Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

На­до вни­ма­тель­но сло­ва мо­лит­вы про­из­но­сить, в смысл вни­кать, а не стре­мить­ся к слиш­ком вы­со­ко­му. Ведь ес­ли мы неп­ра­виль­но чи­та­ем, не вни­ма­ем чи­та­е­мо­му, то этим уте­ша­ем бе­сов.

преп. Никон

Во вре­мя усерд­ной мо­лит­вы же­ла­ешь, что­бы ви­де­ли, как ты мо­лишь­ся. Это бе­сы вла­га­ют по­мыс­лы тщес­ла­вия. Хо­ро­шо, что на них не ос­та­нав­ли­ва­ешь­ся. И впредь их долж­но пре­зи­рать.

преп. Иосиф

Неделя 10-я по ПятидесятницеВеликомученика и целителя Пантелеимона

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня в Евангелии мы слышали, как некий человек молит Господа освободить его сына от дьявола, которым он одержим, который мучает его и издевается, беснуется и «зле страждет» (Мф. 17,14). И Господь одним словом изгоняет беса, и отрок получает свободу и исцеление.

Вот какой-то человек, совершенно чуждый, обращается к Христу с молитвой и тот час достигает желаемого. А мы, христиане, не чужие и не пришельцы, как говорит апостол Павел, но сограждане святым и свои Богу, рожденные и воспитанные в Церкви, просвещенные Его верой, молим Его о той или другой милости и или получаем её поздно с большим трудом, или вовсе не получаем. Что же это значит? Он, Господь, наш Отец, и не внимает нам? Он сказал, чтобы мы просили, и не подает нам, обещал нам, и не исполняет.

Нет, конечно, нет. Должно быть причина в нас. Мы не знаем, чего просим, и поэтому не получаем. Великий Иоанн Златоуст учит нас, чего мы должны просить у Бога, если хотим быть услышаны. «Нет никакого сомнения, что высочайший Промысел Божий всегда бодрствует неусыпным оком над людскими нуждами. Он есть Премудрость, потому что ясно знает, какие нужды у каждого. Он есть Сила, потому что может совершеннейшим образом помочь в этой нужде. Он есть Благость, потому что поистине хочет помочь. Поэтому Бог действует как Провидящий, как Податель всего и Премудрый, Который именно знает, что нужно Его твари. «Весть бо Отец ваш, ихже бо требуете» (Мф. 6, 8), — говорит Священное Писание. Как Всемогущий, Который может совершить все, в чем есть нужда, ибо Велий Господь и велия крепость Его. И как всеблагий, Который хочет и стремиться подать помощь по нужде, ибо щедр и милостив и долготерпелив».

От всемудрого, всемогущего и всеблагого Бога чего мы должны просить, чтобы получить это? И вот божественный Златоуст отвечает нам, что и нам, просящим, полезно, и подающего Бога достойно. Но мы не знаем, какие вещи полезны нам. Это говорит и апостол Павел: «о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы» (Рим. 8, 25). И поэтому в первенствующей Церкви Бог посылал одному из христиан дар молитвы, о которой пишет тот же апостол Павел: «Сам Дух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными»(Рим. 8, 26).

Это объясняет святитель Иоанн Златоуст: «Так как мы, зная очень многого для нас полезного, просим неполезного, то снисходила благодать молитвы на тогдашних христиан, и он за всех молился о полезном вообще для всей Церкви. И теперь, образом его служит дьякон, возносящий молитвы о народе. Мы много предметов считаем полезными, а они на самом деле вредны. И когда мы просим их у Бога, Он совершенно не слушает нас, а если и услышит нас, мы гораздо больше получаем вреда, чем пользы. Мы поэтому похожи на тех больных, у которых извращен вкус и которые хотят блюд, приятных только на вкус, но для здоровья вредных и смертоносных. Мы не знаем, действительно ли полезно нам то, чего мы просим от Бога. Действительно ли полезно все то, что так кажется человеку?»

Древние рассказывают одну притчу. Какой-то царь, в высшей степени сребролюбивый, умолял Бога оказать ему милость, чтобы все предметы, каких он касается, тотчас превращались в золото. Бог сказал ему в ответ, что то, что он просит, вредно, а если получит, то раскается. Но тот продолжал умолять еще пламеннее. Наконец он получил эту милость. И что же с ним случилось? Все, к чему бы он ни прикасался, в тот же час превращалось в золото. Прикасался ли к камню, к дереву, они превращались в его руках в золото. Сначала этот жадный царь радовался такому чудесному превращению, но когда он прикасался к одежде, чтобы надеть на себя, и она на нем превращалась в золото, когда прикасался к пище, питию, все превращалось в золото во рту его, тогда он понял, как вредно было то, чего он просил. Короче говоря, не будучи в состоянии ни есть, ни пить, изнуряемый постепенно, он плохо окончил свою жизнь. Он сам думал, что испрошенной милостью он будет самым счастливым, и оказался самым несчастным человеком в мире. Множество золота сделало его жалким. Желая много есть, он умер от голода.

Да, когда он просил этой милости от Бога, он не знал, что просил. Стало быть он не знал своей пользы. Итак, мы слышим в Священном Писании: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам.(Мф. 7, 7) … Или кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын хлеба, еда камень подаст ему; или аще рыбы просит, еда змию подаст ему; аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага дати чадом вашим, колми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11).

Зло в том, что мы просим у Него не хлеба, а камня, не рыбы, а змеи, то есть вещей не полезных, а вредных. Чего мы, люди, вообще просим у Бога? Мы просим славы, чести, не довольствуясь тем положением, в какое нас поставил Бог, мы желаем другого. Но находим там волнения, несчастья и разорение. Мы как в оной притче царь, желаем золота всей земли, богатства всего мира. Но это богатство причиняет нам сугубую смерть, так как разрушает нашу жизнь трудами, заботами и рассеянностью и вводит нашу душу в грехи ростовщичества обидами и грабительством. Значит, мы не знаем, действительно полезно ли для нас то, чего мы просим от Бога.

«Желаешь ты просить от Бога того, что тебе полезно, то есть предметов действительно полезных, проси того, что просили те древние христиане с истинным духом молитвы, которая, по выражению Павла, ходатайствует воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26). Именно, проси общего блага для всех христиан, мира и утверждения Церкви. Проси отпущение твоих грехов и прощения твоих врагов. Проси христианской кончины жизни твоей и совершенного покаяния. Проси доброго ответа и чистой совести в день второго Христова пришествия. Вот это выгодно и полезно, так как оно духовно. А если хочешь ты чего-либо из мирского, то открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. Вот богодохновенные слова Святого Духа — открый ко Господу путь твой, яви Богу свою цель. Он, как всемудрый, просветит тебя и наставит тебя, уповай на Него, возложи надежду твою на Бога. И Он, как всеблагий, помилует тебя. Той сотворит. Он, как всемогущий, Сам это выполнит. Освободилась ли какая-нибудь должность духовная или мирская, предлагает ли судьба какое-то выдающееся достоинство, выгодную службу, славную честь, не смущайся вдруг. Не ставь своих друзей в затруднительное положение, не обращайся к посредничеству, не бегай к дверям начальников, не смешивай землю с небом, не сбивайся с толку и не перепутай все. Открый ко Господу путь твой. Подними очи и сердце твое к Богу и спроси совета этой божественной премудрости и скажи: Боже мой, как Тебе является, полезно ли мне это? И если Бог, Который есть Отец всех и главным образом верных, признает, что это полезно, то успокойся и надейся на Него. Пусть не утруждаются друзья, пусть противодействуют враги, Той сотворит. Он Сам исполнит желаемое, Сам устранит препятствия, Сам проведет тебя в безопасности туда, куда стремишься. Он оградит тебя от людской зависти, от перемен счастья. Он утвердит тебя, как гору Сион, имей только свою волю, подчиненной воле Господа. И всегда обращайся к Нему с молитвой: «Не как я хочу, но якоже Ты. Да будет воля Твоя». В немногих словах открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. Если мы так просим, то получим».

Вот что говорит Златоуст, которому принадлежит поучение, что если мы так просим, то тот же час получаем желаемое, так как мы молим о том, что нам, просящим, полезно. Для того чтобы наше моление было благоприятно и спрашиваемая милость должна быть соразмерна не столько с заслугами просящего, сколько с достоинством дающего. Всякое тело, чем оно громаднее, тем большую оно бросает тень. И чем больше кто по достоинству, тем больше он должен раздавать милости. Это закон, богатый дарами свободы, указанный мудрецами. Как бедного человека обижает тот, кто просит у него больших вещей, так богатого царя оскорбляет тот, кто просит у него малости. «Должно, чтобы просьба соответствовать тому мужу, к которому она обращена, — говорит Григорий Богослов в послании к Кесарию. Одинаково неуместно у малого просить большого и у великого просить малого — первое невыполнимо, а второе мелочно.

Один из друзей Александра Великого по имени Пирил попросил у него 10 талантов, чтобы сделать приданое своим двум дочерям. Александр дал ему 50. Пирил на это сказал на это: достаточно только 10. Да, ответил Александр, тебе получить 10 достаточно, но недостаточно мне дать. Другой солдат также попросил у него ради милости немного денег, и тот подарил ему целый город. Пораженный таким великим подарком этот бедняк сказал: но это много для простого солдата. Зато для Александра, ответил этот щедрый царь, это не много.

Что мы хотим сказать? Кто хочет просить какого-нибудь дара у Александра Великого, пусть просит чего-либо достойного Александра Великого, иначе он оскорбляет эту высокую душу. Кто хочет просить какой-либо милости от Бога, Великого Царя неба и земли, пусть просит того, что достойно Бога. Если вы просите у Бога жизни, здоровья, богатства, счастья, славы, чести, предметов временных земных, — ваше прошение мелочно, ибо вы «не веста, чесо просита» (Мф. 20, 22). Эти вещи по сравнению с Богом не стоят ничего, чему доказательство в том, что ничтожные вещи Бог дарит и грешным, приступающим Его заповеди, и нечестивым, поносящим имя Его. Просите великих вещей, достойных Бога, дать которых достойно умоляемому. Просите Царство Его, а все прочее Бог даст вам, как приложение, если признает, что оно вам полезно. «Ищите прежде Царствия Божия ..., и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Но кто-то скажет, если я, такой грешник, попрошу Царства Божия, разве получу его? Да, если будешь просить с теплой любовью, с живой верой, ты уже его имеешь. Не христианин ли ты? Значит, Царство Божие есть твое наследие. Чтобы приобрести для тебя Царство, Сын Божий сошел с неба на землю, вочеловечился, пострадал, был распят, умер и вознесся. Он отверз тебе путь к раю, оставил таинства Церкви, чтобы через них ты приобрел это неоценимое сокровище. Ты грешен, но и Христос пришел спасти грешных. Но если ты и грешник, что мешает тебе в одно мгновение стать праведником? Ты раскаялся, исповедался, исправился, и тот час оправдался.

Царство Божие принадлежит тебе. Царство Божие просили блудники, прелюбодеи, разбойники. И все его получали. И так, христиане, просите, и дастся вам. Но у Великого Царя просите великого, просите Царствие Небесное и все остальное приложится вам». Аминь.

Иеромонах Афанасий (Серебренников)