было сделать это. Ибо и в магометанстве и в других религиях, в которых люди веруют в загробную жизнь, также обещаются награды по исходе из сей жизни. А распространению истинно христианской религии способствовала, главным образом, благотворность учения Христова на Его последователей. Эту благотворность может и теперь испытывать каждый ис­тинно верующий в Господа Иисуса Христа и направляю­щий жизнь свою по Его животворным заповедям. Как выше упомянуто, такой человек еще на земле наслаждает­ся миром небесным (преп. Амвросий).


Вопрос: «Как понимать слова Писания: «будите муд­ри яко змия» (Мф. 10, 16)». Ответ: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою преж­нюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения Евангельских запове­дей...» (преп. Амвросий).


Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве; вследствие чего, конечно, есть любовь и жела­ние внутреннего монашества, наружное же тебе еще недо­ступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения... К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: «уповай на Господа и твори благостыню, и насе­ли землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полу­дне. Повинися Господеви и умоли Его» (Пс. 36, 3-7). Псаломские слова: «насели землю, и упасешися в богатстве ея», относительно тебя могут означать, что ты достоя­нием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. «Повинися Господеви и умоли Его» означа­ет: всячески старайся жить по Евангельским заповедям Божиим, и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. «Насладися Господеви» означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждай­те, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих запо­ведей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди (преп. Амвросий).


Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого образа жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добро­детель тогда, когда буду иметь к тому удобства (например, когда сподоблюсь монашества или уединенного жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т. д.), а сейчас мне это невозможно. Такие пусть знают, что наша жизнь устрояется не само­чинно, а Промыслом Божиим, что успокоение обретается в отречении своей воли, что полного удобства никогда нель­зя найти, что невозможного Господь не требует от нас и что посильное исполнение заповедей Божиих возможно вез­де и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его... (преп. Никон).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>