Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все про­ис­хо­дит от гор­дос­ти. Это глав­ный ис­точ­ник всех на­ших гре­хов, зол и бедствий.

преп. Макарий

Где па­де­ние, — хоть и в по­мыс­лах, — там пред­ва­ри­ла гор­дость. Эту-то гид­ру с семью ее гла­ва­ми по­беж­дай­те по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

А как и мы чувству­ем за со­бой дол­ги пред Бо­гом, то и долж­ны не бе­гать на­ре­ка­ний, вы­го­во­ров и ос­ко­рб­ле­ний. Ими не толь­ко долг зап­ла­тит­ся, но и ис­це­лит­ся ве­ли­кая ду­шев­ная бо­лезнь — гор­дость — при­ло­же­ни­ем сих плас­ты­рей, с Бо­жи­ею по­мо­щию.

преп. Лев

Проповедь в день памяти прп. Илариона Великого

Огонь пришел Я низвести на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! — сказав эти слова, Господь наш Иисус Христос тем самым желал показать нам, насколько для Него важно, чтобы огонь Святаго Духа горел в сердцах всех Его верных последователей. Этот огонь хранили в своей душе все те, кого Церковь прославляет в лике святых.

Из жития чтимого ныне угодника Божия, преподобного Иллариона, названного церковью Великим, можно видеть, насколько пламенно его душа прилепилась к Богу. В возрасте пятнадцати лет он оставил родительский дом и пришел в пустыню к преподобному Антонию Великому, у которого пробыл всего-навсего около двух месяцев. Видя, что к преподобному Антонию постоянно стекается множество народа, и боясь, что это обстоятельство может охладить дух его ревности, преподобный Илларион удалился в более безмолвные места, где, терпя различные искушения, предавался суровым подвигам. Сподобившись впоследствии великих дарований от Бога, он продолжал скрываться от людей, которые всюду, куда бы он не отправлялся, узнавали о нем и шли к нему для исцелений.

Если такой великий угодник Божий так боялся потерять раз полученный дар огня божественной любви, то насколько необходимо для нас осознать всю важность этого дара. Получают этот огонь те из христиан, которые от всего сердца возлюбив Господа ставят единственной целью своей жизни следование Его святой воле. Огонь этот является величайшим неземным даром, поскольку является свидетельством обручения души человека с Богом, и собственно человек начинает жить по христиански в полном смысле этого слова только тогда, когда в его сердце вселяется этот огонь ревности, который вооружает его на многотрудную борьбу со страстями.

Если христианин не ощущает или перестал ощущать внутри себя действие этого огня, то надо приложить все силы для того, чтобы возгреть его в себе или вернуть, если он утрачен по какой-либо причине.

С глубокой печалью надо сказать, что потерять его бывает подчас очень легко, поскольку Господь наш является Богом-ревнителем. «До ревности любит дух, живущий в нас,»- сказано в Священном Писании. Связь души с Богом Священное Писание часто приравнивает к отношениям жениха с обрученной ему невестой.

Господь, как жених, очень внимательно смотрит за душой, которая уневестилась Ему, и если видит в ней неверность, то тут же отнимает от души Свою благодать.

Теплота ревности отходит от согрешившей души, научая ее тем самым быть верной Христу. И если душа осознает свой грех и тут же прибегнет к покаянию и слезам, то благодать возвращается. А если душа замедлит в этом состоянии, то благодать может совсем оставить ее. Поскольку дом души не может пребывать пустым, то в нее возвращаются с новой силой все страсти, и сбывается над таким человеком угроза возвещенная Писанем: «Колико горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и духа благодати укоривый?».

Господь никогда не вверяет Своих духовных сокровищ прежде чем не испытает того, кому собирается их вверить.

В древнем Патерике повествуется о некоем великом старце авве Силуане, который в своей жизни сподобился от Господа великих дарований. Когда у него спрашивали, каково было его делание, он отвечал, что никогда не позволял войти в свое сердце помыслу, прогневляющему Бога.

Поэтому надо всеми силами стараться сохранять верность заповедям Спасителя, чтобы по небрежности не погасить той искорки небесного огня, которую даровал нам Господь. Возгревается же дух постоянной молитвой, чтением Слова Божия, творений и житий угодников Божиих. Особенно удобно поддерживать дух ревности посредством дел, которые мы делаем во имя Божие.

В житии преподобного Иллариона есть один интересный эпизод. Преподобному была дарована такая благодать, что он посредством обоняния узнавал, кто какой одержим страстью. Однажды ему принесли часть плодов, присланных одним скупым братом, но преподобный отказался принять их, ссылаясь на то, что не может выносить исходящего от них смрада. Тогда ученики стали настаивать, чтобы он отведал их.

— Разве вы не чувствуете, — ответил святой, — что от сих плодов исходит смрад скупости?

Этот случай показывает, что каждое наше дело (большое или малое) несет на себе отпечаток того духа, с которым оно совершается. Если перед началом каждого дела мы будем просить у Бога благословения, а в конце благодарить Его, то тем самым мы будем все свои дела обращать в служение Ему, принося Богу всецело все свое сознание и свободу. И если следовать этому правилу, то можно целый день пребывать в памяти Божией и мысленно ходить в Его присутствии.

Поэтому, как бы не были мы загружены повседневными делами, мы должны всеми силами следить за тем, чтобы дух наш горел любовью ко Христу. Иначе нас постоянно будет преследовать ощущение, что чего-то недостает. При всей видимой исправности, мы не будем иметь покоя внутреннего. В нас не будет того, что обетовано истинным христианам — мира и радости о Дусе Святе. В этом случае мы уподобимся тем путникам, которые остановились на полдороги.

Поэтому приложим все усердие и старание для того, чтобы на Страшном суде явиться верными рабами перед лицом нашего Спасителя. И сохранить через всю нашу жизнь тот огонь любви, который принес на землю наших сердец Господь наш Иисус Христос.