Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь иног­да по­пус­ка­ет че­ло­ве­ку быть как бы ос­тав­лен­ным, но все же хра­нит и ве­дет ду­шу ко спа­се­нию. Это по­пу­ще­ние Бо­жие мо­жет ка­сать­ся це­ло­го об­ще­ст­ва ве­ру­ю­щих. На­ше де­ло — сми­рен­но хра­нить ве­ру Хрис­то­ву. Аще ве­ра сох­ра­не­на — есть и на­деж­да спа­се­ния. Ве­ра долж­на сох­ра­нять­ся с воз­дер­жа­ни­ем от вся­ко­го гре­ха.

преп. Никон

Про­шу вас жить бла­го­чес­ти­во, что­бы соб­люс­ти ве­ру Пра­вос­лав­ную, что­бы ник­то и нич­то, ни­ка­кие обс­то­я­тель­ства, ни­ка­кие скор­би не мог­ли от­­торг­нуть вас от нее, а для это­го нуж­но неп­ре­мен­но мо­лить­ся, про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей сох­ра­нить ве­ру свою не­по­роч­ною.

преп. Никон

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, в евангельском чтении мы с вами слышали о том, как Господь, шествуя по приглашению начальника синагоги исцелить его дочь, исцелил еще прежде кровоточивую, а потом воскресил уже умершую отроковицу.

Вся жизнь земная Христа Спасителя есть благодеяние. И вообще все действие божественное есть благодеяние своей твари, творению Божию. И здесь на земле Господь спешит творить добро с тем, чтобы привлечь заблудшие чада, отпавшие от Бога, все человечество, блуждающее на каких-то неправильных, неправедных и опасных путях. И вот Он привлекает каждого из нас с вами, привлекает с тем, чтобы мы вновь вспомнили о своем Создателе и Творце, вернулись в тот отчий дом, который уготован нам от сложения мира. Чтобы жизнь, этот драгоценный дар, не прошла для нас напрасно, не прошла так, словно мы в глубоком пьянстве своих страстей не помним даже, что с нами происходит. Как горький пьяница не может вспомнить утром, как он провел вечер и ночь, так порой и человек пропускает целые десятилетия своей жизни, не имея возможности вспомнить что-то светлое, чистое и святое. И вот Господь призывает нас к другой жизни, к святой, к жизни божественной, сподобляя Свое творение стать общниками Пресвятой Троицы.

И пример того, как вера награждается и как постепенно человек обретает эту радость во Христе Иисусе, мы видим на примере этой кровоточивой. Эта женщина имела очень деликатную болезнь. Любая нормальная женщина стыдится своего естества, особенно в эти периоды очищения. Но эта женщина страдала тяжелой болезнью. 12 лет не прекращалось течение крови, ее женской немощи. И вот она, раздав все имение, все имущество врачам, не приобрела никакой пользы. Но зная, что Христос Спаситель не просто Учитель, не просто какой-то пророк, но Он наделен божественной силой, она дерзновенно подошла в этой толпе, в которой она по закону Моисееву не могла находиться. Потому что все, к чему она прикасалась, и кто к ней прикасался, считался нечистым и нуждался в обрядовом очищении. Тем не менее она, теснимая этой толпой, подошла сзади ко Христу Спасителю, не имея дерзновение просить Его прямо об исцелении, прикоснулась только к краю Его одежды. И тут же остановился ток крови ее.

Нам показано, как много может вера, вера человека, без которой невозможно ни одно чудо Божье. И вот Господь, не желая скрыть эту веру перед всеми присутствующими, этим многолюдством, вопрошает: кто прикоснулся ко Мне? Но ученики не понимают Его слова. Они видят, что прикасается к Нему огромное количество людей, потому что они идут в толпе. Но Он говорит о том прикосновении, которое было совершено с дерзновенной верой, то прикосновение, которое Он увидел Своим божественным оком, словно эта женщина была единственной, и не было никакой толпы. Потому что совершилось чудо не только исцеления ее плоти, но совершилось чудо обретения веры, глубокой веры этой женщины. И желая утвердить ее в дерзновении ее и дать назидание многим, Господь возжелал явить ее этой толпе, окружающим ее людям. И когда она осознала, что не может укрыться, потому что Господь вновь сказал, что Я ощутил силу, исшедшую от Меня, пришла и перед всеми призналась и в том, чем она болела, и в том, как она исцелилась.

Грех есть тоже болезнь, недуг души. И мы должны осознавать, что всякий грех, а тем более страсть, укоренившаяся в душе человека, которой мы так часто и многоразлично страдаем, есть тоже подобие этого кровотечения, непрестанного и не исцельного, пока мы не пожелаем исцелиться от этих страстей. Грех обескровливает душу человека, лишает ее силы, силы творить добро, силы жить божественной жизнью. И вот Господь дает нам возможность осознать эту свою греховную болезнь, дает нам возможность увидеть, как же мы можем исцелиться. К сожалению, страсть является неестественным состоянием души человека, но она словно бы стала уже нашим новым естеством, противоестественным. Страсти угнетают нас. Страсти расслабляют нас. Но человек так сильно любит себя и так мало любит Бога, так много суетится, и так мало стремиться пребыть с единым Богом в молитве, в покаянии, в принуждении себя ко всякому добру. И потому этот ток крови не исцелен. Но Господь призывает нас с дерзновением приступить к Нему, чтобы и мы получили эту возможность исцеления и кому-то, быть может, даже послужили примером, чтобы услышать божественный блаженный голос: Дочь (Он называет ее дочерью по вере, по причастности к семени Авраама, но Авраама не по плоти, а по духу), дерзай, вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). И далее приступают посланные из дома начальника синагоги Иаира и говорят, что дочь твоя умерла, оставь в покое Учителя.

Все мы знаем, что такое болезнь детей, а тем более, когда дети близки к смерти, что испытывает сердце подлинного отца и сердце настоящей матери. Как оно страдает, мучается и готово сделать что угодно, лишь бы ребенок остался жив. Порой готов отец или мать отдать самих себя, чтобы ребенку стало только лишь легче. И вот этот отец пришел, не вполне еще, может быть, веруя во Христа, не до конца осознавая, Кто перед ним стоит, но пытаясь найти хоть какую-то возможность исцелить свою дочь, и просит Его прийти в его дом, чтобы исцелить ее. Он не имеет той веры, как имел это сотник, который сказал: только скажи слово, и исцелеет отрок мой (Мф. 8, 8). И вот вся надежда потеряна, дочь умерла. Пришедшие из его дома говорят, не тревожь Его, потому что уже ничего нельзя сделать. Но Господь показывает, как много может сделать вера и то, что Господь оживотворяет умершее, восставляет распадшееся и может обновить состав человека. Как некогда воскреснут все умершие, восстанут из гробов, так Он может восставить любого человек, если в этом есть божественный промысел и необходимость. Он говорит ему: не бойся, только веруй, и спасена будет твоя дочь. И идет в дом Иаира, чтобы явить Свою божественную силу, Свою творческую энергию, предвозвестить Свое грядущее Воскресение, общниками которого должны и мы с вами стать, своим желанием приобщиться к Его живоносному Воскресению, своим желанием совоскреснуть с Ним своей верою в то, что Господь умер за нас и воскрес для нас с вами, что Его Воскресение есть призыв и для каждого из нас стать участниками Его Воскресения. Чтобы мы оставили свои мертвые дела и жили для обновления духа.

И вот Он входит, где много людей, и молва, и плачущие. Он говорит: оставьте, отроковица не умерла, но спит. И все почитают это как некое безумие, смеясь над Ним. И Он, оставив лишь Своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна и родителей отроковицы, говорит: тебе глаголю, восстань. И девица восстала удивительным образом силою божественной. И чтобы уверить тех, кто был рядом, что это не призрачное видение, не какой-то образ, но реальное воскресение этой девочки, Он повелел дать ей есть. Как и Сам Он по Воскресении Своем ел и пил перед учениками, желая их уверить в реальности Своего Воскресения.

И вот мы с вами в этот день, воспоминая исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира, постараемся и сами попросить Бога, осознавая свою немощь, кровоточивость своей души, Его исцеления для нас с вами. И осознавая мертвенность своих, быть может, многих дел, слов, чувств, мыслей, дать возможность и нам приобщиться к Его Воскресению, чтобы ожить для жизни вечной, жизни с Богом, жизни присносущной. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)