Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

О мо­нас­ты­рс­кой жиз­ни долж­но не семь раз, но семь­де­сят раз хо­ро­шень­ко об­ду­мать, и по­том уже од­наж­ды нав­сег­да ре­шить­ся всту­пить в оби­тель свя­тую на жизнь мо­на­шес­кую.

преп. Антоний

Что­бы жить в мо­нас­ты­ре, на­до тер­пе­ния не воз, а це­лый обоз.

преп. Амвросий

Мо­на­ше­ст­во есть об­раз сми­ре­ния, и до оно­го дос­ти­га­ют мно­же­ст­вом бра­ней и ис­ку­ше­ний, на ко­то­рые и на­доб­но се­бя при­го­тов­лять, а Гос­подь си­лен нас ук­ре­пить.

преп. Макарий

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, от всей души поздравляем всех вас с Великим праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Апостол Павел говорит такие прекрасные слова: «Благодатию бо есте спасени чрез веру ... и сие не от вас, Божий дар: ... да никтоже похвалится» (Еф. 2, 8–9). Для чего Апостол нам указывает на это? Чтобы мы в своей духовной жизни осознанно сосредотачивались на том, что Спаситель наш — Бог, не мы спасаемся, а Бог спасает! Божия Благодать освящает и очищает наши души.

Храм в честь Казанской иконы Богородицы

И вот сегодня, мы с вами поразмыслим: каким образом мы пришли сегодня в этот Святой Храм, чтобы почтить Пресвятую Деву, Матерь Божию?

Кто-то, особенно у кого уже многолетний опыт Церковной жизни, пришел потому, что по своему внутреннему уверению, внутренней необходимости он не мог не прийти. Его душа, его сердце влеклось, чтобы поучаствовать в Божественной Службе, чтобы Причаститься сегодня Святых Христовых Тайн и во Христе Причастием соединится с Пресвятой Девой Богородицей, потому что все мы, верующие члены Церкви, едины во Христе. Вот, одни пришли по этому побуждению.

Кто-то был вынужден понудить себя, сознавая, что, все-таки, большой праздник, нельзя не прийти не отстоять. Но ведь и это не без действия Благодати Божией, Божия Благодать вразумила, укрепила волю, чтобы прийти и помолиться. Хотя, некоторым это и с трудом дается, приходится себя заставлять — стоять на Службе, внимательно стараться слушать, что читают и поют.

Кто-то попал сюда, на Службу, просто по каким-то обстоятельствам, есть и такие. Но и этих привела Благодать Божия, Всесильный Всепремудрый Промысел Божий. Что мы без Бога, что мы сами можем? Господь ясно сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

И восхвалить и прославить Божию Матерь, здесь тоже нужна Благодатная помощь. И вот, чтобы разумно сегодня восхвалить Пречистую Деву, что мы должны осмыслить в своем сердце? Но, во-первых, Казанская икона Божией Матери, а также Владимирская и некоторые другие — они по большей части прославились помощью русскому народу в каких-то сложных исторических условиях. Должны ли мы сейчас и каждый год об этом благодарить? Конечно, должны! Потому что, если бы не было тогда помощи Божией Матери, не устояло бы наше Отечество.

Но, конечно, только такое благодарение никак не может устроить верующего человека. Все мы приходим на Службу, надеясь что-то приобрести, приобрести неземное, невнешнее. Ведь не даром Апостол говорит: не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13, 14).

Мы пришли сюда, чтобы приобрести что-то внутреннее. А что это внутреннее? Ну как, не что иное, как Божия Благодать. Даже Пресвятая Богородица, которая была честнее всех Небесных Сил и Славнее Их, которая о Себе сказала, что ... се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48). И это ее пророчество, как мы видим, сбывается. Сколько миллионов людей ежедневно прославляют Божию Матерь, о неверующих тут нет места говорить.

И даже Божию Матерь, имеющую столь величающую Благодать, Она не Своей силою, как уже только что было произнесено, — не Своей силою все это имела, не Своими качествами, а действием Благодати в Ней. Как вот ясно говорит Апостол Павел: «много бо я потрудился, больше других апостолов, но не я, но Благодать Божия яже со мною» (1 Кор. 15, 10).

Почему мы с вами сейчас говорим на такую глубокую, сложную тему? Потому что внимание к этому является чрезвычайно важным в нашем духовном делании — не приписывать себе, но приписывать помощи Божией, от этого зависит все наше спасение. Так поступала Божия Матерь: любяй Его, восхваляй Его — мы в этом Ей должны подражать, в этом особенно! И вот, чтобы не приписывать себе надо нам всегда иметь правильные мысли — в Храм пришли, обязательно сказать себе: «вот, Господь нас сподобил посетить Богослужение, Причаститься, Господь нас привел, Господь нас укрепил, не наше это, это помощь Божия!» Помолились ли когда, надо вспомнить слова Апостола: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Только Благодатью Божией мы можем помолиться, произнести хоть какие-то молитвы, и любое наше дело, вся наша жизнь укрепляема Божественною помощью.

Мы утром всегда стараемся внимательно прочитать положенные молитвы, чтобы в них испросить во всем Благодатной помощи Божией. Просим мы потому, что мы осознаем, что сами не можем. Вот это сознание, что сами не можем! Оно должно укрепляться в нас нашим собственным целеноправленным усилием, от этого зависит наше спасение в очень большой степени.

Почему многие люди неверующие? Потому что они гордецы, они считают, что сами многое могут, и это ясно видно из изречений вот этих гордых людей, которые чего-то там, видите ли, достигли сами. А мы не хотим так мыслить, мы всеми силами будем помышлять в себе, в своем сердце, что мы без Бога ничто! Что без Благодати Божией мы не можем вообще существовать, не говоря о том, чтобы сделать что-то доброе воистину и полезное духовное. И вот эти мысли, которые мы в себе сами будем взращивать — что только Господь во всем нам помогает, укрепляет — это есть очень важные, спасительные для нас мысли, которые выражают нашу волю смиряться. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). И ведь что произойдет со смиряющимся — как сказал Господь, что он (смиряющийся) вознесется (Лк. 14, 11) в свое время на Небо в Вечноблаженное Царство, и мы с вами к этому должны прилагать наши усилия.

Но наше подражание Божией Матери, конечно, должно выражаться вообще во всей Ее жизни. Вспомним, как Она будучи отроковицей, жила в Иерусалимском Храме. Конечно, более уместно подражать именно этому периоду Ее жизни, потому что мы куда слабее. Божия Матерь, возрастая духовно, постоянно пребывала в молитве, в Богомыслии и в рукоделии. Молитва была у Нее, конечно, не только во время рукоделия, но Она и специально совершала длительные молитвословия. Рукоделием Она подкрепляла свою душу, потому что земной человек не в состоянии непристанно молиться целый день, здесь никому это не дано, все занимались трудом.

Если мы в этом не можем Божией Матери подражать, то хотя бы будем подражать в малом, не обязательно гнаться за большим — этими мыслями человек себя разрушает. Хотя бы помолиться сколько есть сил, если нет сил прочитать правило, но не значит что надо сразу лечь спать, хотя бы краткой, в двух словах, молитвой обратиться за помощью ко Господу и Божией Матери.

Всегда надо держаться труда. Это даже и подростков касается. Почему? Потому что труд, если мы смотрим на Божию Матерь, помогает человеку в духовной зрелости, и вот, хотя бы небольшой труд, хотя бы не целодневный, но малый труд мы должны совершать ежедневно. Во всем этом, хотя и не сложном, но мы, сознавая свою немощь, просим Божию Матерь нам помочь, чтобы Она Своею Благодатной помощью, Своими молитвами укрепила нас хотя бы в малом доброделании, совершая которое, будучи верными в малом, мы достигнем Великого Небесного Вечного Блаженства со Христом, Пресвятой Богородицей и со всеми Святыми. Аминь.

 

Иеромонах Нил (Парнас)