Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пот­реб­но се­бя и ближ­не­го все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми под­дер­жи­вать и ус­по­ка­и­вать, а глав­ный из всех спо­соб: сми­рен­ное об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние сво­ей и ближ­не­го не­мо­щи на Его все­силь­ную по­мощь и спа­се­ние. Что не­воз­мож­но ис­пра­вить нам, то, без сом­не­ния, воз­мож­но Бо­гу, Ко­то­рым жи­вем и дви­жем­ся.

преп. Моисей

Как же мож­но сме­ять­ся над ду­хов­ным ли­цом? Ну что ж, что пло­хо слу­жит? Все-та­ки на нем бла­го­дать. Он но­сит сан. Нель­зя, нель­зя сме­ять­ся!

преп. Анатолий

Ду­ша-то боль­ше те­ла: те­ло по­бо­лит, да и тем кон­чит­ся, а ду­шев­ная-то бо­лезнь прос­ти­ра­ет­ся в веч­ность; из­ба­ви нас, Гос­по­ди, от сей бо­лез­ни и да­руй ис­це­ле­ние.

преп. Макарий

Поминовение усопших

Рассказывают такую притчу. Один священник преставился и оказался перед вратами рая. Перед вратами находится апостол Петр с ключами, который говорит батюшке: «Для того, чтобы войти в рай, необходимо набрать 1000 очков». Священник недоумевает: «Какие очки?» — «Называй свои добрые дела», — говорит апостол. Батюшка называет: «Я построил храм». — «Хорошо, 2 очка», — отвечает апостол Петр. «Я воспитал в вере своих детей», — говорит батюшка. «Хорошо, это еще 2 очка», — отвечает апостол. «Я окормлял своих прихожан, учил их заповедям Божиим, молился за них». «Хорошо, — отвечает апостол, — за это еще 4 очка». Батюшка понял, что ему никак не набрать 1000 очков и взмолился: «Боже, милостив буди мне грешному, я ничего не сделал пред очами Твоими». «А вот за это 992 очка», — сказал апостол Петр и открыл врата Царствия Небесного. 

Не так много надо сделать, чтобы войти в Царствие Небесное, не так много надо сотворить. Путь в Царствие Небесное простой и прямой. Этот путь узок, но он прост и прям. Но как сложно человеку пройти этим прямым и простым путем, чтобы в конце пути предстать пред Господом. 

Сегодня, в этот субботний день, Церковь установила особое поминовение усопших. В такие дни мы стараемся вспомнить о смерти. 

Смерть очень величественна и таинственна. Святая Церковь нам много сообщает о смерти и о приготовлении к ней. Мы, православные христиане, вооружены всей необходимой информацией об этом вопросе. Но эти сведения остаются все же теорией, так как на практике смерть мы встречаем только один раз.

Смерть венчает жизнь, любую жизнь любого человека. Но, наверное, мы все равно будем удивлены при встрече с ней. Жизнь христианина должна стать подготовкой к этой всегда неожиданной, но неизбежной встрече.    

Когда-то встретилась выдержка из дореволюционного учебника русской грамматики. В этой выдержке были самые простые и очевидные выражения, по которым дети учились читать и писать: «Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». В этом детском учебнике, среди простых, понятных любому ребенку выражений, было и такое — «смерть неизбежна». Это было возможно тогда, в той, еще православной России. Сейчас такой информации нет в учебниках. Хотя как это важно для начинающего свою жизнь - знать, что будет являться итогом, венцом жизни — знать, что «смерть неизбежна».

Неизбежность смерти пугает многих людей. Но христианина неизбежность смерти вдохновляет, сообщает смысл его духовной жизни. Неизбежность смерти говорит христианину о неизбежности его встречи с Господом. Именно в смерти совершается таинственно для нас то, о чем тоскует каждая душа, сознательно или для себя неведомо, — совершается встреча с Живым Богом, Отцом.

  Расставание с этим миром для человека страстного, живущего во грехах — это всегда боль и ужас. Потому что его душа прилепилась к земным благам, наслаждениям и удовольствиям и с болью и ужасом отрывается от этого мира. «Смерть грешника люта» — говорит Писание. Наоборот, человек, уже здесь устремившийся к Небесному, покидает этот мир легко. Его смерть похожа на сон, успение. Святые сравнивали земную жизнь с темницею, а смерть с освобождением.  

Смерть — это не исчезновение. Это переход из одного состояния в другое. Для праведников это будет состояние райского блаженства. Для нераскаявшихся грешников — это мир ада, тоски и богооставленности. Ф. М. Достоевский говорил, что ад можно определить двумя словами: «Слишком поздно». Это страшно, но за пределами нашего земного поприща будет невозможно что-то изменить. Душа человека уйдет из мира в вечность, в ту вечность, которую она заслужила, в которую она способна войти. В нашей земной жизни каждое слово, дело, сокровенный помысл — это семена, которые дадут всходы в вечности. Что мы посеем здесь, то пожнем там. 

Господь в Евангелии, в том отрывке, который читался сейчас на Литургии, говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5;24). 

Каждый человек, каждая душа, сознательно или бессознательно, стремится к Богу, к жизни вечной, имеет тоску по вечности. Человек изначально, после творения, имел способность знать и понимать волю Божию, понимать в чем заключается богоугождение, богопочитание. Господь непосредственно сообщал первым людям Свои заповеди. Но после грехопадения прародителей люди перестали понимать волю Божию, перестали слышать Голос Божий.

Теперь стал невозможен путь естественного богоугождения. Каждый человек имеет тоску по вечности, имеет стремление к вечности, но это стремление греховная человеческая природа может выразить в самых причудливых, порою ужасных проявлениях. Отсюда страшные ереси, секты, отсюда коммунизм, как стремление построить Царствие Небесное без Бога. Для того, чтобы человек мог найти этот истинный путь и совершить в своей жизни восхождение к Богу, Господь дал Книгу Жизни, Священное Писание. Поэтому, «слушающий Слово Мое имеет жизнь вечную».

Наша жизнь — это тоже книга, запечатанная книга. Здесь, на Земле, мы можем прочесть лишь несколько первых страниц, остальные же мы увидим и прочтем только в вечности. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13;12).  

Смерть — это проклятие, это наказание падшего человека после грехопадения. Победа над смертью произошла в Воскресении Христовом. «Если мы со Христом умерли, то с Ним и оживем» — говорит Писание (2 Тим. 2, 11). И сейчас эти дни Великого Поста, для многих сложные и обременительные дни Поста, мы совершаем для того, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение. Мы должны приложить труд и усилие, покаянный постный труд, чтобы стать участниками этого праздника, Трапезы Господней, Пасхи. 

Так и нашу жизнь — этот путь в земле изгнания, мы должны пройти так, чтобы за ее гранью войти в радость Господа, войти в Вечную Пасху, в незаходимый день Воскресения. 

«Как хорошо встретить смерть с молитвою!» — говорит преподобный Амвросий Оптинский. Как хорошо провести жизнь с молитвою — хочется добавить. Господь дал нам эту возможность — провести жизнь в стремлении к Нему, и встретить смерть с Его Именем на устах. Господь привел нас и поставил на этот путь спасения. Он дал нам Истинную Святую Церковь — этот корабль спасения. Дал нам Священное Писание, в котором сообщил Свою волю, Свои заповеди. Великий дар Божий — таинства, спасительную силу которых постиг каждый христианин. Господь дал нам наставников, Своих угодников, как ушедших в вечность, так и живущих среди нас, для того, чтобы мы слышали живое слово спасения. 

Будем же идти этим простым и прямым путем, путем веры и богоугождения, путем преодоления смерти, путем в Царствие Небесное.

Иеромонах Симеон (Кулагин)