Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Где сми­ре­ние не оби­та­ет, та­мо пре­зо­р­ство и вы­со­ко­муд­рие пре­бы­ва­ет.

преп. Лев

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

преп. Анатолий

Без сми­ре­ния нель­зя спас­тись. Ка­кое бы зда­ние доб­ро­де­те­ли вы не воз­ве­ли, оно рух­нет без сми­ре­ния.

преп. Никон

день празднования иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

«Не помолимся фарисeйски,
брaтие: смирим себе пред Богом,
ибо возносящий себе смирится
смиряющий же себе вознесется»

(Триодь Постная, 1-я стихира 
на «Господи, воззвах«)

Этими первыми словами Постной Триоди, которые мы слышали в минувшую неделю, святая Церковь, как чадолюбивая мать, начинает приготавливать нас к подвигу поста. Великий пост предваряют особые недели и седмицы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде и сырная. В эти седмицы верующие подготавливаются к посту постепенным введением воздержания: после текущей сплошной седмицы, в следующую будут восстановлены посты в среду и пятницу, а затем последует более высокая степень воздержания — запрещение вкушать мясную пищу, с дозволением употреблять лишь сырную.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах на воскресных утренях, начиная с недели о мытаре и фарисее, поются умилительные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В основу первой стихиры положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни  лежит притча о блудном сыне, показывающая пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем кающимся грешникам. В основе третьей — предсказание Спасителя о Страшном суде.

Сравнивая 70-дневный период Постной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь, начиная с недели о блудном сыне, оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 — «На реках вавилонских». Это песнопение мы услышим первый раз завтра на всенощном бдении.

Приготавливая нас к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Песнопениями недели о мытаре и фарисее Постная Триодь призывает нас «отринуть» «великохвальное кичение», «возношение лютое» и «дмение мерзкое».

Как наглядное воплощение евангельского идеала смирения Церковь предлагает нам сегодня вспомнить жизнь Божией Матери, празднуя ее икону «Взыскание погибших».

Все бесчисленные иконы Ее, молясь перед которыми грешники спасаются от погибели телесной и ду­ховной, говорят о Ней как о взыскающей погибших. Но особенный повод к такому названию подало спасение в XVII веке заступлением Бого­родицы одного крестьянина Калужской губернии Феодота Обухова, который в лютый мороз застигнут был вьюгою и начал замер­зать. В безысходном положении он молился от всего сердца Богоматери, обещая, в случае спасения, написать для своей приходской церкви Ее образ. И вот сани его оказались стоящими у ворот крестьянина соседней деревни, который, услышав откуда-то голос: «Возьмите», — вышел на улицу и внес поги­бавшего в дом. Спасшийся испол­нил обет о написании иконы Богоматери «Взыс­кание погибших».

Примем же с любовью преподаваемый нам ныне урок смирения. Бу­дем бежать от гордости, как от змия, погубившего наших прародителей и доселе стерегущего нас на каждом шагу жизни.

«Без смирения нет спасения» — любил повторять преп. Амвросий Оптинский. Все учение наших оптинских старцев можно кратко выразить несколькими словами: «Есть смирение — все есть, нет смирения, ничего нет».  

Святитель Игнатий Брянчанинов называет смирение «правильным понятием человека о самом себе». Действительно, смирение есть искреннее сознание челове­ком своей греховности, своих недостатков. А если нет такого сознания, то как можно приняться за их исправление?   

Опас­ность гордости в том и состоит, что она не дает че­ловеку заметить свои ошибки. Греческое слово грех — «амартия», как раз так и переводится — «ошибка» или «промах».  Если же гордый человек  и замечает в себе какие-то слабости, то всегда старается их оправдать: то он ссылается на различные обсто­ятельства жизни, то винит своих домашних или начальника на работе, только бы не познать свою немощь и необходимость в помощи Божией.   

О том, чтобы смиренно мыслить о себе, в сми­рении совершать каждое свое дело, должна быть первая и постоянная наша забота.

Ибо пока не смирился человек, он не может и при­близиться к Богу, Источнику Жизни. А без общения с Богом бесполезным будет и пост, и все по­пытки самоисправления. Так что «смирим себя пред Богом, ибо возносящий себя смирится, смиряющий же себя вознесется» (Лк. 18, 14).