Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Вся­кое де­ло, ка­ким бы нич­тож­ным оно вам ни ка­за­лось, де­лай­те тща­тель­но, как пред ли­цем Бо­жи­им. Пом­ни­те, что Гос­подь ви­дит все.

преп. Никон

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Совершенство

...Ты хотел скоро вознестись в духовный возраст, но не был к оному предуготован отвержением себя, своей воли и разума, и терпением скорбей, от которых рождается разум истины, а от оного смирение и рассуждение. Читая учение святых отцов, не пари высоко, но, видя свою нищету, нисходи во глубину смиренномудрия; оно и едино спасти тебя мо­жет, а без оного и все наши дела и добродетели не прине­сут пользы (преп. Макарий).


О духовном возрасте, кто может сказать о себе, что я вышел из юного возраста? Действия юного являются в смирении и в совершенном уничтожении нашего я, тогда и духовными дарованиями Господь обогащает нищих духом, для пользы многих. Но дар смиренномудрия приобрета­ется многим временем, опытом и различными искушениями и скорбями. Святой Петр Дамаскин пишет: «смиренно­мудрие есть порождение разума; разум же порождение искушения». Так же и познание своей немощи бывает виною смирения (преп. Макарий).


В письме своем... передали вы мне следующий вопрос от вашего сына: «По Евангелию, общество людей пред концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенство­вания человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечества, будучи уверенным, что никакие сред­ства не в состоянии в окончательном результате пред кон­цом мира достигнуть возможного нравственного совершен­ства человечества?» «Обязанность христианина — делать добро и стараться, чтобы это добро торжествовало над злом. При конце мира, в Евангелии говорится, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом и что зло в конце восторжествует?» Скажите вашему сыну: зло уже побеждено, — побежде­но не старанием и силами человеческими, а Самим Госпо­дом и Спасителем нашим, Сыном Божиим Иисусом Христом, Который ради сего и снисшел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством, и крестными Своими страданиями и Воскресением сокрушил силу зла и злоначальника-диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как Сам сказал: «се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лк. 10, 19). Теперь всем верующим христианам дается в Таинстве крещения сила попирать зло и творить добро, при посредстве исполнения Евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадящих о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам. Хотеть же своими силами побеждать зло, которое уже по­беждено пришествием Спасителя, показывает непонима­ние христианских таинств Православной Церкви и обнару­живает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как Сам Господь ясно говорит: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5) (преп. Амвросий).


...Несправедливо и то, будто человечество на земле по­стоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телегра­фами, которых прежде не было, выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т. п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высо­кого нравственного христианского совершенства, руковод­ствуясь истинною верою Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Боже­ственным, какое Бог в Церкви Своей являл чрез мужей богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: «избранных ради прекратятся дние оны» (Мф.24, 22). И опять: во все времена были люди, кото­рые предавались различным порокам и беззакониям, или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь «лжеименным разумом» (1Тим. 6, 20) и умствуя по земным началам, вопреки предостережения святого апостола Пав­ла, который говорит: «братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Хрис­те» (Кол. 2, 8). Советую вам купить недавно вышедшую книгу «Жизнь Григория Богослова», составленную архи­мандритом Агапитом. Сами прочтите ее и дайте про­читать вашему сыну. Тогда увидите, каковы были ученые в IV веке по Рождестве Христовом. Сравните их с учеными настоящего времени. Тогдашние ученые, как Василий Великий и Григорий Богослов, несмотря на то, что были люди высокого учения и высокой нравственности, по христиан­скому смирению презирали земную славу и земные удово­льствия и стремились к одним духовным вечным благам. А нынешние ученые следуют ли их примеру? Не большая ли часть из них преклоняется к земной славе, к земным наслаждениям и к приобретению благ временных, раство­ряя все это горделивым сознанием своего недостойного достоинства? После этого есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле? (преп. Амвросий).


Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каж­дым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное же и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь чело­веческая служит лишь приготовлением, подобно тому, как годы, проведенные юношею в учебном заведении, служат приготовлением к будущей его практической деятельности. Если бы назначение человечества ограничивалось земным его существованием, если бы для человека все кончалось на земле, то почему же «разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10), как говорит святой апостол Петр? Он же присовокупляет: «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13). Без будущей блаженной, бесконечной жизни земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно (преп. Амвросий).

Совесть

Вам, конечно, не избежать креста и укоризн за взятие к себе В., но ведь не всякому может быть известно чужое устроение; Бог только видит правоту наших дел и даже намерение, то и нечего смотреть на людские слова и пересуды, лишь бы совесть не обличала в неправости дела, и когда оное делается из желания добра ближнему и в по­мощь ему (преп. Макарий).


Впрочем, советую на чужие слова не смотреть: всяк судит по своему разуму и устроению, а правильно весть только Един Господь и каждого совесть. Правая совесть должна быть для нас утешением, ежели и весь мир поно­сит (преп. Макарий).


Когда же пойдешь напротив, заведешь дела <судебные>, и ежели, по закону и праву, получишь должное, но, подвергая других несчастию, будет ли спокойна твоя со­весть? Не думаю. Она тогда не даст тебе покоя до гроба, и ты лучше бы согласилась быть в последней нищете и есть сухой хлеб, нежели терпеть биение и мучение совести (преп. Макарий).


...Повинуйтесь более внутреннему убеждению совести и по совету ее избирайте себе лучшее и полезнейшее (преп. Антоний).


Телесное око не терпит и малейшей порошинки в себя принять, так и совесть чем-нибудь замаравши, не мож­но молитвы коснуться (преп. Моисей).

Совет

О том же, что нужно искать совета духовного, много есть учения святых отпев; хотя же оные и особенно отно­сятся к монахам, но духовные воины не одни монахи, но и все православные христиане... «Нынче же уж не старое время, что слушать пастырей, мы умнее их» — это от многих услышишь, прогресс и в этом успел! А что надобно иметь совет, то о сем также Писание говорит: «при многих советниках благоденствует; беззаконники будут уловлены беззаконием своим» (Ср.: Притч. 11, 14, 6). Святые отцы и учители наши сами прошли путь духовной жизни и нам оставили незаблудный путь откровения и совета... (преп. Макарий).


Ты спрашиваешь, в чем состоит совет и какую раз­ность имеет с повиновением. Совет более относится к равенству, и хочешь принять или нет, состоит в твоей воле, а повиновение требует безусловного покорства; и потому мать N. не принимает на себя сей обязанности, совет же дать не отрицается, в чем нужно. Ты должна быть и за то довольна, а благословения просить не мешает в главных случаях, куда идти или что предпринять делать. Опыт все­му тебя научит (преп. Макарий).


...Описываете свое положение и расположение идти в монастырь, но на оное отец ваш вам не соизволяет, а по доверию вашему сего пламенного вашего желания о. архи­мандриту N. получили от него повеление без оглядки бе­жать в монастырь; потом также и иеросхимонах Ф—ий позволил вам идти в монастырь без благословения отца, и после опять не позволил, а вы еще ищете моего совета. Иметь многих советников в столь важном деле — небез­опасно, ибо, получая от них различные советы, нельзя не быть в нерешении и в двоедушии. Надобно бы послушать первого совета, когда вы с верою вопрошали о. архиманд­рита N. (преп. Макарий).


...Если вы желаете иметь совесть мирну и дела по Бозе, то во всяком затруднительном деле, во всяком недоумении просите помощи от Господа или от человек, по Бозе жительствующих, ибо писано есть: «спасение ваше во мнозем совете» (Притч. 11, 14); и опять: всякая вещь силу свою от совета имеет. Так поступая и так жительствуя, обря­щете милость пред Богом и будете Ему приятны, и благо­словение Его будет в дому вашем (преп. Лев).


О Анне... вашей я уверен, что, ежели только она будет <внимать> совету единой своей старицы, то тогда Господь ей дарует и откроет и паче, паче более не только себя самую, но и многих вещей познавать и разумевать... (преп. Лев).


...Что вы объясняете свою немощь, которой нередко побеждаетесь, — высокоумием в рассуждении советов при­ходящих к вам о чем-либо посоветоваться, удивительно для меня, о чем бы здесь высокоумствовать, когда что вы ска­жете вопрошающему вас, ибо если вы что и скажете ему, не от себя то, но наставляемы благодатью Христа Спасите­ля, и по вере требующего, разве сему удивляться мы с тобою станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобою и сбудется: «Когда овец не стало, то и на козлов мода стала». А что вы пишете, что слово вас устрашает святого Варсануфия, то оно, кажется, до нас с тобою мало касается, ибо мы таковых дел чужды, которые принадлежат до оного слова. Сие пишет святой Варсануфий к старцам, коих вопрошать будут о созерцании умного делания и о видении... (преп. Лев).

Совопросничество

Многие страдают так называемым «совопросничеством». Постоянно задают себе и другим вопросы: а это почему? а это зачем? а это для чего? Когда-то и я страдал этим недостатком. Но когда я прочитал статью епископа Игнатия «Судьбы Божии», во мне произошел перелом. Я понял, что незачем испытывать судьбы Божий. Когда преподобный Антоний Великий задумывался над подобны­ми вопросами, то услышал голос: «Человек, не твое дело испытывать судьбы Божий, смиряйся...» (преп. Никон).

Соединение с Богом

Когда человек во всем живет непорочно, когда един­ственное желание его — соединение с Господом в молит­ве и вообще в духовной жизни, он восклицает: «Когда же Ты, Господи, придешь ко мне?» Человек испытывает себя, следит за собой и видит, что непричастен он злым делам, и просит Господа прийти к нему (преп. Никон).


...Вход Господа в душу человека приготовляется из­гнанием из нее всякого греха (преп. Никон).


...Для того, чтобы сердце наше было готово и способ­но к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо грехов­ному (преп. Никон).


Подобно тому, как древле Господь призывал Своих уче­ников, так и ныне не перестает звать к Себе каждого из нас. Но души наши весьма ожесточились и прилепились к земле, и мы не слышим гласа Господня, остаемся и пребываем в нераскаянном своем состоянии (преп. Никон).


Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться (преп. Никон).


...Если мы всегда будем с Господом, то и мы будем иметь силу и мощь свидетельствовать о Нем, и мы будем иметь мужество, твердость и крепость исповедовать Его, и исповедовать не только языком, но и самою жизнью своею (преп. Никон).


...Каждый человек есть дом Божий, он предназначен на то, чтобы в нем обитал Святой Дух, чтобы в нем непре­станно возносились славословия Богу. А Бог может быть только в чистом сердце, место надо приготовить для Него. Как это сделать? — Очищать себя от страстей и мо­литься. Тогда сердце наше будет храмом - домом Божиим, мы будем видеть тогда попечение Божие о нас и будем непрестанно славословить Его (преп. Никон).


Вчера раскрыл книгу святителя Димитрия Ростовско­го, и открылось место, где сказано: «идеже (где) любовь, там и Бог; идеже правда, там Бог; идеже целомудренное, чистое и непорочное житие, и там Бог. Идеже сих нет, и Бога нет там». Да помним сие и да держимся присутствия Божия при нас, всячески удаляясь противного и неугод­ного Богу (преп. Амвросий).


У Адама было два сына: Каин и Авель. Авель и его потомки были ближе к Богу, и в Нем Одном они находили утешение и удовлетворение, не стремясь ни к чему другому. Потомки же Каина были далеки от Бога. Их ум и душа не стремились к Нему. Поэтому они не были удовлетворены, тосковали, искали утешения в другом, надеясь найти его в музыке, искусствах и тому подобном (преп. Никон).

Сокрушение сердца

...Вы желали бы иметь сокрушение сердца, но его не видите в себе, а если бы получили сей дар Божий, то верно бы увлеклись мыслию, что уже достаточно приготовились <к Таинству причащения>, потому-то и не допускает сего Господь, а приемлет ваше желание и благое произволение, а за недостаток сокрушения надобно смиряться, сознавая свою нищету, то и успокоитесь, а в смущении познается тайная духовная гордость, которая и не может успокоить вас (преп. Макарий).

Сон

Только не спи много, чтоб не проспать своего Жени­ха, потому что не знаем, когда Он придет к нам: вечер, заутро или в куроглашение. Впрочем, мы недавно пели, да и теперь поем: «Жены с миры богомудрыя, в след Тебе (Жениха) течаху, Егоже, яко мертва, со слезами искаху, поклонишася радующеся Живому Богу» (преп. Анатолий).


...Пришли мне теперь на память детские уроки из про­писей, которые твердил я и писывал так: «если кто хочет много знать, тому подобает мало спать, рано вставать и на помощь Бога призывать». — А ты, друг мой, очень нежишь­ся и любишь более определенного тебе поспать, от чего и то перезабудешь, что прежде знала, как и святой Давид подтверждает, говоря: «уснуша сном своим, и ничтоже обретоша богатства в руках своих» (Пс.75, 6) (преп. Анто­ний).


...Если постоянно проводить время свое так, т.е. спать до полудни, потом молиться до 2-го часу за полдень, после чай кушать и в 6 часов вечера обедать, в 1-м и 2-м часу за полночь ужинать, то таковая жизнь называется безала­берная и предосудительная, и не только предосудительная, но и богопротивная. И кто всегда живет так, то не может быть в доме ничего хорошего, а посему да сохранит вас Господь. Намерение же ваше, чтоб приучить себя поменьше спать — воистину благое! Это, при помощи Божией, так же должно начать, как и запоем одержимых вытрезвливают, т. е. не вдруг, а помалу. Тем, которые пили по 10 чарок в день, дают по восьми, и потом постепенно умень­шают. Так, если и вы спали каждый день по 10 часов, то чрез каждый месяц уменьшайте по четверти часа, и вы чрез год будете спать по семи часов в сутки, каковой меры для беззаботного барина довольно, а заботливому достаточно и шести часов (преп. Антоний).


В описанных тобой согрешениях и упущениях да про­стит Господь и дарует тебе искреннее покаяние в грехах, усердие к исправлению и мир душевный. Унывать не надо, но больше смиряться и зазирать себя. Но надо и понуж­даться. А по десять часов спать, и без особой болезни — неприлично. Святые отцы по четыре спали, нам по шесть велели, а по десять нигде не сказано. Также и пятисотницу не велят оставлять, как бы занят ни был монах, — это долг пред Богом. Не молясь же Богу ложиться — это по мирскому. Но с покаянием приходящих Господь не отвер­гает, но милостиво приемлет, грехи прощает и в первом чине устрояет (преп. Иосиф).


Ты меня конфузишь: я все хвалю свою М., а она смиряется — лезет на печь спать. Наспимся — будет время. А теперь потрудимся. Будешь смиренна и внима­тельна, все придет в свое время. А теперь пока утешай себя хранением глаз, смирением (словом, взглядом, посту­пью и проч.) и взыванием: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную (преп. Анатолий).


Насчет сна можно так попробовать, как думаешь: в ночи спать четыре часа и два днем... (преп. Иларион).


Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть (преп. Иларион).


Когда ложишься спать, — кровать и келью крестить с молитвою: «Да воскреснет Бог» (преп. Амвросий).


На ночь ложиться и утром вставать — все члены кре­стить можно: сердце с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», а прочие члены — уши и перси и даже всю, — с молитвою «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (преп. Амвросий).


Шесть часов спать, а то (если более) с покаянием (преп. Амвросий).


В подряснике можно спать, и ничем не накрываться. Сны не рассказывать (преп. Амвросий).


Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками уви­дишь (преп. Амвросий).


Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком со­стоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У святого Иоанна Лествичника об этом написано (преп. Амвросий).


Утром, когда проснешься, говори: Слава Тебе, Боже! Батюшка отец Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать прошедшее и сны (преп. Амвросий).


Описала ты еще свой сон. — Снам вообще доверять не следует. Но молиться преподобному Серафиму можно, и если угодник этот Божий увидит, в какой ты нуждаешься помощи, то и поможет (преп. Иосиф).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>