Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Будь го­то­ва встре­тить скор­би. Ибо всех, ко­му слю­бит­ся Ии­су­со­ва мо­лит­ва, враг ни­ког­да не ос­та­вит без отм­ще­ния, но неп­ре­мен­но на­у­чит или стар­ших, или млад­ших, а уж па­кос­тей неп­ре­мен­но нат­во­рит.

преп. Анатолий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву дер­жи по си­ле. А ког­да ос­ла­бе­ешь, имей од­ну па­мять при­су­т­ствия Бо­жия. Что мо­лит­ва твоя не бесп­ре­рыв­на, не скор­би – это те­бе ра­но. А бла­го­да­ри Бо­га за то, что есть. Спа­сай­ся, и да спа­сет тя Гос­подь.

преп. Анатолий

Де­ла­ние мо­на­шес­кое долж­но быть тай­ным. По­то­му и мо­лит­ва Ии­су­со­ва у свя­тых от­цев на­зы­ва­ет­ся „сок­ро­вен­ным де­ла­ни­ем". Да­же от са­мо­го се­бя на­до хра­нить в тай­не, не тру­бить, как ска­за­но в Еван­ге­лии, не толь­ко пе­ред дру­ги­ми, но и пе­ред са­мим со­бою.

преп. Никон

Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, а также отцы, в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос пришел в землю Гадаринскую и исцелил там бесноватого. Отрадно, что силен и всемогущ наш Господь, что Он может две тысячи бесов, легион целый, извести из человека и направить их по их же просьбе в скот, в свиней, в данном случае. Но больно за тех людей (вы сегодня слышали в отрывке) которые пришли потом, когда лишились своего имущества, вот этих двух тысяч свиней, которые с обрыва направились в море; и не допустили Господа нашего Иисуса Христа в свой город. Не допустили из-за боязни потерять большее.

Как страшно, когда корыстолюбие или какой-то другой грех отводит нас от Господа нашего Иисуса Христа и не дает Ему прийти в наши сердца. О корыстолюбии говорил еще Иоанн Златоуст. Он писал, что с корыстолюбием неразлучна болезнь высокомерия. И чем кто более собирает богатство, тем более усиливается эта болезнь. А то, что это было корыстолюбие, говорит то, что они выращивали свиней. Это животное по Ветхому Завету считается скверным. И свиней тогда выращивали не для себя, не для принятия в пищу, а для продажи каким-то другим народностям, которые не имели Закона Божия, для того, чтобы получить наживу. «Если кто узами страсти корыстолюбия будет связан, без сомнения не может достигнуть очищения своих пороков», — сказал Иоанн Кассиан.

И как страшно подумать, что на месте вот этого народа, на месте каждого из них можем оказаться и мы. Бывает, Господь посещает нас какими-то скорбями, что-то от нас отнимает, тех же самых «свиней», для того чтобы мы одумались, пришли в себя и приняли Его. Ведь как часто наши сердца ожесточенны. Как мы помним, в Ветхом Завете пророку Господь говорил, что весь народ от головы до пят в язвах и ранах; некуда бить уже. А почему Господь бьет-то нас? Да для того, чтобы как-то попытаться нас спасти, чтобы мы пришли к Нему, осознали свою безбожность и бездуховность, пришли к Нему и обратили свои взоры, просили Его о помиловании и изменении, как просил сегодняшний бесноватый. А в повествовании мы не видим, чтобы он сам просил, потому что Господь разговаривал с бесом, находящимся в нем. Настолько их было много, что они овладели полностью волей этого человека. Но по тому благодарению, которое произошло после исцеления, мы можем понять, насколько этот бесноватый все-таки в своей натуре человеческой желал исцеления от Господа нашего Иисуса Христа. Так сподобимся и мы быть на месте вот этого бесноватого, который благодарит Господа, а не хулит и не боится.

Подчас слышишь такие выражения: вот мы начинаем молиться за кого-то, и люди приходят и жалуются: вот я начала молиться, а с человеком пошли какие-то искушения; может мне прекратить эту молитву? Или недавно позвонил один человек и говорит: я молюсь молитвой Оптинских старцев, и что-то у меня проблемы какие-то пошли; может мне прекратить? Но что мы просим в этой молитве? «Руководи моей волей и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Господь нам для терпения какие-то испытания и подает. Для того чтобы научились любить, тоже какие-то случаи подает, где у нас есть выбор между любовью и ненавистью. А мы вместо этого говорим: может прекратить нам вообще вот это дело.

Так для чего мы тогда просим? Господь ведь слышит нашу молитву. Через скорби, через несение их, через болезни мы и спасаемся, мы идем потихонечку шажками небольшими к Царству Небесному. Оно открывается для нас все больше и больше. Так чего ж мы ропщем. Если кому-то из нас Господь посылает скорбь, тот начинаем думать, почему мне, у меня и так все плохо. У меня трое детей, недавно разорился, а тут еще эта скорбь. Почему сосед живет в благоденствии, не переживает. Но мы не задумываемся, что может быть Господь послал эту скорбь, потому что у нас какая-то грязь внутри. Ее надо исцелить. Или в другом случае не задумываемся о том, соседу-то нашему уже не безопасно скорби посылать. Он хулить начнет Господа, а нам Господь посылает эту скорбь для нашего испытания, веря, что мы преодолеем себя, преодолеем свой ропот, и все-таки придем к Нему.

Помоги, Господи, это нам хорошо все осознать. Причащающихся поздравляю с подготовкой к святым Христовым тайнам и молюсь о том, чтобы причастились достойно с благоговением и во спасение. Помоги Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)