Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­ма­е­те, что сы­ну по­лез­нее всег­да быть при вас, но кто это зна­ет? И при вас, ес­ли Бог по­пус­тит, он мо­жет ис­пор­тить­ся, и на чу­жих ру­ках — сох­ра­нить­ся без вре­да. Но где бы ни бы­ли де­ти ва­ши, с ва­ми ли или в ка­ком-ли­бо за­ве­де­нии, вну­шай­те им хрис­ти­а­нс­кие пра­ви­ла и по­ру­чай­те их Бо­гу и зас­туп­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри.

преп. Макарий

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? — и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Мы во­и­ны ду­хов­ные и име­ем неп­ри­ми­ри­мых вра­гов не­ви­ди­мых, бод­рых, злоб­ных, ста­ра­ю­щих­ся ра­зо­рить град ду­ши на­шей; не долж­но и нам про­дол­жать жизнь на­шу в ле­нос­ти и дре­мо­те гре­хов­ной, но, при­зы­вая в по­мощь Бо­га, про­ти­вос­то­ять вра­гу на­ше­му. Он тог­да толь­ко име­ет си­лу про­тив нас, ког­да мы са­мо­на­де­ян­но и гор­до ду­ма­ем о се­бе, а ес­ли сми­рен­но­муд­ри­ем во вся­ком слу­чае во­дим­ся, то вся си­ла и се­ти вра­жии сок­ру­ша­ют­ся.

преп. Макарий

Неделя 10-я по ПятидесятницеВеликомученика и целителя Пантелеимона

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!«Не стоит город без праведника». И воистину, дорогие братья и сестры, мы в своей жизни убеждаемся многократно, что если бы не было в нашей жизни людей Божьих, тех людей, которые всей своей душой, всем своим сердцем и умом, своей праведностью служат Богу и живут не только ради себя, но и ради ближних, то есть их молитвами, их предстательством мы имеем мир в своей жизни, мы имеем покой, мы имеем благополучие. Потому что не может, дорогие братья и сестры, такого быть, чтобы мы жили без праведников. Иначе бы воистину давно бы этот мир поглотил бы новый потоп. Как это в общем и предсказано, что в конце времен в большинстве своем перестанут жить по заповедям христианским, тогда и придет кончина мира. Потому что не имеет смысл продолжать историю этого мира, если не будет кающихся.

У преподобного Антония есть такая мысль. Однажды во время беседы с учениками у него спросили, когда будет кончина мира. Преподобный Антоний сказал: «Когда люди перестанут каяться». И для нас, дорогие братья и сестры, наша христианская жизнь является величайшим даром, тем сокровищем, которое дает нам возможность исправить свою жизнь для того, чтобы нам так прожить свою христианскую жизнь, чтобы мы имели благословение и достоинство быть детьми Божьими.

Святитель Димитрий Ростовский нас также поучает: невозможно прожить христианской жизнью без добродетелей -, говорит он. Посмотрите, все древние люди, все ветхозаветные люди в жизни старались иметь хоть малую толику праведной жизни, хоть как-то пытались угодить Богу. И Господь, видя этот хотя бы малый труд, всегда награждал этих людей. Сколько мы имеем даже в Ветхом Завете праведников. Про Новый Завет мы не говорим даже. Сколько тогда мы встречаем примеров, подвигов и чудес. Посмотрите, достаточно было для Израиля одного святого праведного Моисея, чтобы он в течение сорока лет прострадал вместо них. И благодаря его молитвам этот народ сохранился. Неоднократно Господь воспылал гневом на этот народ и говорил Моисею: Я уничтожу этот народ. А молитвами слезными, прошением, этот святой праведник, какое удивительное дело: один человек за сотни тысяч умолил, чтобы Господь оставил этот народ, невзирая на такой страшный гнев Божий.

Во дни святого пророка Самуила, казалось бы, дни Израиля были сочтены. Филистимляне так теснили народ Израильский, что, казалось, закончилась их жизнь, их история. Но молитвами этого святого праведника во время перед битвой напал страшный страх на врагов, и они покинули поле боя. Без оружия была дана победа Богом. Вспомним пример святого пророка Елисея. По его святой молитве сирийцы были также оттеснены от города лишь только тем, что по его молитве на все войско сирийское напали мухи и комары. Без оружия, дорогие братья и сестры, без усилий, без войны одной молитвой совершаются чудеса. И это верх Ветхого Завета.

Преподобный Авва Дорофей нас поучает: если ты хочешь быть преподобным, то нужно жить с преподобным человеком. Однажды у него спросил ученик, как мне достигнуть совершенства и как мне иметь страх Божий. Преподобный ответил: живи с тем старцем, который имеет страх Божий, и ты будешь иметь этот дар. И воистину, как сказано в 17-м псалме, святой пророк Давид нас поучает: «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, ... и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26 - 27). То есть тлят нас, как поучает святой пророк, злые обычаи, знакомства.

Поэтому будем стараться в своей жизни избегать тех встреч и тех знакомств и того общения, которое нас, дорогие братья и сестры, сводит с пути праведного, с пути христианской жизни. Потому что это справедливо. Даже древними языческими философами было это справедливо сказано. И вы это прекрасно знаете: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Потому что по душевному устремлению человек старается либо по каким-то пристрастиям избирать себе дружбу, но это в корне ошибочное желание и стремление. Нужно избирать себе людей, которые тебе помогут жить праведно и правильно. И самый яркий пример, сегодня чествуемый и прославляемый великий угодник Божий святой великомученик Пантелеимон.

Это воистину не просто великий угодник Божий и человек Божий, дорогие братья и сестры. Это ходатай и молитвенник, мы все этому свидетели за весь мир. Не просто он молитвенник своего родного города, а по своим подвигам и трудам, по своей глубочайшей христианской любви и милосердию, которое он стяжал от Бога по молитве и усердию к ближним, он получил такой дар. Не найдется во всем мире, в нашей стране ни одного города, чтобы не было либо храма, либо предела, либо почитаемой иконы этого святого великомученика. Почему такая любовь, почему такая признательность к нему, дорогие братья и сестры? И поверьте, не только потому, что он многим сотням, тысячам, а может быть, миллионам дает здравие. Тот, кто обращается к нем с верой, молитвенно, получает исцеление. И поверьте, эта любовь основана не только лишь благодарностью за исцеление. А вот это сердечное устремление и любовь к этому великому угоднику Божию у всех у нас она основана на том, что никто как он, подобно святителю Николаю, он стяжал вот этот удивительный божественный дар кротости простоты и любви.

Рожденный во всем, как лев (его родители так назвали, его первое имя Пантолеон), он во всем назван был по своей силе характера. Вот нарекли ему родители, что он должен был таким великим человеком стать. И он им стал, но в крещении был назван Пантелеимон, то есть всемилостивый. Действительно, по духу и силе он был лев, а по своему сердцу и по своему уму имел безграничную любовь, которую Господь ему дал за то усердие. Он имел в своей жизни возможность быть знаменитым и богатым, но он отверг это ради пользы ближнего, то есть ради всех людей. Вот основание, откуда мы видим, что человек этот получил величайший дар от Бога, свидетельство, чтобы жить не для себя, а свидетельство, чтобы жить для всех.

Вот это действие Бога, это действие Святаго Духа, когда человек живет не для себя. А если человек живет ради Христа и ради ближних, вот это и есть чудо преображения, изначальное его желание послужить, что он и сделал. Вместо богатого и славного он стал врачом, врачом не простым со временем, которое Господь ему дал, он этот дар. Он не только врачевал телесные болезни, но он врачевал душевные немощи, те страсти, которыми мы все одержимы. И вот эту силу, которую он имел врачевательную, он настолько распространил не только на свою жизнь.

Удивительно, братья и сестры, сколько прошло уже почти 1800 лет, а мы его чтим, знаем и любим. Он действительно живет среди нас. Дух его находится на небе, но своим сердечным попечением он всегда находится в этом земном мире, как многие святые, которые так угодили Богу своим служением Богу, своей ревностью служения ближним. И поэтому будем, дорогие братья и сестры, молитвенно обращаться к этому великому угоднику Божьему. Потому что он имеет невероятную силу и благодать преображать человеческие души. Не только врачевать немощи телесные, но подавать ту помощь, которую может человек получить только свыше.

Святитель Димитрий Ростовский, объясняя притчу о пшенице и плевелах, говорит: посмотрите, как удивительно Господь устроил путь нашего спасения. Он и праведников хранит и не повелевает сорняки вырвать с поля благодатного земного. Почему? С одной стороны Господь это делает премудро, чтобы не навредить пшенице. А может быть бывает и такое, что среди пшеницы как бы бывают плевелы, но в силу каких-то промыслительных действий Бога в любой момент этот плевел может преобразиться и стать драгоценной пшеницей. Но и с другой стороны, святитель Димитрий Ростовский говорит, посмотрите, как Господь милует эти сорняки ради пшеницы, что находясь среди этой благодати тех людей, который могут и идут сами ко спасению, что мир и покой грешникам дается ради этих праведников, которые живут среди нас. Мы их даже не знаем порой, даже не замечаем, а где-то и посмеемся еще над ними, как над убогими несчастными жалкими людьми.

Так вот настоящая сила божественная кроется именно в кротости, именно в смирении, потому что вся сила Божия, вся слава Божества открыта именно в смирении, дорогие братья и сестры. Господь не призывает нас совершать чудеса, не совершать знамения или какие-то особые явления. Господь призывает нас к покаянию, чтобы мы стяжали Его дух, потому что только одна заповедь существует, Господь призывает нас, чтобы мы научились у Него только одному, потому что все нам дано. И тем более через церковные таинства дано нам совершенное очищение. Только одного нам не хватает, то, что не хватило нашим прародителям, Адаму и Еве, и каждому из нас не хватает. Это стяжание духа Христова, стяжание духа благодатного, который называется кротостью и смирением. «Научитесь от Меня, — говорит Господь, — потому что Я кроток и смирен сердцем». Только в этом случае обретает каждый из нас покой. Не покой этого мира, не внешний отдых, а покой и мир с Богом в уме и в сердце своем, в храме душевном. Будем молитвенно обращаться.

Сегодня мы чествуем такого великого угодника Божия, великомученика Пантелеимона, чтобы он своим ходатайством и святыми молитвами помог нам возрасти и исправиться на пути христианской жизни, чтобы нам достойно носить крестное звание православного человека. Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)