Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Приз­на­ком сми­ре­ния и гор­дос­ти да бу­дет для те­бя сле­ду­ю­щее: вто­рая всех за­зи­ра­ет, уко­ря­ет и ви­дит в них чер­но­ту, а пер­вое ви­дит толь­ко свою ху­дость и не дер­за­ет су­дить ко­го-ли­бо.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Настоятельство

Как вы думаете, кому труднее всего жить в простоте... Настоятелям. Быть настоятелем чрезвычайно трудно... То время, когда я был послушником, было самое блаженное. Мне тогда было лучше, чем теперь. Знал я только церковь, трапезу, послушание и свою келью... (преп. Варсонофий).


Кажется мне, не нужно нам начальствующим носить на себе железных вериг; одна игуменская должность достаточ­на сокрушить и смирить сердце; сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т. е. спасет (преп. Антоний).


От настоятельства не отказывайтесь. Это — возло­женное на вас Господом послушание, а послушание, люди мудрые говорят, паче поста и молитвы (преп. Иосиф).


Касательно настоятельствования своего не задумывай­тесь, а положитесь на волю Божию. И каждый раз, когда придет помысл об отставке, говорите себе: «да будет о мне святая воля Твоя, Господи!» И не проситесь сами на покой (преп. Иосиф).


Скорбное письмо ваше... получил, и очень пожалел о том, что вы опять сильно малодушествуете. — Вам жела­тельно оставить начальствование, но куда же вы уйдете от скорбей, которые служат уделом сей нашей временной жиз­ни? Да и сами вы затрудняетесь, — где тогда и как вам жить: в другой монастырь не примут, а в этом недоброжелательствующие будут с бесстыдством вас донимать, да и кельи нет, и трапезной пищей не можете довольство­ваться. По всем этим причинам, а, может быть, и по другим многим, вам вовсе не следует оставлять возложенного на вас Самим Господом ига настоятельства. Несите это иго до тех пор, пока Ему Самому благоугодно будет снять оное с вас, утешая себя словами Самого же Господа: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Ибо чрез претерпение скорбей вы делаетесь сообщницею Страстей Христовых, так как и Христос в сей жизни претерпел за нас грешных бесчисленные скорби. Его обзывали ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в Себе веельзевула, князя бесовского, всячески насмехались, клеветали, и чего-чего не делали... Каков же конец? — Сказано: «Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене», и проч. (Флп. 2, 9). — Хотите ли и вы, почтеннейшая Матушка, соцарствовать Господу в велицей славе Его? Терпите все находящее со смирением и благодарением, говоря мыслен­но: «Слава, Всеблагий Господи, Твоему премудрому промыс­лу о мне грешной, что Ты, Премилосердый, сими маловременными ничтожными скорбями хочешь избавить меня от вечных ужаснейших, невыразимых мучений во аде пре­исподнем!» (преп. Иосиф).


Вот и я, игумен сый, живу в светлых, теплых и про­странных кельях, но имею горя против вашего чуть не вдвое; и кажется, перешел бы в темное некое и сырое подполье, лишь бы получить свободу от мучительных игу­менских вериг. Но чашу страданий, которую Господь пожа­ловал нам, должны пить (преп. Антоний).


Сестры обители вашей желают, чтобы вы продолжали настоятельствовать. — И продолжайте, призывая на по­мощь Господа и Царицу Небесную. — По болезненности не ходите в храм Божий. — Что делать? Ведь все видят и знают, что вы не ходите по болезни, и никто же вас за это не взыскивает. И Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не смущайтесь (преп. Иосиф).


...Я занимался молитвой Иисусовой, дело шло, молитва начинала у меня разгораться... Но настоятельство отняло у меня ее... Молитва чуть дышит... Вот я часто задаю себе вопрос этот: «Что, выигрываю я на этом своем посту или проигрываю?.. Да, скажу я вам, враг вам все даст, что хотите: иеромонашество, власть, настоятельство, даже пат­риаршество, но только не даст молитвы Иисусовой. Сколь она ему ненавистна! Все даст, только не даст ее... (преп. Варсонофий).


Соборов не должно собирать по маловажным делам, кроме необходимо должных, как то: для подписания отчет­ных статей или представления о ком по поступкам проти­возаконным, со старшею братнею человек трех или четы­рех, и держаться прежде бывшего основания, каким образом правил покойный о. Архимандрит и как советовал определительно Архипастырь, чтобы никто не возвышал слиш­ком дерзко своего голоса (преп. Моисей).


Получил твое писание, извещающее о приятных и про­тивных встречах по возвращении в обитель. Господь да умудрит тебя во всех обстоятельствах. Мужайся и крепися упованием на Него. Побежденные из братии юной навета­ми вражиими если восстанут, и исправятся, и утвердятся паки Божиею помощью, хорошо, буде же нет, отпустить по начинаниям сердец их. Святое место не будет пусто. И не унывай. Моля о всех Бога, дающего душам мир, возложим всю печаль на Него. Вместе с сим, распоряжаясь благо­намеренно к пользе каждого и к общему благу обители, действовать как настоятелю решительно по усмотрению (преп. Моисей).


Недуги братии как-то не в диковину. Врачевание их обыкновенно в домашней практике. Есть всякой всячины и у нас. Господь Всеблагий да призрит, и посетит, и исцелит немощи наши, и простит беззакония. Нам остается вер­ным правило Апостольское: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) (преп. Мои­сей).


...Сколько могу, молю Премилосердого Господа о нис­послании тебе вразумления и помощи в прохождении тво­его служения <настоятельства> и дать наставление подроб­ное, не зная в точности ваших нынешних положений, а также и соотношения и расположения к тебе братий и их устроения, не могу. Управляющий всемирною обителью, Избравший тебя на сие служение и Поручивший тебе пасти словесное свое стадо даст тебе разум и силы, как поступать, только всегда призывай Его (на) помощь и не надейся на свой разум, а принимай и от других, может быть, опытней­ших тебя братий, имей из них помощников себе к духовному окормлению порученных тебе братий (преп. Моисей).


Кроме казначейской и духовнической настоятель рас­поряжается одним своим лицом без доклада архипастырю, как то: кого определить к свечной продаже, кого в кухню, кого сделать пономарем, кого привратником и будильщиком, также и в принятии приходящих вновь в братство впредь до усмотрения и определения их указом входить с доклада­ми к архипастырю не следует, лишь бы у каждого был законный вид, так, как и у богомольцев, желающих побыть на время и поговеть в монастыре, или с увольнением для испытания себя в монастырских послушаниях. В принятии же упрочивать должно наиболее тех, которые с способно­стями для церкви в чтении и пении (преп. Моисей).


Знаю, что ты давно желаешь и ретишься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с о. И. в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что без­молвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молит­ва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется по сказанному: «Бог любы есть, и пребывши в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4, 16). «Больши же сея любви никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). И паки: «любяй ближняго весь закон исполни» (Ср.: Рим. 13, 8). «Исполнение бо закона любы есть» (Рим. 13, 10). И паки: «не своих си да ищем, но елика суть и ближняго» (Ср.: 1 Кор. 10, 24). Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине, а там после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении (преп. Амвросий).


Знаю, сестра, что тебе очень трудно и от обстоятельств, и от резких и неуместных выходок, которые сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от лица Божия побежал в Фарсис да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою и зной огненных стрел вражиих опалять главу. От лица Бо­жия никуда не можем уйти. Всякому христианину назнача­ется свой крест и указуется свой путь, и в евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добро­детель христианская. И настоятельство есть также послу­шание. Святой апостол Павел пишет и о Самом Спасителе, что Он был «послушлив до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8). А вообще ко всем нам святой апостол Петр глаголет: «возлюбленнии, яко чада послушания, трезвящеся, совершение уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении» (1 Пет. 1, 13—14). И Сам Господь во Евангелии глаголет: «не приидох да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя Отца» (Ср.: Ин. 6, 38), и к верховному Апостолу рек: «Петре! любиши ли Мя паче сих; паси агнцы Моя» (Ин. 21, 15). Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая слово, сказанное: «больше сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). И Апо­стол пишет: «кийждо приймеш мзду по своему труду» (1 Кор. 3, 8). Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкие и неуместные выходки смирить виновного в свое время. Также если воля Божия будет, то и безмолвие в свое время подастся желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание паче жертвы, послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание, и младшим и стар­шим. Послушание для всех полезно и спасительно... (преп Амвросий).


Совсем без скорбей и простые люди, и простые послушники и послушницы не пребывают, кольми паче послушание настоятельское сопряжено со многими скорбными неудобствами. Ты хочешь сделать так, а выходит попуще­нием Божиим иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения, и смире­ния, и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем. Правда, что тяжело бороться с немощами человеческими и терпеть недостатки окружающих нас, но зато понесением такой тяготы доказывается исполнение закона Божия, как свидетельствует Апостол: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов...» (Гал. 6, 2) (преп. Амв­росий).


Всякое дело хорошо в свое время и в своем месте. Так и начальнице обители следует поступать, более нужно надеяться на молитвенное ограждение, но совсем не остав­лять и присмотра за сестрами и благовременного настав­ления и вразумления, чтобы не закрался как-нибудь хищ­ный волк и не похитил хотя единую из дремлющих овец. — А гласа пастырской свирели и волки боятся (преп. Амвро­сий).


N. писала мне, что одна сестра, долго жившая в обите­ли, по искушению вражию вышла из обители. А при выхо­де ты, убеждая ее остаться, сказала: «истину тебе говорю, евангельское слово, что если будешь опять проситься — не приму». Теперь эта сестра, опомнившись и увидевши свою ошибку, усердно просится опять в обитель. А ты, опираясь на свое слово, не принимаешь ее, несмотря на ее раскаяние и обещание все терпеть. Евангельская заповедь Самого Господа — «седмьдесят крат седмерицею» (Мф. 18, 22) прощать согрешившему против нас выше твоего евангельского слова. На Усекновение Предтечи поется в стихирах об Ироде, что лучше было бы ему, солгавшу, жизнь получити, нежели истинствовавшу главу Предтечи усекнути. Так и нам не следует отсекати жизни монашеской этой сестры. Себя же укорим за неосмотрительное слово и при испове­ди покаемся в этом (преп. Амвросий).


Касательно нездоровья скажу, как и сам я постоянно нездоров и нахожусь всегда в каком-то расслаблении с ревматическими болями во всем теле и слабости в желудке и кишках. Находясь в таком положении, отраду нахожу в том, когда размышляю, что... святой Иоанн Златоуст находился всегда в болезненном положении. Несмотря на это, занимал­ся делами Церкви и написал толкование на Евангелия и на все Апостольские послания и, наконец, терпел великие гоне­ния со всех сторон. И в самих гонениях не оставлял попе­чения о Церкви. Других больных исцелял, а сам умер в лихорадочном положении. Правда, что больному настоятелю неудобно заниматься делами обители. Поэтому при неудоб­ствах и полезно поминать святого <Иоанна> Златоуста, как он и в болезненном положении не оставлял заниматься делами Церкви (преп. Амвросий).


Подвигнемся и мы с помощью Божиею, елико возмож­но, исправлять порученное нам дело обители, а исправле­ние это без болезни и скорби и без труда быть не может. Когда в теле человеческом заведутся испорченные соки, то они не иначе изгоняются, как лихорадкой или горячкой. А сама знаешь, что болезни эти нелегки, а только после бывает хорошо, когда кто себя достодолжно выдержит. Вот и в вашей обители дурные соки изгоняются, и нужно выдержать или лихорадку, или горячку, пока они изгнаны будут. А ты как главный член обители, вот тебе и приходится более других ощущать болезненную страдательность. Не без причины сказано в Евангелии: «в терпении вайи стяжите души ваши» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Понудимся и мы потерпеть и получим милость Божию и спасение вечное и бесконечное со всеми терпящими и претерпевшими скорби (преп. Амвросий).


С регентшей вышел у вас разлад. Очень жаль. Нельзя ли вам определить на ее место другую, хоть бы простую, только бы умела мало-мальски управлять хором, как го­ворят, не до горячего. Матери же Евфалии при удобном случае можете объяснить, что самочиние в святых обите­лях никоим образом допускать нельзя, так как самочинная жизнь ведет и приводит душу не ко спасению, а к погибе­ли, потому-то и вы требуете, чтобы все сестры все дела делали с благословения настоятельницы. И еще скажите, что внушит вам Бог (преп. Иосиф).

Наука

Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках... Паче всего нуж­но для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались об исполнении заповедей Божиих. При таком уст­роении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?., умолчу (преп. Макарий).


...Наука не только не препятствует, а даже способст­вует духовному, религиозному развитию. Об этом говорят таким же образом святой Василий Великий, святой апостол Павел и другие. Наукой злоупотребляют, это правда (преп. Варсонофий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>