Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Был че­ло­век бо­гат, стал вдруг ни­щим, это тя­же­ло, но поп­ра­ви­мо. Был здо­ров, стал боль­ным, и это поп­ра­ви­мо,– ибо с ни­щим и с боль­ным есть Хрис­тос. А по­те­ря­ешь ве­ру – ве­ли­кое нес­частье. Оно тем ужас­но, что нет у че­ло­ве­ка ни­ка­кой опо­ры.

преп. Варсонофий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Колдовство

На вопрос ваш о колдовстве отвечаю, что на право живущих и волю Господню творящих враг не имеет силы подействовать, когда уже он целым легионом не смел сам внити в стадо свиное, а просил на сие позволения у Господа нашего Иисуса Христа, изгнавшего от человека оный леги­он: то после того что причинит человеку, когда Господь не попустит, или в наказание за грехи, или к испытанию веры? (преп. Макарий).


Писанием вашим... изъясняете скорбь вашу о неблаго­намеренности одной женщины, жены купца, снявшего у вас для срубки лес, будто бы она колдунья и имеет способы портить людей, почему вы опасаетесь пустить их водворить­ся на долгое время в вашем владении и просите на сие моего совета. Я уверен, что вы убеждены в том, что без воли Божией «и влас главы нашея не погибнет» (Лк. 21, 18) и что бесы не смели без повеления Господня и во свиния внити, то и в этом случае должны быть уверены, что ни злой дух, ни человек, ни зверь, ни ино что вредящее может нам что соделать, аще не будет попущено от Бога, по правед­ным судьбам Его, или ко искушению, или к наказанию; предаваясь таким образом с твердою верою в волю Божию, надобно стараться о исполнении святых Его заповедей. Но ежели вера оскудевает и находит сомнение, то в таком случае не пожалеть того, что выгодно отдали рощу, лучше отказать и избавить себя и многих немощных, находящихся под влиянием вашим, от такого сомнения и беспокойства (преп. Макарий).

Кража

Чтобы избежать греха, вернее и лучше ни на кого не думать, а полагать, что это испытание и искушение послано тебе за какой-нибудь грех. Подобные искушения посыла­ются за непристойные мысли о ближних. В утешение свое помышляй, что пропавшая сумма вменится тебе выше милостыни и благотворения. Когда человек делает какое-либо благотворение или милость, то невольно, незаметно окрадается тщеславием, при пропаже же какой-либо суммы тще­славию места нисколько нет, отстраняется оно скорбным неприятным чувством (преп. Амвросий).

Крест

...Так устроено Господом Богом, пекущимся о душев­ном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детскою покорностью ко Отцу нашему Небесному нести, взывая к Нему из глуби­ны своей души: «Отче наш! да будет во всем Твоя святая воля, точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего!» (преп. Антоний).


Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца. — Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «древо при исходищах вод, — бурлят там воды» (страсти) (преп. Амвросий).


Крест есть не одних видимых и внешних скорбей но­шение, но и внутреннее душевное: мрак, томность и тому подобное надобно переносить. Ибо Бог посылает это к уничтожению нашей гордости и к снисканию смирения (преп. Макарий).


....Хорошо быть у креста Спасителя, но еще много луч­ше пострадать за Него на этом кресте (преп. Амвросий).


Ты скорбишь, что нет покоя от молвы и встречающихся скорбей; куда ж от них деваться? Пройди весь мир, везде они усрящут <встретят>: не та, так другая, не внеш­ние, так внутренние, а мы должницы есмы, и должны нести яко свои оброки, веруя, что Бог посылает всякий крест, как внешний, так и внутренний. Ты жалуешься, что тебя снедает тоска и грусть, а это-то и есть внутренний твой духовный крест; разве ты одна только подвержена такому томлению? Как древние, так и нынешние искатели спа­сения подвергаются таковому испытанию: мрак, томность, безотчетная грусть и тоска; всем сим испытуется любовь наша к Богу: терпим ли великодушно даруемый крест? А между тем сим самым восполняются недостатки наших деланий и подвигов и приводит нас к смирению (преп. Макарий).


Хочу сказать тебе о твоей томности или душевном мра­ке... всякому свой крест, и редкий не имеет его в настоя­щее время, а все когда-нибудь будет посещен; я знаю многих из ваших, имеющих сей крест, только иначе оный выражающих, например: тоска, уныние, безотчетная скорбь, а все одно и то же. Ежели не ошибаюсь, кажется, и N. проходила и проходит сию тризну, но иначе выражает. Я и сам довольно имел оной ощущение, и теперь бывает по временам и проходит. О всем благодарите Бога и вменяй­те себя достойными быть скорби, а не утешения, тем мо­жете облегчать грусть друг у друга и состраданием одна другой (преп. Макарий).


Прилично вам напомянуть, не устрашая вас, но предо­стерегая: не всегда можете иметь таковой Фавор, какой имели при вступлении, надобно быть и на Голгофе; радости духовные без креста непрочны, да и всякому доброму делу или предыдет, или последует искушение, а без того оное прочно быть не может (преп. Макарий).


Мы ищем и желаем сладостного духовного наслажде­ния; не спорю, оно приятно, — но ниже креста, крестом и оно нам даровано, и без креста прочно быть не может. Оно приходит и оставляет нас по мере того, как идем путем креста и смирения (преп. Макарий).


Повествуют святые отцы, что и разбойник евангель­ский, когда пришел к вратам Царствия, его Архангел с пла­менным оружием хотел отогнать, но он показал ему крест. Пламенноносный Архангел тотчас отступил сам и дал раз­бойнику вход. Крест же разумей не деревянный. А какой же? Тот крест, о котором пишет и которым хвалится верховный Павел: «Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал. 6, 17) (преп. Анатолий).


Радуюсь, что получила желаемое! Ушла с трудного послушания клиросного! Но и опять беда! Укоряют за это. А тебе, значит, хотелось бы, чтобы тебя восхваляли. Воину, бежавшему с брани, не дают крестов (преп. Ана­толий).


Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как евангельский крест, благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. К утешению и назиданию вашему про­чтите и в Евангелии от Матфея главы с начала 5-й до 11-й (преп. Амвросий).


А теперь слышу, что О. с ума сходит оттого, что Н. крепко захворала. О. с ума сходит оттого, что Господь послал Н. милость — Свой Честный Крест — тяжкую болезнь? Глупая! Да гляди, Великий Князь наш, главно­командующий, своего возлюбленного сына повез под пули, чтобы доставить ему крест, да Бог знает, получит ли? А то, пожалуй, смерть получит, а креста нет! А ты обмираешь, что Господь Сам пришел к сестре и надел на нее крест. Бестолковая моя ученица. Хотя отселе-то образумься и старайся утешить болящую не столько услугами, сколько веселым лицом (преп. Анатолий).


Ты, сестра, пишешь, что изнемогаешь от болезней и скорбей и не знаешь, как спастись? Очень немудро: неси свой крест, уже готовый, уже надетый тебе Богом на шею, надетый Самим Богом, желающим всем человекам спастись и в разум истины прийти (преп. Анатолий).


Сказать нужно без сомнения, что всякому дается свой евангельский крест для спасения, и он вырос на почве нашего сердца, и этим крестом только можем мы спастись. Отсюда следует, что если мы отрицаемся нести свой крест послушания без благословной вины, то мы отрицаемся идти путем Христовым, путем спасительным, и хотим для себя сочинить иной путь безтрудный к восхищению Царства Небесного, а этого быть не может, нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное (преп. Анатолий).


Да ведь если взглянуть на твои скорби разумно, то ведь это стыд! Христианка, живущая под старцем, утешаемая, любимая, слова не хочет понести. Ну как же иные кресты несут? Да какие кресты-то?! Ведь и ты крещеная, а от креста бегаешь. Да как же ты думаешь попасть в радость Господа твоего? Смирись. Смирись, девочка. Учись уму-разуму. Время. А то пройдет время, потужишь. Господь да научит тебя и да успокоит тебя (преп. Анатолий).


А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподоб­ляется и в Воскресении и вознесении на небо. Это верно (преп. Анатолий).


...И хоть бы сам царь... взял тебя в свой дворец, а крест, тебе назначенный, все-таки ты сама (а не кто дру­гой) понесешь! Ты крестилась, так и неси крест!.. (преп. Анатолий).


Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обсто­ятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны (преп. Амвросий).


Бывает крест мысленный, — смущают иногда челове­ка греховные помыслы, но человек не бывает в них вино­вен, если не соизволяет им. Говорил старец пример: «Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: «Где Ты был, о, сладкий мой Иисусе?» Господь ответил: «Был в твоем сердце». Она же сказала: «Как же это могло быть? ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов». И сказал ей Господь: «По тому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более стара­лась избавиться от них, но, не имея возможности, болезновала о сем — и этим уготовила Мне место в сердце твоем» (прей. Амвросий).


Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. — Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершен­ную любовь и значит страдать за ближних (преп. Амвро­сий).


Правильно разумеющие с радостью воспоминают рав­но как Воскресение Христово, так и крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный, как бы пред­вестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что «крест есть хранитель всея вселенныя, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест Ангелов слава и демонов язва». Не крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оста­вим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскре­сение Христово, так и крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отре­каться и от несения креста Христова, или, по крайней мере, христианского, какой кому Промыслом Божиим будет по­слан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере, не будем отказы­ваться понести то, что Господь прежде Своей крестной смер­ти претерпел, потому что Воскресший Господь определен­но изрек: «иже не приимет креста своего и вслед Мене не грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38) (преп. Амвросий).


Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению <преклоняетесь>; не ведая судеб Божиих, устраивающих <вся> вам на пользу, должно предаваться в Его Святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал бы обеим вам такого креста — болезни и состра­дание, не был ли угоден Богу Иов праведный, но некие нестерпимые болезни были ему посланы? Не всегда за грехи, но ко искусу посылаются; святой Иоанн Златоустый страждущих болезнями уподобляет мученикам, что более таковой чести. Советую вам, будьте терпеливее и благодарнее в немощи вашей, и Бог силен исцелить вас, когда усмотрит сие вам на пользу (преп. Лев).


...Священное Писание говорит: «даждь кровь и при­йми Дух». А то ты, вижу, лакома до золотых крестов, ко­торые висят на шее; возлюбленная моя, если любишь этот крест, то повиси прежде сама на кресте. Сам Иисус — Бог сначала пострадал, тогда и прославился. А ты разве лучше Его? (преп. Анатолий).


Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста не­обходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечившийся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т. е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов... Какое высокое назначение!.. (преп. Варсонофий).


Что случились с вами душевные томности, то это неудивительно, и о сем уже много было писано, да и сами вы понимаете, что в духовной жизни необходим и сей внутрен­ний крест, а паче когда во внешнем во всем успокоены и ни от кого не терпите озлоблений, но и похвалу принимаете, хотя же и бывает горько оное время, но невольно навыкае­те терпению, а после посылает Господь и утешение; благо­дарите Бога о сем (преп. Макарий).

Крестное знамение

...Советую вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии, и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемые врагу бывают страшны, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут или подумают о нас (преп. Антоний).


Утром и вечером весь скит приходит к игумену, и он всех благословляет. Великое значение имеет крестное зна­мение: никто не знает, что породит наступающая ночь, а потому так важно оградиться силою Честного и Животво­рящего Креста (преп. Варсонофий).


Великое имеем мы, верующие, оружие — это сила Жи­вотворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беспомощны: это все рав­но, как если бы человек совершенно безоружный ночью отправился в дремучий лес, — да его там растерзает пер­вый попавшийся зверь, а защититься ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово страшно для врагов Христа, нас спасет от лука­вых сетей диавольских (преп. Варсонофий).


Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водки и предлагает выпить. Но вот заблудившийся предварительно, по своей привычке, осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собаки. Пришедши в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте, и если бы не лай собаки, не выбрать­ся бы ему оттуда (преп. Амвросий).


...Крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святой Троицы, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшагося и волею распеншагося, произнося: «Госпо­ди, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» (преп. Амвросий).


Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позабо­титься вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, на­чиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест вы­ходил правильный... Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей (преп. Амвросий).

Кротость

Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота раство­ренные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят (преп. Анатолий).


...Будь поосмотрительней и не всякому доверяйся. Ос­торожность и кротость — лучшее украшение молодой де­вочке (преп. Анатолий).


Только и ты исполни мое желание: помни немощь свою, молодость, беспомощность и держись крепко-прекрепко за кротость. Мать кроткого не плачет — говорит древняя пословица. А резвый, говорят, сам набежит. Резвость, дер­зость, упрямство не к лицу молодой девочке. Старайся обрабатывать себя. Я не требую, чтобы ты была образцо­вая, а желаю, чтобы старалась быть таковою. А кротость и скромность есть лучшее украшение юной (преп. Анатолий).


Да, так-то исповедь, благочестие или добрая нравст­венность и молитва необходимы в деле спасения души, но это еще только внешнее, это только труды, только подвиги, это еще только листья, необходимо же принести плоды доброделания, а плоды суть следующие: кротость, сми­рение и любовь. «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих»» (Ср.: Ис. 66, 2). «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, а далее сказано: и обрящете покой душам ва­шим» (Мф. 11, 29) (преп. Никон).

Курение

Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек — возможно при помощи Божией, только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разру­шает телесное здоровье медленной смертью. — Раздра­жительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения. — Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска, опять нападет — и опять читайте Еван­гелие. — Или вместо этого кладите наедине по 33 боль­ших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы (преп. Амвросий).

Лакомство

Говорят, что ты большая лакомка! Старайся попроще есть и жить! Сладость, как нравственная, так и пищная, не укрепляет, а расслабляет. Больше всего будь благопокорлива и смиренна, и Господь будет с тобою. «На кого воз­зрю, только на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис.66, 2) (преп. Анатолий).


Молоденькая девочка, пришла душу спасать, а лакомит­ся так, как не лакомятся и богатые мужики. Ведь ты читаешь жития! Княжны, царские дети приходили в монас­тыри, и нигде не видно, чтоб пили воду с сахаром! Какое тут спасение! Лакомка! Да еще других осуждаешь? Да празднословишь? Как после этого не поганить тебя помыс­лам. Оставь, Г., лакомство (преп. Анатолий).


Начала лакомиться сахаром, да еще постом! Разве ты кинарка? И кинаркам не всегда дают сахару! Я тебе это говорю, любя и жалея. Потому что кто здесь сладости лю­бит, тот не насладится вечными несказанными сладостями (преп. Анатолий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>