Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

О сем мно­го не пре­да­вай се­бя сму­ще­нию и от­ча­я­нию, что внут­ри и вне про­тив­ные действия во­зоб­но­ви­лись: по­то­му они внут­ри ук­ры­ва­лись и та­и­лись. А как приш­ли не­ча­ян­но ви­ны к действию ярост­ной час­ти и огор­че­нию со рве­ни­ем, то си­ми ви­на­ми отк­ры­лись и воз­не­ис­то­ви­лись; но да при­бе­га­ем по Бо­зе к Еди­ной Предс­та­тель­ни­це и Пок­ро­ви­тель­ни­це, все­об­щей на­шей Зас­туп­ни­це, Прес­вя­тей Бо­го­ро­ди­це и Де­ве Ма­рии, и Та Сво­и­ми все­силь­ны­ми мо­лит­ва­ми и хо­да­тай­ством ув­ра­чу­ет на­ши все бо­лез­ни те­лес­ные и ду­шев­ные!

преп. Лев

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Неделя о блудном сыне Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Дорогие отцы, братья и сестры, вчера в первый раз на протяжении этого нынешнего года, перед постом, мы слышим песнопение «На реках Вавилонских». О чем оно нам говорит? Оно говорит о пленении человека грехом, насколько мы меняемся. То есть это иносказательный смысл.

Сам этот псалом Давидов был написан по поводу семидесятилетнего плена народа израильского в Вавилоне. И вот этот народ сидит на реках вавилонских и плачет о своем Иерусалиме, плачет о возвращении к Богу, потому что погряз в грехах и не знает, как от них избавиться. Покаяние настолько сильное, что народ даже не может взять в руки орган, (музыкальный  инструмент), оставил его и лишь рыдает на эту реку.

Подобно этому песнопению по смыслу мы слышим сегодня и евангельскую притчу о блудном сыне. Вообще вот эти все три недели перед постом, они нам очень важны. Вы знаете, сейчас уже идет вторая неделя. Первая неделя была о мытаре и фарисее, когда мы учились каяться именно мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13), ощущать свои грехи, а не быть фарисеями, только соблюдая букву. Третья неделя о страшном суде повествует нам о том, что нам всем предстоит в суде Бога над нашими душами. Это нас тоже приводит к покаянию. А вторая неделя начинается сегодня. Называется она «Неделя о блудном сыне» и так названа именно по названии притчи, которую Господь произнес Своим ученикам.

Ну, притчу вы эту все хорошо знаете, о том, как сын, возомнив о себе больше, чем положено (как многие из нас делают так), имея самость, оставил дом отчий, попросил отца  своего дать ему имение, то есть какие-то таланты, которые он с собой забрал, и отошел «на страну далече». Но не имея должного окормления, не имея должного назидания со стороны отца, он быстро все это имение свое разорил, «иждив блудно».

Так и мы с вами подчас имеем любовь и веру лишь на кончике языка, не имея ее внутри. То есть сын, когда шел «на страну далече», конечно не желал грешить. Им располагали благие намерения. Что-то может быть ему не нравилось в доме отчем, какие-то заповеди может быть, если перенести все на такой язык, касающийся сказанных притч. Во всех притчах под отцом подразумевается Бог, наш Отец Небесный. Поэтому мы ее с вами тоже будем немножко понимать, как положено иносказательно.

И вот, мы часто отходим от Бога тоже на эту «страну далече», вначале принимая какие-то помыслы умом, потом неотлагательная наша воля слагается с грехами. Ну, затем уже совершается и дело. Очень большой плюс, что в этих испытаниях, которые «на стране далече» были с блудным сыном, он все-таки пришел к выводу, что необходимо обратиться заново к отцу. Вы помните, что он был полностью разорен, пас уже свиней и хотел питаться всяким свиным кормом. А под этим кормом святые отцы подразумевают грехи. Но и тут ему было запрещено питание этими рожцами. И он возопил в себе: Господи, согрешил пред небом и Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим, прими меня в качестве наемника уже. И он приходит к отцу с этими намерениями уже.

Чувствуете, какое у него глубокое покаяние, осознание. То есть он через вот эти испытания изменился. Сердце его стало совсем-совсем иным. Оно не гордое, не тщеславное, как в начале, когда он уходит на сторону, но именно смиренное, покаянное, желающего лишь одного — хоть какого-то соединения с отцом уже не в виде сына. Он уже не видит свое достоинство, но уповает на милосердие Божие и ждет от отца, казалось бы, такой вот небольшой милости. То есть наемников у отца много, и чтобы отец его принял и каким-то образом простил.

Святые угодники Божии, в частности Иоанн Златоуст пишет: Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляют скверну нечестия. Сегодня память Иоанна Златоуста. Поэтому тоже будем помнить угодников Божьих наших дорогих — Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, которые этим днем соединены во единое целое. И мы их вместе славим в этот день.

И вот чудо. Придя к себе домой, еще даже по пути отец заметил своего блудного сына, и сердце его возрадовалось. И он выбежал сам навстречу ему, облачил его в лучшие одежды, дал ему сапоги и перстень. Перстень — как признак возвращения сыновства его, а под сапогами некоторые святые отцы подразумевают заповеди Божии. То есть это наше оружие. Голыми стопами-то мы куда пойдем? Змеи-то жалят в пяту. А сапоги нас защищают. И поэтому знание заповедей, знание закона нас ограждают от множества этих падений, которые мы можем понести. И уже такого сына он кормит трапезой, самого лучшего тельца закалает, под которым можно понять Причастие святых Божественных Таин. Телец знаете, что означает в Ветхом Завете. Закалает этого тельца и питает его, этого сына блудного. И усыновляет его заново.

И тут мы слышим горестные слова о старшем сыне, который приходит, видит вот этот пир. И получается, что его то ли зависть какая-то гложет. Он говорит: отче, я был с тобой все это время, и ты мне не дал даже маленького козленка, чтобы я попировал со своими друзьями, а этого блудного сына принимаешь таким образом. На что отец отвечает, что надо радоваться о грешнике кающемся и вернувшемся. И здесь мы понимаем на самом деле, что вот этот старший сын … Вот есть у него сыновство или он больше как наемник, как вы думаете? Он больше наемник. То есть он, находясь вроде в объятьях отчих, находясь рядом с отцом своим, все равно ждет какой-то мзды. Он ждет вот этого барашка, ждет, чтобы отец ему что-то дал.

К сожалению, многие из нас тоже не являются сынами, а являются такими наемниками. Стоит поскорбеть об этом, подумать об этом хорошо в преддверии Великого поста. Вот эти недели очень важны на самом деле. С каким мы чувством придем в Великий пост, так мы его и проведем. Начало очень важно. Мы сейчас набираем с вами потенциал для того, чтобы и дальше его использовать должным образом. Должным образом покаяться и измениться, и постараться это внутреннее ощущение чистоты нести и дальше.

Святой Василий Великий, сегодняшний именинник, писал: не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, а потом остается во грехе, но тот, кто по слову псалма обрел грех свой и возненавидел. Покаяние же требует, чтобы человек сначала возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других. А для сего соделал себе слышимым и объявил образ покаяния.

Дай Бог и нам с вами, дорогие братья, сестры, отцы, должным образом каяться, понимать, что мы постоянно согрешаем перед Богом, что и мы являемся блудными сынами, дочерями, нарушающими заповеди Господа, у которых любовь и вера подчас висят на кончике языка, а в сердце бывает и злость и ненависть. Может быть, мы и не грешим смертными грехами, но не радеем о тех грехах, которые у нас есть, не пытаемся их исправить и прийти к Отцу, оставаясь лишь наемниками. Помоги Господи все это хорошо осознать и должным образом провести Великий пост. Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)