Собор Оптинских Старцев

За­висть про­ис­хо­дит от гор­дос­ти и, вмес­те, от не­ра­де­ния к ис­пол­не­нию долж­но­го. Ка­ин по­не­ра­дел при­нес­ти изб­ран­ную жерт­ву Бо­гу. А ког­да Бог за та­кое не­ра­де­ние през­рел его жерт­ву, а усерд­ную и изб­ран­ную жерт­ву Аве­ля при­нял, тог­да он, объ­я­тый за­вистью, ре­шил­ся убить и убил пра­вед­но­го Аве­ля. Все­го луч­ше ста­рать­ся ист­реб­лять за­висть в са­мом на­ча­ле сми­рен­ною мо­лит­вою и сми­рен­ною ис­по­ве­дию и бла­го­ра­зум­ным мол­ча­ни­ем.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Примирение

...Ты верно понимаешь то, что ежели ты свое собст­венное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою (преп. Иларион).

Природа

«Смотрите, какая картина, — начал батюшка, указывая на луну, светящую сквозь деревья. — Это осталось нам в утешение. Недаром сказал Давид пророк: «Возвеселил мя еси в творении Твоем...». (Пс.91, 5). «Возвеселил мя», — говорит он, хотя это только намек на ту дивную, недомысленную красоту, которая была создана первоначально. Мы не зна­ем, какая тогда была луна, какое солнце, какой свет... Все это изменилось по падении. Изменился и видимый, и невиди­мый мир» (преп. Варсонофий).


Жизнь среди природы для приобретшего любовь и на­вык всматриваться в окружающее благодетельна тем, что спасает от мелочной односторонности мышления, сооб­щает воззрению широту, целостность и глубину. Знание, получаемое нами из того материала, который в письменных памятниках завещан нам от предков, в гро­мадном большинстве случаев есть разнородная, разнооб­разная, сбитая в памяти в одну кучу масса, которая боль­ше запутывает и подавляет, чем руководит. А были люди, которые смело говорили: «Так! Между людьми я невежда, и разумения человеческого нет у меня (т. е. земной мудро­сти), и мудрости я не учился, но ведение святых (т. е. небесную мудрость) имею» (см. Притчи Соломоновы, гл. 30, ст. 2—3) (преп. Варсонофий).


То, что я получаю от природы, раньше мне было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, жи­вущий среди природы. У нас в скиту — рай земной, который мне еще дороже потому, что я здесь надеюсь приобрести рай Небесный. Утешает нас Господь, живущих среди при­роды, убежавших от мнимых удобств жизни городской... У нас на вратах, обращенных к скиту, к церкви, написано: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил!» (Пс.83, 2). И это воистину так... (преп. Никон).

Причастие

...Весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Тайн, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безбедно прохо­дит (преп. Антоний).


...Готовиться к приобщению Святых Тайн должно, и кто бы ни был служащий, Совершитель Христовых Тайн есть Сам Христос, а иначе думая, смертно согрешит человек (преп. Антоний).


В Таинстве покаяния, или что то же, исповеди, разрыва­ются векселя, т. е. уничтожается рукописание наших согре­шений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно (преп. Варсонофий).


Пишешь, что после приобщения хорошо чувствовала себя — то слава Богу, утешающему наше недостоинство. А что скоро прошло, то и в этом отеческий Его Промысл о нас виден. Ибо постоянное утешение расслабляет душу и приводит ее к лености, а то и к большему вреду. Потому Господь и отнимает вскоре, и дает нам опять почувство­вать немощь нашу, и бессилие, и греховность. Надо больше смиряться, себя укорять, покаяние приносить в прегрешени­ях и не желать утешений, а с терпением переносить попу­щения. И за тщеславие попускается сухость и охлаждение (преп. Иосиф).


...Пишешь ты о неизреченной радости душевной после причащения Святых Тайн Христовых. Всеблагой Господь умеет утешать Своих рабов, часто изнемогающих под бременем скорбей, чтобы и на будущее время не унывали и не малодушествовали, а на милость Божию уповали... (преп. Анатолий).


...По искуплении человека Господь еще большею сла­вою и честью венчал его, например, в Таинствах Святой Церкви, особенно же в Таинстве Святой Евхаристии, к которой желают Ангелы приникнуть, ибо Искупительная Жертва приносится только за человека, но не за Ангелов. В этом, можно сказать, Ангелы как бы даже завидуют человеку, не имея возможности причащаться Святых Хрис­товых Тайн. (преп. Никон).


...Вы изволите писать... насчет вашего отлагательства к Таинству исповеди и Святому приобщению, и что даже вам казался духовник страшен! Но, однако, Милосердый Всемогу­щий Господь изобличил вас томящего злокозненного врага, всеваемые плевелы им в вашу незлобивую душу <мнения> и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными... А потому, обманувшись от такового коварника, да положим при помощи Господней начало впредь не отлагать время за время и день за день, но да со усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать поча­ще к Святым и Животворящим Тайнам! А что вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду довольно утешитель­ную и прохладительную, трезвением и легкостью преиспол­ненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается... (преп. Лев).


...Когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния, или покая­ния, пред духовным отцом и восприять Святые и Живо­творящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувст­вии всего удостаивается, и счастливейший <есть> (преп. Лев).


После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи (преп. Амвро­сий).


Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица Святых Даров, то раздроблять <во рту>, а маленькую так проглотить, и не обращать внимание на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других (преп. Амвросий).


Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинст­ва Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и празд­ны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступа­ем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если присту­паем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опеча­лившими нас (преп. Амвросий).


Пишешь, что матушка игуменья N. давно не причаща­лась Святых Тайн, и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать <на> церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать причащение Святых Тайн, так как это главное врачевство духовное, нередко и телесное. Если матушка Игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Тайн в келье, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно при­ходят к слабым больным, а не больные к ним. Так посту­пает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Хрис­тос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка Игуменья спрашивает: что нужно вычи­тывать в келье, не бывая в церкви. Приготовляясь к прича­щению, можно с вечера вычитывать в келье 9-й час, малое повечерие, среди которого прочитывать акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу-хранителю. Отходя ко сну, читать конец повечерия и вечерние молитвы. Утром читать утренние молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, 1-й час и молитвы ко причащению с каноном, потом 3-й и 6-й час и изобразительные, а при большей слабости болезнен­ной можно и это сократить, довольствуясь утренними молит­вами и молитвою ко причащению (преп. Амвросий).


Пред причастием читать святого Ефрема Сирина о по­каянии (преп. Амвросий).


Нужно более читать книги в этот день (когда прича­стишься), особенно Новый Завет, Послание к Ефесеям и Апокалипсис (преп. Амвросий).


Пришлось вам поготовиться к принятию Святых Тайн всего два дня. Ну, что же делать? Ведь это по нужде. В другой раз подольше поговеете (преп. Иосиф).


С момента причастия Святых Христовых Тайн до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания, и греха в этом нет (преп. Никон).


Во время причастия, поднимаясь на амвон, сделала земной поклон. Это... смутило М... и она сказала батюшке в беседе, а он на это: «Если бы сейчас ты увидала перед собой Господа, не пала ли бы ты перед Ним на колени?» (преп. Никон).


Желаешь поговеть и неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн: самое нужнейшее к оным приуготовление _ оставлять ближним согрешения их, по слову Господ­ню: «если оставляете ближним согрешения их, и Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваша; если не оставляете им согрешения их, то ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Ср.: Мф.6,14—15), и иметь мытарево смирение, так бывает истинное покаяние, и во смирении нашем помянет нас Господь и пошлет Свою помощь в делах наших, при нашем благом произволении (преп. Макарий).


При сознании своего недостоинства и покаянии в гре­хах Бог прощает грехи наши, и таинства бывают нам в очищение грехов, но кто же будет столько безумен, что сочтет себя достойным Таинства причащения? Когда и святые, Великий Василий и Иоанн Златоуст, считали себя недостойными, то мы посмеем ли считать себя когда до­стойными? А это сеть вражия, хотящая тебя смущать. Тог­да недостоинство осуждает нас, когда мы, валяясь в тине грехов и в злобе, и тако дерзаем, но с покаянием и сми­рением приступая, получаем прощение (преп. Макарий).


Последовавшее с тобою искушение после причастия Святых Тайн произошло не оттого, что ты, как пишешь, без усердия ходила в церковь и в келье молилась без внимания, а оттого, что без смирения приготовлялась, а если бы при­ступала, как мытарь, со смирением и помнила, что приняла Самого Господа внутрь себя, смирившего Себя нас ради, то вся бы гордость попрана была и в прах обратилась и не могла бы подвигнуться от одного слова, сказанного сест­рою, не думала бы о том, что кто на тебя смотрит. Сам Владыка удостоил посетить дом души твоей, а Ему пред­стоят Небесные Силы, но что делать! когда не могла тогда употребить в пользу того случая, то теперь укори себя, смири, приноси покаяние, и получишь милость Божию, а впредь старайся помнить свою немощь и худость и не подвигаться от слова, а чрез оное исцелять себя от гор­дости (преп. Макарий).


...О случившемся искушении после сообщения Святых Тайн можно полагать, что, принимая с необыкновенным спокойствием, вознесся только мыслию, и — попущено нис­пасть в смирение. А еще надобно иметь осторожность: не спать после обеда (преп. Макарий).


За неимение чувств во время причащения не смущайся, но смиряйся, будут и чувства: оные даруются смиренным, и когда мы себя совершенно осудим, не опираясь отнюдь на свое достоинство (преп. Макарий).


Говеть Господь да благословит тебя. Воздержание имей по силе и обрати внимание на внутреннее делание: самоукорение, смирение, терпение, любовь; ближних не зазирай и не осуждай, свои грехи и немощи смотри (преп. Макарий).

Как часто причащаться

По заповеди церковной православные христиане долж­ны приобщаться Святых Тайн во все четыре поста, а од­нажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же совето­вал бы я приобщаться кроме постов и в большие проме­жутки, как, например, между Успенским и Рождественским постом (преп. Амвросий).


В конце письма вы изъявляете желание вследствие своей болезненности почаще приобщаться Святых Христо­вых Тайн — желание ваше похвальное. Сами вы написа­ли, что после причащения Святых Христовых Тайн вам делается лучше и на душе и по телу. Потому не смотрите на свое заболевание, а хоть в келье сообщайтесь Святых Тайн почаще (преп. Иосиф).


Что лучше — редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению — одинако­вые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таин­ству (преп. Никон).


Пишете вы о желании вашем часто приобщаться Свя­тых Тайн Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, толь­ко нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по чину церковному (преп. Анатолий).


Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия (преп. Амвросий).


Ты в болезни приобщалась Святых Тайн Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Тайн и чаще. Нисколько не сомневайся в этом (преп. Амвросий).


Частое причащение Пречистых Тайн Христовых весьма хорошо бы и спасительно, ежели бы не сопрягалось в вас с сим ропота и осуждения других за сребролюбие; вы видите в других сучец, а в себе бревна не замечаете... Посему лучше раз или два приступить, но без ропота, нежели часто с роптанием и осуждением других... В первые века хри­стианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение Литургии, но после Церковь постановила не­пременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причащению Та­инств, первое исполняют очень редкие, да и последнее не все делают, неужели сему причиною бедность? Совсем нет! но привязанность к миру и вещам его и охлаждение в вере (преп. Макарий).

Произволение

...Где произволение, там и помощь Божия будет, хотя враг и не престанет воздвигать бурю страстей ваших, но это искус вашему произволению, тут-то и вопийте ко Гос­поду: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8, 25), и сами употребите старание самоукорения и смирения, и увидите укрощающуюся бурю, и тишина велия водворится в сердцах ваших (преп. Макарий).


При всяком благом произволении к добру надобно ожидать искушения от противной силы, ненавидящей сего. Вы это знаете довольно и знаете, что нужно к отражению оной и побеждению: познание своей немощи, самоукорение, сми­рение и к Богу взывание (преп. Макарий).


С нашей стороны вся сила и важность сего дела состо­ит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу, тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).


...Дело нашего спасения зависит и от нашего произ­воления, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое (преп. Амвросий).

Проклятие

...Клятвы его опасаться не должно, ибо клятва изрыгается от злого духа, а не от человека, а потому страха оного вражия не должно бояться и смущаться, яко с нами Бог (преп. Антоний).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>