Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Глав­ные на­ши вра­ги — бе­сы, ко­то­рые бо­рют нас на­ши­ми страс­тя­ми; на все их коз­ни, стре­лы и сеть глав­ное ору­жие — сми­ре­ние, так как они гор­ды, то и низ­ла­га­ют тех, кои гор­до ду­ма­ют с ни­ми сра­жать­ся, а про­ти­ву сми­ре­ния не мо­гут ус­то­ять.

преп. Макарий

Се­ти вра­жии тон­ки и не­у­доб­но пос­ти­га­е­мы, од­но лишь сми­ре­ние их из­бе­га­ет.

преп. Макарий

В Еван­ге­лии ска­за­но: Мо­ли­тесь за вра­гов ва­ших (ср.: Мф. 5, 44), — и, действи­тель­но, вра­ги, же­лая нам до­са­дить и сде­лать что-ли­бо злое, де­ла­ют это иск­лю­чи­тель­но по сво­е­му не­рас­по­ло­же­нию к нам, но по боль­шей час­ти сво­им злом пре­се­ка­ют боль­шее зло, ко­то­рое гро­зи­ло нам. По­э­то­му они ис­тин­ные на­ши бла­го­де­те­ли, за ко­то­рых нам на­до мо­лить­ся.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Сердце

...Сердце... есть пространная нива, заросшая тернием и волчцами страстей. Как на ней сеять благие семена? Они пропадают и не приносят плода, посему и надобно на всяк день, хотя понемногу, исторгать терние страстей, не попущая (им) происходить в действие... (преп. Макарий).


...Следи за движением своего сердца и низлагай воз­никающие страсти, а паче гордости, гнева, ярости, зазрения и осуждения ближних. Что нам плакать о чужих мертве­цах, когда свой мертвец лежит перед нами, — умерщвлен­ная грехами душа наша (преп. Макарий).


Болезнь сердца <плач духовный> нам очень нужна, о чем старец Паисий приводит свидетельство многих святых в житии его; о сем написано много хорошего в отеческих учениях, когда читаем с верою и смирением, зазирающе себя, а не других, а мы довольствуемся только одним чте­нием простым, оттого и душа бывает голодна и холодна (преп. Макарий).

Сестры милосердия

В третьем письме касаетесь сестер милосердия (из мо­нахинь). Если начальство будет формально требовать се­го, то определяйте на это дело, во-первых, тех, которые сами изъявят желание пойти в сестры милосердия, а во-вторых, чтобы эти охотницы были пожилые — не менее сорока лет (преп. Иосиф).

Скорби

Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиною того, что Он биет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к на­казанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное (преп. Макарий).


Жизнь человеческая исполнена скорбей, да и в Цар­ствие Небесное многими скорбями подобает нам внити. Прочтите историю древних веков, найдете, что великие мужи и герои, правители царств и повелители народов не были чужды скорбей, которые посылает всепремудрый Промысл Божий каждому, или по благоволению, или по попущению, испытывая веру, или наказуя за грехи. Еще первозданный человек увидел в детях своих братоубийство Каина и смерть первого Авеля, которые придали ему к первой скорби другую невыразимую скорбь. Пройду про­чих молчанием, упомяну только о благочестивом и святом царе и пророке Давиде, какие он нес скорби чрез детей своих; прочтите историю его и представьте себе, что и вы не лучше их и, по неведомым нам судьбам Божиим, подпа­ли таковому искушению. Ежели с покорностью будете пе­реносить, представляя грехи свои, то скорее пошлет Бог вам утешение... (преп. Макарий).


...Невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попече­ния. Тут-то и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет тебя оными обучить и упремудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что, кроме попущения Божия, никакая скорбь при­ключиться нам не может, хотя по видимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только ору­дия, коими Бог действует в деле нашего спасения (преп. Макарий).


«Многи скорби праведным и многи раны грешному» (Пс.33, 20; 31, 10), Святый Дух устами Давидовыми глаголет. Кто же без скорби из нас? От нищего и до носящего диадему не найдешь здесь совершенно мира и спокой­ствия; и все оное Господь посылает каждому в свое время и по мере потребы для него, чтобы здешним скорбным путем привести нас в Царствие Небесное. Скорбями очи­щаются грехи, предотвращаются от грехов и испытуется вера наша. Кто ж похвалится не иметь греха? А потому мы и есмы должницы Богу. Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие (преп. Макарий).


Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: «чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи» (Сир. 2, 1—2); и это так, как самый первый артикул, должно иметь в памяти и оному следо­вать. Далее: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир. 2, 4). За сим надобно иметь твердую веру к Богу, что без «Его воли и влас главы нашея не погибнет, и ни едина птица не падет без воли Отца нашего Небеснаго» (Ср.: Лк. 21,18; Мф.10, 29), кольми паче не может что скорбное нам при­ключиться без воли Его (преп. Макарий).


..Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречис­тых, — увидим, что суть наши скорби, причиняемые оби­дами и презрениями. А ведь Он «нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1 Пет. 2, 21), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстем Его, когда добльственне и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, — Он вас об­учает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не про­тивьтесь Ему! (преп. Макарий).


Премилосердый и Всепремудрый, любящий тебя, знает твои скорби, ибо оные не иначе случаются, как по Его смотрению и по попущению, и жалеет тебя, и укреп­ляет в оных, а иначе могла ли бы ты понести зельность (силу) и тяжесть скорбей? Он мог бы и освободить тебя от них, но, видно, их требует польза души твоей. Святой Исаак Сирин пишет, что «от сего познавается, яко от Бога промышля­ем есть человек, егда (Бог) послет ему присно печали» (Слово 35) (преп. Макарий).


Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Цар­ствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее веч­но (преп. Макарий).


...Встретишь и скорби, но оные неминуемы на пути спасения, а врачевание противу оных в смирении (преп. Макарий).


Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему обучению терпения (преп. Макарий).


...Скорбей нигде не избежишь, ибо оные суть порож­дения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы, с помощью Божиею, попеклись об исцелении их (преп. Макарий).


Касательно же скорбей, на пути сем встречающихся, скажу, что оные происходят более от наших страстей, стра­сти наши их нам причиняют, посылаются же Промыслом Божиим, для исцеления наших страстей, и не выше силы нашей, а по мере нашего устроения. Без искушений же не познаем себя и не прийдем во смирение. Искушения по­сылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов (преп. Макарий).


Еще вы, вступая в обитель, не думайте, что уже и най­дете скоро покой; нет, этого невозможно без понесения многих скорбей, лишений, уничижений и прочее, ибо страсти ваши те же, с вами и сюда придут, да еще и больше откро­ются вам, они-то и причиною наших скорбей, а не люди, как мы часто думая, ошибаемся (преп. Макарий).


...Как можем мы здесь искать радости, имевши страсти неуврачеванны, да и путь наш такой, что нельзя обойтись без скорбей... Не всем, однако, бывают они в одно время и одного рода, но по мере каждого устроения и силы (преп. Макарий).


Благодать Божия знает, сколько надобно сосуду словес­ному в пещи искушаться огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас! (преп. Макарий).


Не ужасайтесь скорбей — сего спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них; мы вольных трудов не несем, то Бог невольными к Себе привлекает (преп. Мака­рий).


Если вы хотите найти утешение в скорбях, обращайте немедленно сердце ваше ко Господу, Единому Утешителю, испытывайте себя, по слову Божию, т. е. кайтесь, исправ­ляйте себя, веруйте и сердцем и душею во Иисуса Христа и прибегайте к Нему, как к Единому Спасителю вашему. Чем более вы будете молиться Богу в скорбях, тем скорее ощутите чувство сладкого утешения. «Призови Мя в день скорби твоея, - сказал Господь, - и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49, 15). «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак.5, 13) (преп. Антоний).


Мы не похвалимся какими-либо подвигами и трудами иноческими, то поне терпением оглаголания и лжи поста­раемся навершать недостатки наши и молиться за творя­щих нам напасть (преп. Макарий).


...Бог...попущает быть скорбям, которые наполняют место нашей скудости в добрых делах, а это значит — невольными скорбями спасает нас (преп. Макарий).


...Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен (преп. Макарий).


...Только опасайтесь ропота и малодушия, ибо чрез них те же самые скорби тяжелее бывают (преп. Макарий).


Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиною сего наказания... (преп. Макарий).


Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скор­би, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих (преп. Макарий).


Ты хотела избавиться от скорби безмерными покло­нами, но какую принесли они тебе пользу? Терпение с самоукорением скорее доставят тебе спокойствие (преп. Макарий).


Все одно да одно твержу и повторяю: надобно терпеть. Совет сей основывается на Священном Писании, и приме­ры и жития святых отец, и учения их сему нас научают, и сам разум и искус вещей явно показуют во всем на нас Промысл Божий. Когда верою несомненною сему повинемся, то и тяжесть скорбей будет нам приятна и любезна. Пишешь, что не имеешь отрады от скорбей, но самые скор­би да будут тебе отрадою... Все святые находили в кресте покой (преп. Макарий).


Хотя и с болезнью примете скорбь, укоризну и поно­шение, но вспомните, что это Бог послал, и укорите себя за малодушие, вмените себя достойною быть сей скорби за самый тот залог находившегося в вас самолюбия, благодарите Бога, пославшего вам сей случай ко узнанию себя, познайте свою немощь, смиритесь и просите помощи от Бога. Устроив себя так и явив покорность воле Божией, при всех укоризнах и поношениях, смущающих вас, вы почувст­вуете облегчение в духе и получите утешение. Еще святые отцы научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, без которого оно не может быть и твердо, а Святое Писание говорит, что крин (прекрасный цвет) родится в тернии; так, как роза на колких веточках цветет, подобно и добродетель христианская скорбями иску­шается и прочна бывает (преп. Макарий).


А о том, что жизнь проходит не без горя, — что делать? Ибо не было на земле ни одного счастливца, кто б прожил весь свой век без печали и без слез, поелику живем мы не в Царствии Небесном, а во юдоли плачевной. Но есть надежда, что сеющий слезами радостью пожнут. А посему и ты возверзи печаль свою на Господа, и Той тя препитает (преп. Антоний).


Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. — Мо­жет быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры, а скорее всего — по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело — в постигшем вас временно на­казании усматривать должно благость Божию к вам и лю­бовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений, о ко­торых подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: «Буди имя Господне благословено от­ныне и до века!» (Ср.: Иов 1, 21) (преп. Иосиф).


Господь да поможет тебе. Трудись по совести, молись Богу и проси терпения. Скорби — добрый знак, показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и укоряй (преп. Иосиф).


Пишешь, что скорби и скорби, и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших про­ступков, и для получения вечнорадостной блаженной жиз­ни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит. А ты эти маловременные скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями бесконечными, которые ты заслужила грехами. Одумайся и скажи: «Господи, благодарю Тебя за скор­би. Мало мне, грешной, этих скорбей, пошли их больше мне, только избавь от адских вечных мучений и томлений бесконечных» (преп. Иосиф).


...Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим (преп. Иосиф).


Оскорбления... по необходимости должно потерпеть, ибо за грехи что-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них да избавит нас Господь Своею благодатью и человеколюбием... (преп. Иосиф).


...Если терпеть не будем скорбей, а если и будем терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадою, с раздражением, то что это за терпение. Это только укоренение в себе злобы, гнева, а от сего гордость. Ничего нет удивительного, что монах терпит скорби, которых мир не знает. Путь в Царство Небесное узкий и тернистый, по которому прошел первый Сам Спаситель мира...


В него иного пути нет, как только узкий и прискорбный (на малое время). Так вот, радость моя, монах не на скорби и труды должен смотреть, а на то, что следует за скорбями: там _ неизглаголанная вечная радость, там свет Трисолнечного Божества никогда-никогда не престает веселить злотерпящих на юдоли земной (преп. Иосиф).


Возмогай во Господе и в державах крепости Его. Да поможет Господь вам с м. Игуменьей жить в единодушии. Ибо святой Давид сказал: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс.132, 1). Вкупе — зна­чит в мире и единодушии. Ибо где мир, там и Бог. И если Бог за нас, кто на нас? Но должно помнить, что без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, т.е. один другого поддерживает (преп. Иосиф).


Пишешь, что находишься в скорби: погорело все в корпусе, что делать? — Что погорело, того не воротишь, а чтобы получить душевный покой, то надо считать, что за грехи Господь попустил. И потом, живешь очень немир­но с сестрой. Тоже надо себя укорять и обвинять, то и получишь покой, почитай книгу святого Аввы Дорофея, и что пишет, то постарайся делом исполнять. Вот и руки болят за такие же грехи. Если хочешь, чтобы руки прошли, то считай себя внутренно хуже и последнею всех и сих молитв по 500: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и исцели мои руки», и святым маслом от святого мученика Никиты мажь (преп. Иосиф).


...Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радо­сти тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, и скорбь — радость. Вам это кажется странным, вспомните слова Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). День сменяет ночь, ночь — день, ненастная погода — вёдро, так и скорбь и радость сменяют друг друга. Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: «Если вы остаетесь без наказания, вы незаконные дети» (Евр.12, 8). Не надо унывать. Пусть унывают те, которые не веруют в Бога, для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют, но лю­дям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царствие Небесное. «Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси». Скорби и есть «огненное прещение», или испытание, но не надо бояться их, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посыла­ются Богом для нашего спасения (преп. Варсонофий).


Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хо­рошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно уте­шит. И скажешь: «Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!» (преп. Варсонофий).


Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются или для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем, этою болезнью он избавляется от большего зла, которое он намеревался сделать... (преп. Варсонофий).


Помни, что вси святии сим путем, т. е. путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего, скорби потому-то и скорбны, что боль­ны. Хватают за самое сердце... А чем больнее, тем цели­тельнее (преп. Анатолий).


Очень сожалею, что ты нерассудно скорбишь и сама себя мучишь. Ведь нельзя же прожить и без скорбей-то, да и спастись без них нельзя, по слову Божию: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). А ты разве не желаешь войти в Царствие Божие? Терпи же, если неизбежно нам терпеть, молись, трудись — и наследуешь Царство Небесное со всеми святыми... (преп. Анатолий).


...Господь хочет нам не только даровать вечную жизнь, но и еще сделать искусными, а без скорбей сего сделать нельзя. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит, и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением. Это и Апостол говорит: «Аще и зерно пад не умрет, не оживет» (Ср.: Ин. 12, 24). Значит, Господь тебя любит, ибо «Господь, кого любит, того наказывает. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12, 6, 8) (преп. Анатолий).


...Святой апостол Павел пишет: «зерно, аще пад не умрет, не оживет» (Ср.: 1Кор. 15, 36). Так и все земное, пока не отдаст долг земле (пока не выстрадает все земное), не может не страдать. А потому и ты страдаешь обыкновенною немощью естества человеческого — ну и терпи. Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей, а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скор­би невольные, чтобы не отстать там от святых. Сказано: ничтоже скверно не внидет в Царство Небесное: значит, имеющему войти в сие Царство непременно нужно пото­миться (преп. Анатолий).


Но письма, правда, иногда облегчат, но совсем не из­бавят от скорбей и напастей. Лучшее от них средство не утешение, а терпение. Говорю это не к тому, чтобы ты не искала советов, а утверждаю тебя в той мысли, что кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломо­на не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научи­лись духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и прийми Духа (преп. Анатолий).


Что касается до великих скорбей твоих, то, кажется, ты, как и я, не охотница до них. Как и я, грешный, вижу, и ты пришла в монастырь искать славы небесной и райского вечного наслаждения, а средства к сему отпихиваешь. Хо­чешь достать золотую руду, а копать землю не желаешь. Нет, матушка, так в мире и нигде не бывает и быть не может. «Претерпевый до конца, той спасется!» (Мф.10, 22) (преп. Анатолий).


Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спасться невозможно. В скорбях сокровена есть милость Божия! Так учат святые отцы. Терпи, и ты спасешься (преп. Анатолий).


Не забывай заповеданного тебе. Особенно — молитвы Иисусовой и толкования, что в скорбях сокровена есть ми­лость Божия. И чем, значит, больнее, чем глубже хватает за сердце, тем больше пользы для души, тем больше милости Божией. Верно знай и веруй, что неизбежно всем имею­щим наследовать жизнь райскую вкусить от горького дре­ва искушений, но за все это воздастся сторицею. «По мно­жеству болезней утешения Твоя (Господи) возвеселиша душу мою» (Пс.93, 19) (преп. Анатолий).


А потому, если обымут тебя скорби — радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скор­бей и несет оные по силе, тот и получит Царство Вечное (преп. Анатолий).


Очень сочувствую тебе в скорбях твоих. Но это не есть наша погибель. Господь возлюбленным Своим ученикам обетовал: «В мире скорбь имети будете, и мир возраду­ется: вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ср.: Ин. 16, 33, 20, 22). Теперь сама смотри: если хочешь возрадоваться радостью неизглаголанною, то потерпи те скорби, которые от Бога посылаются тебе, и не раскаешь­ся (преп. Анатолий).


/Христос Воскресе!.. Не неприлично нам почтить празд­ник сей радостью и делами благими: молитвою, терпением, смирением, а паче беструдным самоукорением... Будет, по­жалуй, мало скорбей — тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созрева­ешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид (преп. Анатолий).


Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, Смиренного и Кроткого, и понесли бы, подобно Ему, скорби, хотя и не такие, какие Он нес за наши грехи, а маленькие и в тысячную долю, а мы и совсем не хотим Божиего, а чтоб непременно было — хоть хуже, да наше. А Господь-то нигде не сказал, что Он любит певиц хороших да здоро­вых девиц, а кого же любит? Кротких! «На кого воззрю, - говорит Он, - только на смиреннаго и кроткаго и трепещущаго словес Моих» (Ср.: Ис. 66, 2) (преп. Анатолий).


Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи, и зело ищи Того, Кого мы с тобой обяза­ны, и неотложно обязаны, искать; ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся (преп. Анатолий).


Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое... Ведь ты терпишь скорби-то за Него, Жениха своего Слад­чайшего Иисуса, а не за земное счастие! Будь же мудрою девою! Будь благодушна! Уверяю тебя, будешь наследни­цею вечного, Небесного Царства! (преп. Анатолий).


Не унывай. Близ Господь! Вижу над тобою тучу скор­бей, но жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное все минует, а правда Божия пребывает во веки. «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). Чем больше скорбей, тем больше утешений: «По множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93, 19) (прей. Анатолий).


То-то меня, матушка, и утешает, что у тебя скорбей, как у богатого купца денег да товару, т.е. видимо-неви­димо. А ты, глупенькая, и не понимаешь, что ты не скорби, а богатство страшное обеими руками загребаешь. А еще собиралась учить других! Смирись! и помни, что хуже нас с тобою нет никого. Если будешь так думать, то спасешься. А послушания не бойся никакого и не брезгуй никаким (преп. Анатолий).


Скорби терпеть должны мы. А не совладаем с собою, то должны зазирать себя и каяться... Страсти истребить сама не можешь, а проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно. Ешь умеренно и благодари Бога. В келье сидеть хорошо... Скорби от всех старайся нести... Тогда, будь уверена, — не погибнешь, (преп. Анатолий).


А чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в то вечное Царствование (преп. Анатолий).


Говоришь, что я не понимаю твоих страданий, — са­молюбие тебя ослепляет, а я очень понимаю. Но я вместе и верю Господу, сказавшему Своим возлюбленным: «В мире скорбь имети будете. И мир возрадуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится; и радости вашея никтоже возмет от вас..» (Ср.: Ин. 16, 33, 20, 22) (преп. Анатолий).


Диавол видит, что ты делаешь и откуда получаешь, и вот старается тебя отбить от пастыря, как юную неопытную овцу. Держись! Кошки и мыши еще никого не съели. Пусть <они> грызут пол, а хлебушку береги, не давай им точить (преп. Анатолий).


...Скорби — это приданое драгоценному нашему Же­ниху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, и чем больше любит Его Пречистого, Прелюбезного, Сладчайшего Иисуса, тем боль­ше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т. е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит (преп. Анатолий).


Помоги, Господи, благодушно тебе терпеть находящие на тебя скорби. Таков путь друзей Божиих — в тесноте и скорбях иждивать дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми (преп. Анатолий).


...Молитва Иисусова не может быть крепка без креп­ких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей... Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). В скорбях со­кровенна есть милость Божия (преп. Анатолий).


...Тебе тяжело не оттого, что скорби твои невыно­симы, а что ты сама-то недопеченная. Ведь вот потерпе­ла — перешла буря искушения — и те же скорби, и та же жизнь, а терпится — ничего себе! Знай же, если будешь слушать вперед, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей — этого ничем не заменимого сокровища, — да поздно будет! (преп. Анатолий).


Мир тебе, АЛ Поздравляю тебя с началом вкушения монашеской славы, т. е. скорбей. Это венец наш. Это наша похвала. Это корень вечных наслаждений и Горнего вели­чия! Вижу, что это тебе не крепко-то нравится, но тем лучше! Иначе и скорби потеряли бы свою цену и славу (преп. Анатолий).


В скорби проси помощи Божией, потому что не вотще сказано во Святом Писании: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49, 15) (преп. Анатолий).


Если все случающееся принимать близко к сердцу, то нас и на месяц не хватит (преп. Никон).


Как скорби переносить? Положиться на волю Божию. А о тех, кто кого считает виновниками, думать, как у пре­подобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения... (преп. Никон).


Все святые страдали, потому что они шли путем Спа­сителя, Который страдал, был гоним, поруган, оклеветан и... распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбни будете. И вси желающие благочестно жити, гоними будут. Аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение...» (Ин. 16, 33; Ср.: 2 Тим. 3, 12; Сир. 2, 1). Чтобы легче переносить стра­дания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Гос­поду, не привязываться ни к чему земному, всецело пре­даться воле Божией... (преп. Никон).


Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по види­мому ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек прини­мает их (преп. Никон).


В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их (преп. Никон).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>