Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За гор­достью, слов­но по сто­пам ее, всег­да идет блуд.

преп. Варсонофий

Раз­ве есть бла­го­род­ная гор­дость? Ее нет, а есть од­на толь­ко гор­дость бе­со­вс­кая.

преп. Моисей

Еже­ли ты с сест­рой род­ной жить не мо­жешь, то и с Ан­ге­лом в раю, по­хо­же, что не ужи­вешь­ся — по гор­дос­ти.

преп. Иосиф

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯО Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня Святая Церковь в преддверии Великого Поста желает нас поставить словно бы на свой Страшный Божий Суд, премудро вводя нас в дни покаяния, в дни обновления, возрождения нашей души, покаянного делания. Святая Церковь приводит нам множество образов: и Закхея, и мытаря и фарисея, и блудного сына, принимаемого в объятия отчие, и ныне образ Страшного Суда, того суда, который неизбежно грядет на всю вселенную, желает этого мир или не желает, знает до конца или смутно осознает, или знает точно. Но, так или иначе, этот суд вершится над душой каждого человека.

Суд Божий совершается и в жизни нас с вами. Здесь, уже на земле, человек избирает добро или зло, Бога или лукавого, исполнение воли Божьей и Его заповедей или хотений сатаны и своих лукавых похотей. Каждый этот выбор делает сознательно и осознанно здесь сейчас на этой грешной земле. И каждый из нас самостоятельно избирает по своей свободной воле, дарованной нам нашим Творцом, ад или рай. Каждый из нас будет безответен перед Богом в силу того, что никакие силы ада со всей своей изощренностью, ухищренностью и злобой не могут заставить сотворить человека грех, если он будет этому с Божьей помощью, призываемой в помощь, будет противостоять. 

Семена, бросаемые нами каждодневно: наших слов, наших дел, наших мыслей даже,- это семена добра или зла. И они непременно взойдут и явят, что в нашем сердце: искание Божьей правды, стремление к Богу, желание богоугождения Его или лукавство, свары, зависть, похоть, злоба, раздражение и многое, многое другое. Стремление угождать лишь своему «Я», нежелание хоть в чем-то отказать себе, и тем самым творя волю лукавого, с коим и рискует человек соединиться на веки, если не исправит своей жизни с Божьей помощью, если не захочет измениться. И вот Господь в преддверии Великого Поста нам все это приводит на ум, чтобы мы устрашились, истрезвились, пришли в разум, в чувство и пожелали перед лицом этого Суда изменить свою жизнь, пожелать стать такими, какими нас хочет видеть Бог. Это и не просто с одной стороны, и, напротив, с Богом это возможно и легко.

Безусловно, Царствие Божие нудится. И вот в сегодняшнем Евангелии Господь нам показывает, как это происходит в жизни человека. Сам образ Страшного Суда это есть суд любви божественной. Именно в ее свете высвечивается вся пустота, все безобразие, вся поверхностность и бездумность жизни человека — смог ли он научиться этой любви. Это главный урок, который дан человеку. Это чувство так опошлено, слово так избито в современном мире, что люди порой даже не понимают каков же подлинный смысл этого слова. Люди не знают, что такое любовь. Она ускользает из человеческого общества даже среди христиан, как это не печально и не трагично. Люди, выросшие из детства, уже имеют дефицит этой любви. Маленькие дети протестуют против того, что их родители не умеют любить, осознанно или неосознанно совершая какие-то дерзкие, безумные поступки лишь потому, что они не ощущают эту атмосферу Божьего присутствия в своей семье, заботу старших о них.

И вот Господь пытается научить нас этим образом евангельским, который Он приводит в Евангелии от Матфея, что от нашего отношения к ближнему зависят наши отношения с Богом. Он сообразует Себя с этими малыми, нищими, голодными, алчущими, странствующими, больными и сидящими в темницах, потому что Он говорит, что, не сотворив им добрых дел, не послужив им, не замечая их в повседневной жизни, вы это сделали по отношению ко Мне. Сделали или не сделали. Именно в этом и есть образ Страшного Суда. Не за посты и молитвы будет нас судить Господь, но за черствость нашего сердца. Безусловно, пост и молитвы должны научить нас любить ближних, умягчить наше сердце, взрыхлить ту почву нашей души, на которую должны упасть благие семена божественного слова Божьего добра и Христовой любви. Если мы не будем возделывать их, то земля нашего сердца может остаться все той же каменной, бесчувственной и мертвой, которая не приносит никакого плода, или в лучшем случае произрастают терния и волчцы, всевозможные сорняки и все то, что будет посекаемо и бросаемо в огнь Божьего суда.

И в преддверии поста нам с вами нужно научиться этой трезвенности, научиться внимательности в отношении к ближнему, ответственности за все, что мы в своей жизни совершаем. Ведь ближний наш это и есть наша жизнь, как говорит преподобный Силуан Афонский. От того как мы поступаем с нашими ближними зависит наше отношение с Богом. Невозможно возлюбив Бога не воспламениться любовью ко всякой твари. Это есть Страшный Суд Божий над нашим сердцем, над нашей душой, над нашим сознанием, проникающий внутрь нас. И именно в нашем сердце происходит это разделение, чтобы обнажились наши дела. Суд Божий придет непременно, на котором явятся дела всех людей.

Он страшен не потому, что мы предстанем пред Всемогущим Богом и Творцом в трепете, пред Которым пребывают в трепетном предстоянии и славословии весь сонм ангелов, высшие чины и лики всех святых. Страшный, потому что объявится все сокровенное человеков, каждого из нас. Безусловно, нам уже не будет времени и дело до того, кто и что и когда совершал. Но самое страшное, что объявится все, что делал человек в своей жизни, и не только делал, но и намерения его дел. Потому что можно совершать что-то мнимо доброе, как будто бы исполняя тем самым закон евангельский, или какое-то внешнее добро, но откроется состояние наших сердец, всех наших мыслей, всех наших желаний, тайных и явных, ведомых и даже порой неведомых нам самим, которые мы не до конца осознаем, смутно представляем. Все это откроется перед Судом Божьим и всей вселенной.

Воспомянем об этом, восплачем о том, в чем мы пока еще не исправны, пожелаем искать правды Божьей, Его святой истины, которой есть Он Сам. Будем стремиться в своей жизни, входя в этот Великий Пост, уподобляться нашему Творцу и в Его милости и в Его любви, в Его кротости и смирении, без чего наивно думать, что мы сможем наследовать Царство Божие, если мы не будем искать Бога и уподобляться Ему. Этот короткий миг нашей земной жизни дан нам как дар, но дар, которым человек может распорядиться премудро, обретя им вечную жизнь. И в это короткое мгновение задумаемся о том, какова наша жизнь, каков наш выбор, что мы выбираем каждодневно и ежесекундно. И на этом суде своей совести, который уже есть преддверие Страшного Суда, дадим себе четкий ответ, с кем мы, какие мы и за кого мы боремся, с кем живем и с кем хотим быть.

Дай Бог, чтобы этот ответ был честным, не лицемерным. И на этом суде осудим себя, раскаемся пред Богом. Тогда и мы будем иметь надежду на жизнь вечную, которую уготовал Господь любящим Его. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)