Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В нас­то­я­щее вре­мя лю­ди ве­ка се­го смот­рят на нас, ве­ру­ю­щих, как на юро­ди­вых, как на глу­пых. Им не нра­вит­ся на­ша Пра­вос­лав­ная ве­ра, на­ши цер­ков­ные пос­та­нов­ле­ния, пра­ви­ла и об­ря­ды. Они сме­ют­ся през­ри­тель­но над всем, для нас свя­щен­ным. Час­то при­хо­дит­ся слы­шать от ве­ру­ю­щих, вы­нуж­ден­ных жить сре­ди ми­ра враж­деб­но­го, как тя­же­ло пе­ре­но­сить им пос­то­ян­ные нас­меш­ки, глум­ле­ния. На­до честью для се­бя счи­тать та­кое от­но­ше­ние. Аще уко­ря­е­ми бы­ва­е­те о Хрис­то­вом име­ни, бла­же­ни, яко сла­ва и Дух Бо­жий на вас по­чи­ва­ет, — ска­зал апос­тол Петр (1 Пет. 4, 14). Ес­ли над на­ми сме­ют­ся, ес­ли нас не лю­бят, зна­чит, мы — не от ми­ра се­го. Огор­чать­ся и сму­щать­ся та­ким от­но­ше­ни­ем к нам не сле­ду­ет.

преп. Никон

Тог­да бу­дут пре­да­вать вас на му­че­ния и уби­вать вас; и вы бу­де­те не­на­ви­ди­мы все­ми на­ро­да­ми за имя Мое (Мф. 24, 9). Сло­во это от­но­сит­ся ко всем хрис­ти­а­нам, ко­то­рые жи­ли в пер­вые ве­ка хрис­ти­а­н­ства и бу­дут жить в пос­лед­нее вре­мя Церк­ви Хрис­то­вой на зем­ле.

преп. Варсонофий

Го­не­ния и при­тес­не­ния по­лез­ны нам, ибо они ук­реп­ля­ют ве­ру.

 

преп. Никон

«Жаждущую душу мою
благочестия напой водами» Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Какая неслыханная вещь — Творец миров, Создатель всей Вселенной, Властелин всех океанов и морей, исчитающий и содержащий в длани Своей каждую каплю воды — просит дать Ему пить у простой самарянки!

Сам Бог жаждет, утрудившись от пути. Бог знает, самарянка, что «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе...» И хотя колодезь глубок и почерпнуть нечем, Господь даст тебе живую воду, которая сделается «источником воды, текущей в жизнь вечную». Только знай, что «Бог есть дух», и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться не на горе и даже не в Иерусалиме, но «должны поклоняться в духе и истине».

Кто же Он, загадочный путник, присевший у колодца Иакова в полдень, утрудившись от пройденного пути? Он — Тот, пища Которого есть творить волю Пославшего Его. Он — сеющий и жнущий. Он — Тот, в Котором сначала самарянка, а потом и весь город рассмотрели Мессию.

«Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» — спрашивает самарянка. «Уже не твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинный Спаситель мира, Христос» — отвечают горожане.

Игумен Тихон (Борисов)

И здесь, на этом иссохшем от жары клочке земли, у старинного колодца Иакова, из которого он сам пил и «дети его, и скот его», самарянке, а через неё и всему миру, Христос впервые исповедал Себя открыто Спасителем мира. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Он и возвестил здесь, «близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу», возвестил всей Вселенной всё самое главное: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек».

Господь и сегодня зовет нас, скитальцев по жизненной пустыне, путников с пересохшими губами, — на источники воды живой! Эта живая вода, пиющий которую «не вжаждется вовеки», — благодать Святого Духа. А студенец, из которого она вечно течёт — Святая Церковь Христова.

Проблема современного человека, проблема каждого из нас, проблема всего человечества — это проблема выбора. Какие ценности, какие приоритеты, какое мировоззрение выберет человек для построения своей жизни? Замечательно говорит румынский старец схиархимандрит Рафаил: «Зло — это я сам, когда совершаю выбор, отличный от воли Божией».

Из глубинного сердечного человеческого опыта исчезают, выхолащиваются важнейшие онтологические понятия: совесть, вера, хвала, надежда, благодарность, жалость, вдохновение, доверие, любовь, бескорыстность... Как Достоевский замечал: «Жизнь задыхается без цели». И мы сегодня очень явственно понимаем, словно ощущаем порами сердца — время по-другому заговорило с нами. Мы не осознаем величия человеческой души и не чувствуем её страшного уродства. Люди в XXI веке заживо сжигают других людей!

Пронзительная, холодная, как скальпель, горькая, как недозрелый плод, драма человеческого существования — Бог, который всегда рядом и мы, такие далекие от Него! А Церковь — это вдохновенное пространство Встречи Бога и человека. Церковь — это не просто отдушина для задыхающихся от бессмысленности и суеты земной жизни. И это даже не огромный коридор свежего потока, который поднимает человека и несет, властно и мощно, к горним вселенским вершинам. Церковь — это бесконечный океан. Это — сам воздух жизни. Церковь — это пространство поклонения Богу в духе и истине! «Таких поклонников Отец ищет Себе», — говорит Спаситель. Истина — это не яблоко, которое можно сбить палкой. К Истине можно только прикоснуться, бережно и нежно, и вкусить её сладкий, пахнущий Вечностью плод!

Наше земное существование напоминает внутриутробный пренатальный период. Нам еще предстоит родиться в жизнь вечную. Душа — как плод внутри матери. Бывает, что плод развивается сложно. Бывает, что ребенок неправильно лежит... Все волнуются — перевернется ли? Так и в нашей земной жизни, когда мы ждем нашего рождения в Вечность — могут быть большие духовные проблемы. Поэтому мы должны внимательно наблюдать за собой, за своей душой — правильно ли она развивается, нет ли тяжелых аномалий, успеет ли перевернуться, если неправильно направлена? Перевернуться — от зла к добру, от бессмысленности к Богу! «Нужно, чтобы умерев и перейдя в мир иной, — говорит старец о. Рафаил-румын, — мы не оказались недоношенными или мертворожденными, но совершенными и зрелыми чадами Божиими».

Без Бога человек — самое несчастное существо во Вселенной. Он так и будет бродить, как безумный, по раскаленной пустыни жизни. С пересохшими от жажды губами. С засыпанными горячим песком глазами. С душой, растрескавшейся, как сухая земля... А Господь тихо и кротко говорит: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет».

Надо бесконечно дорожить Церковью — этим удивительным источником живой воды. Церковь — это окно в Царствие Божие и только она может еще согреть своей любовью этот холодный, бездушный, циничный, угасающий мир!

Самарийские горожане просили и умоляли Христа побыть у них некоторое время. А мы должны просить Господа, чтобы Он никогда не уходил из города нашего сердца. «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже». Нам предстоит еще очень большой и тяжелый путь по каменистой пустыни жизни. Без живой воды нам не дойти...

«Жаждущую душу мою благочестия напой водами»...

Игумен Тихон (Борисов)