Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Че­ло­век сми­рен­ный жи­вет на зем­ле, как в Царстве Не­бес­ном, всег­да ве­сел, и спо­ко­ен, и всем до­во­лен.

преп. Антоний

Бог по­се­ща­ет Сво­ею ми­лос­тию толь­ко сми­рен­ных.

преп. Амвросий

Сми­ряй­ся боль­ше ду­хом,– сми­ре­ние и де­ла за­ме­ня­ет. Тер­пи все невз­го­ды и пре­да­вай­ся Гос­по­ду.

преп. Амвросий

Прощенное воскресение

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, милостию Божиею Святая Церковь вновь вводит нас во дни Святаго Великого поста, чтобы подготовить сердца и души наши к величайшему спасительному празднику — Святой Христовой Пасхе. Это сокровище наше, Воскресением Христовым мы спасаемся.

Когда  создавалась вся необъятная вселенная, мир ангельский, небо и земля, Бог «рече и быша, повеле и создашася»,  Он засвидетельствовал о Своем творении: «се вся добро зело». Однако, как бы ни был совершенен этот необъятный для нашего разума космос, он не может быть таким же совершенным, как его Творец. Пред Богом все творение как ничто. Но Бог одарил и украсил  вселенную разумными существами — ангелами и человеками, которым дал разум и свободу. 

Бог не нуждался и никогда не будет нуждаться в тварном мире. Господь вседоволен, и вселенная не дает Ему ничего нового. Бог сотворил этот мир для блаженства созданий — Ангелов и людей. Но Ангелы и люди не могут быть столь же совершенными, как Бог. И если бы Бог оставил Ангелов и человеков, предоставив их самим себе, их собственному разуму и свободе, то весь мир стал бы страшнее ада. Если родители предоставят свободу своему малому ребенку, что он сделает? — Он все испортит и сам, бедный, погибнет, а виноваты будут родители  — потому, что дали ему свободу.

А Господь так не поступает. Он дал нам свободу и Свою помощь. Какую? — Закон. Если бы не было закона, все бы погибли. Пример этому — первая страшная трагедия, которая произошла на небе. Когда закон, Богом данный Ангелам, был нарушен сатаною и бесами, тогда произошла война на Небе. Невозможно было жить с нарушителями закона, и потому они были низвержены с Небес.

А сейчас подобное совершается вот здесь с нами, на земле, как Архангел Михаил и Ангелы воевали на Небе с сатаной и бесами. Так и теперь есть добрые люди, хранящие Закон Божий, старающиеся жить в добре и правде. Есть и другая категория людей, которые не хотят веровать в Бога и уклоняются от Его Закона, совершают различные преступления. Что будет на земле дальше? Слово Божие говорит: придет кончина этого мира, когда Господь истребит губителей, убивших землю. Подобно как бесы были низвержены с Неба, так и на земле злые люди, потерявшие совесть, доброту, любовь к Богу и ближним, будут низвержены. Приидет новое Небо и новая Земля, где уже ничто нечистое не найдет себе места.

В нынешний день, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, это краткое предисловие напоминает нам о страшной трагедии, некогда происшедшей на Небе, происходящей сейчас на земле и будущей ужасной апокалиптической трагедии.

Но мы ожидаем новое Небо, новую Землю и праведный суд Божий, когда злые будут отделены от добрых, потому что святым жить вместе со злыми невозможно.

Наша задача — отделить в себе добро от зла, полюбить добро. В печальной земной юдоли мы бываем каждый день боримы грехами, искушениями от нечистых невидимых бесов; боримы от своих собственных пороков, от страстей, и нам грозит очень большая опасность — быть извергнутыми из Царствия Божия. Чтобы этого не произошло, пришел в мир Христос Господь, Спаситель наш, совершил искупление, дал нам спасительный закон и сказал: «Аще кто любит Мя, заповеди Моя соблюдет». Вот наша задача — соблюдать Заповеди Божии, искоренять в себе всякий грех, всякое беззаконие.

Божественный Закон, как свидетельствует Сам Христос, начинается с заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею мыслию — сия есть первая и большая заповедь. Вторая, подобная ей, — возлюби ближнего своего как самого себя. В сию обою заповедию весь закон и пророки висят.» Вот как драгоценно, как важно  — и особенно важно в эти начальные дни Великого поста — положить себе на сердце эти две заповеди Божии, естественные, природные и заповеданные от Бога. Как важно, чтобы они всегда были в нашем сердце. Только с их помощью возможно исполнять и все другие заповеди, и все будет легко, ибо сам Господь засвидетельствовал: «Иго бо Мое благо и бремя мое легко есть».

«Бремя Господне» поистине легко, и в этом каждого из нас удостоверяют совесть и сердце: только мы сделаем что-либо доброе, как на душе становится светло, радостно и легко, как будто гора с души спадает, а сделаешь что-то  недоброе — как тяжело бывает! Что же надо делать в момент душевной тяжести? — Покаяться. Но покаяться без исполнения заповедей — бесполезное дело. Иуда тоже покаялся, но ничего не исполнил. Если мы хотим получить спасение и милость Божию, несомненно надо каяться, ведь Господь говорит: «Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». Нужно не только покаянное слово, а обращение с покаянием. Обращение — это исполнение Святых Божьих Заповедей. Осудил ты человека — не только покайся, но и прекрати осуждать, не суди, исполни заповедь. Это и будет твое спасение по Слову Божьему. Мы много согрешаем и нам постоянно приходится внимать своему сердцу — что там внутри? Дух ли Христов? Или дух князя мира сего, который постоянно оскверняет сердце различными помыслами?

Как бороться с вражьими помыслами? Святая Церковь указывает нам на жизнь святых отцов-подвижников как на образец борьбы с бесовскими мыслями. Оружие против напастей врага — это памятование о Боге, любовь к Нему, Иисусова молитва. Она должна быть непрестанна, как дыхание, которое не останавливается.  Иисусова молитва — это важное, подвижническое и спасительное дело.

Непременно нужно сознание того, что без Божией помощи мы ничего доброго сделать не можем. А если хочется сделать что-то доброе, то обязательно надо призвать на помощь Господа.

Важно, чтобы начало Святого Великого поста было для всех нас реальным началом, не формальным слушанием Слова Божьего и пребыванием за Богослужением; чтобы оно было практическим, ревностным вступлением в дело  творения Закона Божьего, в дело любви к Богу и ближнему, внимательного отношения к своему сердцу, первым шагом к добросовестной жизни. «От дел своих, — говорит Слово Божие, — оправдаешься и от дел своих осудишься», что посеешь здесь, на земле, то пожнешь после того, как положат тебя во гроб. Пока ещё есть в нас дыхание, пока мы ходим по земле, помиримся друг с другом, как заповедует нам Господь. Ибо когда придет час смерти, уже не побежишь просить прощения и исполнять заповеди. Скорее, не теряя времени, нужно осмотреться вокруг — кому что должен, перед кем в чем виноват; скорее попросить прощения и исправиться, и этим показать свою любовь к Господу Богу и ближним. Кто не любит ближнего и не заботится о нем так, как о себе, тот не может любить Бога, хотя и часто говорит: «Господи, Господи...», и в храм ходит, а на самом деле ни Бога, ни ближнего не любит, потому что не исполняет Заповедей Божьих.

Нам нужно изучать Закон Божий. Монашеская жизнь с древних времен имела правило: до тех пор, пока послушник не выучит на память Святое Евангелие и Псалтирь, не постригать его в монашество. Почему? — А чем монах будет заниматься? Его постригли, а он ни Закона, ни Слова Божьего почти не знает. Для научения потребуется день и ночь, как говорит пророк Давид: «Поучахся в законе Господнем день и ночь». В этом делании заключена сущность настоящего покаяния, именно поэтому пророк Давид смог принести Богу благоугодное покаяние за соделанные грехи.

Слово Божие приводит нам в пример святого псалмопевца, помогает не отчаиваться, не впадать в уныние, равнодушие о своем спасении и помнить, какое дарование мы имеем. Человеку дана великая честь, по слову пророка Давида: «Кто есть человек или кто есть сын человеческий, яко помнишь его и посещаешь его? Малым чем умолил его от Ангелов, славою и честью венчал еси его и поставил его над делами рук Своих„. Вот каково величайшее достоинство человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Но как человек, поставленный Господом над остальным творением, будет управлять всем видимым миром, если он не знает Закона Божьего? Подобное мы видим сейчас в мире: заповеди Божии забывается, люди уклоняются от своего Творца, человеческий разум наполнен гордостью. Да, кажутся потрясающими изобретения, но к чему они часто приводят? — К страшным бедствиям.

Архангел Михаил говорит пророку Даниилу: «Почий пророче и в свое время получишь воздаяние жизни вечной. Праведный пусть ещё делает правду. Беззаконный пусть ещё делает беззаконие“. Бог не отнимает ни у кого свободы. Он принимает только свободно к нему идущего с полнотой сердечной любви. Господь говорит, к сожалению нашему, что «много званных, а мало избранных„. Но при этом и ободряет: «Не убойся малое стадо, ибо благоволи Отец ваш Небесный дати вам Царство“. — Вечное, Божие, нескончаемое Царство. Конечно же, непременно стоит здесь, на земле, с Божией помощью приложить должные усилия к тому, чтобы исправить себя и иметь в сердце природную, от Бога заложенную любовь к своему Творцу.

Потому в эти святые наступающие дни Великого поста, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, со всею ревностию, внимая гласу Святой Церкви, мы должны обратиться к покаянию. В чем повинны — постараться попросить друг у друга прощения; внимательно просмотреть внутрь себя  — в чем нарушаем Заповеди Божьи, исповедаться у духовника, приобщиться Святых Христовых Тайн и подготовиться к светлому, радостному, неописуемому и словами невыразимому дню Святого Христова Воскресения, к воскресению в вечной жизни.

И со своей стороны, сознавая свои немощи, как человек зная, что ничего сам по себе не могу сделать доброго, — у всех вас, дорогие о Господе  отцы, братья и сестры, кого чем-нибудь обидел, прошу прощения. Простите меня! 

Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас. Аминь.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)