Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Со все­ми людь­ми, встре­ча­ю­щи­ми­ся на жиз­нен­ном пу­ти, пос­ту­пай так, как те­бе хо­те­лось бы, что­бы с то­бой пос­ту­па­ли.

преп. Никон

Без тер­пе­ния и снис­хож­де­ния к ближ­ним жить не­воз­мож­но.

преп. Никон

Ес­ли кто не­по­ко­ен (т.е. не­ми­рен на те­бя, а не выс­ка­зы­ва­ет се­го), то угож­дай ему, буд­то не за­ме­ча­ешь се­го.

преп. Амвросий

Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всякий, кто хочет следовать за Мной, да отвержется себя, возьмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8, 34), — говорит Господь в сегодняшнем Евангелии. В эту неделю, которую мы именуем «Крестопоклонная», когда Крест в середине Поста износится на середину храма для поклонения верных, чтобы любызая язвы Христовы, припадая к ним, исполниться силою крестной, исполниться благодатью освящения и искупления, которое проистекает от Христа, распятого на древе. Господь не только говорит о Своем Кресте, но в дни Своей земной жизни, говоря не только Своим ученикам, которым говорил Он прямо о том, что должен умереть в Иерусалиме, но и всем слушающим Его Он прикровенно говорит о том, что мы должны взять крест свой. В этом скрывая, но потом давая им разуметь, что если мы должны нести крест свой, то и Он знал, что всякий, желающий следовать за Ним, идет за Ним, как за Крестоносцем, как за Тем, кто Сам принимает Свой Крест, и Крест самый великий и тяжкий из всех крестов на земле.

И вот Господь нас сегодня призывает быть крестоносцами, нести свои кресты вслед за ним. Порой эти кресты воспринимаем совершенно по-разному, по большей части как какие-то скорби в нашей жизни, несчастные обстоятельства, болезни, непонимание близких людей или их невнимание, какие-то условия обстоятельств нашей жизни, недостаток, нехватка средств, недостаток здоровья, непонимание начальства. Все это действительно составляет, в том числе, наши кресты. Но Господь призывает нас осознать иное крестоношение, к которому призван всякий отозвавшийся на призыв Христа, всякий христианин. Господь призывает нас осознать, что Он есть наш Бог. Он есть источник святости. И человек, отпадший от Бога, оскверненный грехом, человек, в который вошло это греховное повреждение, глубочайшее, которое исказило природу человека, оно неизбежно приближаясь ко Христу, входя в соприкосновение с Ним, обнажится — это наша греховность — будет нуждаться в исцелении и исправлении. И именно это исцеление, наша решимость быть со Христом, рождает в нас самый главный крест — это крест нашей греховности, которую мы должны преодолеть в себе, победить свои страсти, которые совершенно не желают быть побежденными, потому что за каждой страстью стоит дух злобы, возбуждающий ее.

И вот эта борьба, борьба на стороне Бога со всем нечистым, со всем скверным, страстным, злобным, похотливым, гордостным, алчным, тщеславным и раздражительным и многим-многим другим гневным. Все это составляет наш крест, когда человек должен действительно отвергнуться себя, себя не как личности, но все то, что составляет наше греховное «Я», все то, что нам заслоняет Бога и мешает быть с Ним. Именно этого должен отвергнуться человек, именно об этом говорит нам сегодня Христос, что если мы хотим следовать за Ним по-настоящему в Царство Божие, то неизбежно мы должны оставить все свои греховные привычки, решиться, иметь мужество наконец-то перестать уповать только на себя. Ведь мы боимся все время, как говорил один современный ныне покойный проповедник о том, что человек боится больше всего смирения. Он боится быть обделенным, он боится быть смиренным кем-то, незамеченным, непонятым.

Мы постоянно не доверяем Богу, Его божественной любви. Господь хочет, чтобы мы осознали, наконец, что Он над всеми обстоятельствами нашей жизни, Он над всем в этом мире. И Он именно любящий нас, любящий до Креста, любящий до смерти, любящий безгранично. Не желающий ничего худого для человека Он знает, что происходит с нами, знает, для чего это случается. Это случается, чтобы исцелилось наше тщеславие, упразднилась наша гордость, постепенно умалились наши страсти. Все эти болячки, все эти уничижения, принижения являются тем целительным лекарством, которое Господь подает нам. И мы должны осознать, что мы, как глубоко больные люди, которые должны довериться опытному, мудрому любящему Врачу, Который знает, как исцелить, знает и желает нас исцелить. Но нам так страшно бывает довериться в руки Врача, Который быть может, использует разные средства. Это может быть и острый скальпель и какие-то горькие лекарства и иные средства, которые не так сладки, приятны и легки. И все это составляет крест желающих быть со Христом. И Господь говорит нам о том, что всякий желающий спасти свою душу, именно спасти по-человечески, спасти, исходя из каких-то своих эгоистических целей, из своей самости, он погубит ее. А желающий погубить свою душу, тот обретет ее для вечной жизни с Богом. Погубить, опять-таки, не греховно, безусловно, но погубить с точки зрения безумного человеческого мира, мира, живущего в страстях, когда человек лучшие силы своей жизни, свой разум, свое время, все то, что он мог бы посвятить и отдать себе, для себя, он отдает это Богу и ближнему. И с точки зрения человеческой логики он губит свою жизнь, губит свою душу, не помня о себе. Но Господь говорит, что именно это и спасает нас с вами.

Если мы всмотримся в жизнь очень многих святых, то по-человечески нам непонятно и очень жалко порой, как это люди в цвете сил своих отдавали жизнь свою для Христа, и не только преподобные, которые уходили в пустыню, в какие-то затворы, удалялись от людей. Или Христа ради юродивые, которые желали восполнить недостаток скорбей, добровольно отдавая себя на посмеяние людям. Но и мученики, многие наши исповедники и мученики Российские, которые жили так недавно, образованнейшие люди, умнейшие, которые так много могли дать Церкви, послужить ей своим словом, своим делом, своим примером, мудрыми словами, образовать и научить очень многих и многих. Но Господь попустил пресечься их жизни. Казалось бы, что все то лучшее, что они могли соделать, это было перечеркнуто или каким-то выстрелом или утоплением, и многими разными другими средствами, которыми убивали наших с вами мучеников.

Но, тем не менее, в этом премудрость Творца. Потому что именно за их исповедничество, их готовность жить со Христом, их верность Христу, мы прославляем их не за то, что они быть может сделали, но, прежде всего, за их верность Христу. И так бывает с каждым из нас, что если мы хотим по-настоящему быть Христовыми, мы должны решиться бороться в себе со страстями, со всем своим греховным «Я». Довериться Богу наконец-то, чтобы отдать себя в руки Богу смирением своей души, не ища своего, не настаивая на своем, но предавая себя в волю Божию — благую, святую, любящую, совершенную.

И далее Господь говорит, что всякий, кто постыдится словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Господь пред Отцом Своим и ангелами Своими (Мк. 8, 38). Это урок все нам. Неверный в малом сейчас, когда нет каких-то испытаний, искушений, гонений и серьезных скорбей, не сможет устоять и в большом искушении. Великое созидается из малого, и в большом всегда есть малые части. И вот эти части, которые мы должны приобретать сейчас, сегодня, каждый день на своем месте, в своем положении, не ожидая каких-то благоприятных условий, особого времени, нужных людей и обстоятельств. Бороться со своим греховным «Я», с этим греховным началом, которое произрастает от падения наших прародителей в раю еще и проистекает от источника всякого зла, дьявола и демонов, служащих ему. Если мы не будем в этом решительны, тверды и верны Богу, то и в великом мы рискуем не устоять.

И дай Бог, чтобы тот Крест, который вынесен сегодня пред нами на поклонение верным, вразумил нас и дал нам это осияние крестной благодати, укрепил нас в этом мужестве постного времени, которое и есть время борьбы со страстями. Это сугубое время, которое Господь дает нам, как величайшую милость к человеку, как новое обращение ко Христу, новую возможность вновь встать на путь покаяния и решимости борьбы со страстями. Этим Крестом Он укрепляет нас пройти последующие дни поста ни в суете, ни в молве, ни в каком-то тщеславии и празднословии, но в этом внутреннем трезвении, внимательности к своей душе, внимательности к окружающим нас ближним. Потому что Господь хочет, чтобы мы научились любить именно ближних, а не каких-то дальних, о которых мы мечтаем и готовы любить их без конца, но совершенно не терпя своего соседа, ни своего сотрудника, ни собрата, который кажется нам таким неуживчивым, таким неправильным, совершенно грешным и не входящим ни в какие наши представления и рамки наших понятий. Но именно его мы должны возлюбить, именно его мы должны потерпеть, ему сострадать и тем, кто оказывается рядом с нами, а не где-то там мечтать и пребывать в пустых фантазиях о какой-то своей любви и сострадании ко всему человечеству. Так не бывает. Любить надо того, кто является близ нас всякий день и всякий час.

И дай Бог, нам обрести это мужество и эту решимость поклониться Христу и Его Кресту сейчас, чтобы в этом уготовиться поклонению страстям Христовым, которые грядут неизбежно, и в этом соумирании со Христом войти в славу Его Воскресения, без которой невозможна наша христианская жизнь. Без соумирания и сораспятия с Ним не будет подлинным воскресение нашей души и той радости, которую Господь уготовал любящим Его. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)