Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ву умствен­но дер­жать мож­но и по бо­лез­ни, и по не­мо­щам, и по слу­чаю на­ро­да, и в служ­бе. Толь­ко от это­го иног­да го­ло­ва бо­лит, но что же де­лать? За­то слю­бит­ся. Ты­ся­чу раз слю­бит­ся. Ста­рай­ся дер­жать мысль с Ии­су­сом не в го­ло­ве собствен­но, а нап­рав­ляя нес­коль­ко к пер­сям. Тог­да, ко­неч­но, грудь за­бо­лит, но без это­го нель­зя. Бог наш огнь по­я­да­яй есть. И где не­чис­то – там и боль­но. Та­кая боль за не­дос­то­и­н­ство по­сы­ла­ет­ся. Но со вре­ме­нем прой­дет.

преп. Анатолий

Вна­ча­ле мо­лит­ва Ии­су­со­ва всег­да бы­ва­ет тяж­ка и не­чис­та, а пос­ле ус­ла­ди­тель­на.

преп. Анатолий

Что прек­ра­ти­лась мо­лит­ва – то­му, ко­неч­но, есть при­чи­на: или са­мом­не­ние, или осуж­де­ние. А глав­ное, что­бы мы бы­ли сми­рен­ны­ми.

преп. Анатолий

На Пассии Неделя 4-я Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня уже в третий раз в нынешнем году святых дней Четыредесятницы мы с вами совершили сугубое поклонение страданиям Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Любое наше дело, любой наш труд имеет внутренний смысл. Нельзя в нашей жизни совершать что-то внешнее, чтобы это хоть столько-то прекрасное не было, нельзя совершать что-то внешнее, не имея в виду внутреннюю пользу, внутреннее изменение.

И вот сегодняшний наш вот этот совместный этот молитвенный труд, который мы сегодня совершили, помолившись на Акафисте, посвященному страданиям Господа нашего Иисуса Христа, он тоже имеет глубокую внутреннюю цель, чтобы еще раз глубже осознать и возблагодарить Спасителя нашего, Который ради нашего спасения воспринял крестные страдания, пострадал даже до смерти. И вот если мы с вами сейчас вспомним какие-то места из Священного Писания, которые относятся к нам, мы в какой-то степени уразумеем, что нам внутренне нужно осмыслить, внутренне предпринять, чтобы была польза от наших вот этих молитвенных стояний.

Но, во-первых, Священное Писание говорит, что «Христос пострадал по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его». Господь не просто за нас пострадал, чтобы мы нисколько не брали в этом с Него пример. Нет. Мы более того должны последовать стопам Его. Апостол еще говорит: «что вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, вам даровася» это не наказание какое-то, это не принуждение, а это милость и дар Божий. Об это мы конечно прекрасно знаем, слышали, что «его же Бог любит, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет». Но вот эти выражения Священного Писания должны в нашем сознании стать нечто единым целым. И еще апостол говорит, что «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся: зане пострадавый плотию преста от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но по воле Божией прочее во плоти жити время». То есть благодаря последованию за Христом страданиями нашими, взяв свой крест, как заповедал нам Господь: «аще кто хощет по Мне идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет».

И вот взятие на себя креста и следование за Господом это не есть что-то только то, что награждается в жизни будущей. Нет, ясно сказано, что «по воле Божией прочее во плоти жити время», то есть неся свой крест, принимая дар Божий нам, милость Божию нам, отеческую к нам, как к сынам, посылаемые нам страдания, этим самым мы по благодати Божией приобретаем возможность прочее время нашего земного жития прожить по воле Божией, то есть спасительно для нашей души. Спасение души это не есть что-то только далекое будущее. Нет. Если какому-то человеку мы скажем такие слова: вот ты живи здесь на земле, ходи в церковь, молись, слушайся, что батюшки тебе говорят, а умрешь и спасешься. То навряд ли кого-то из нас удовлетворят такие слова, относящиеся только лишь к будущей жизни. И Священное Писание свидетельствует о том, что это не так.

Вот, к примеру, евангельская притча о человеке, нашедшем на поле сокровище, которое было столь прекрасно, что он пошел и продал все, что у него было, и купил это поле, чтобы завладеть сокровищем. Это сокровище истинное, небесное, неописуемое никакими словами, не имеющее никакого сравнения с какими-то земными удовольствиями. Вот это сокровище божественной благодати приобретается здесь на земле как раз несением креста. Это в первую очередь. Раньше в старые времена крест многие несли добровольно, сораспиная свою плоть со страстьми и похотьми Господу нашему Иисусу Христу подвигами воздержания, молитвенного стояния, постнического жития, труда совершения милости ближним. Таких примеров в святоотеческом наследии мы знаем без числа.

Теперь же, как и было предсказано древними отцами, мы сейчас, современные люди, не можем исполнить ни одной заповеди. Но как далее говорится в этом предсказании, Господь нам пошлет скорби, и мы будем даже выше, чем древние отцы, если их до конца претерпим. И вот подумайте сами, не являются ли вот эти посланные нам от Бога скорби тем самым крестом, который даруется нам во спасение и, который взяв, мы должны последовать за Христом. Ясно, что речь идет об одном и том же. Но вот это все как бы на словах. А если мы все-таки остановимся на нашей ежедневной практике духовной жизни. У великого старца, ныне покойного, архимандрита Иоанна Крестьянкина была опубликована прекрасная проповедь о малом доброделании. Конечно, придет время, когда нас с вами, каждого из нас Господь возведет на свою личную последнюю Голгофу.

Но пока ежедневно нам тоже даруется каждый день небольшое упражнение по своему духовному смыслу аналогичное как бы маленькой Голгофе. Нам постоянно приходится подвергаться всякого разного рода искушениям: болезням, несправедливостям людским и каким-то другим вещам более или менее для нас скорбным. И вот восприятие вот этого всего, как несения своего креста, который всегда посильный и который всегда соответствует нашей духовной мере, восприятие этого всего и является тем самым малым доброделанием, действительно ценным, действительно истинным малым доброделанием, не смущая себя мыслями, что, что браться за малое, когда этим все равно не спасешься. Ясно, что нужно браться именно за малое, потому что мы только зря себя пугаем такими мыслями, что это мелочь — это не важно, а большое нам не под силу. Нет, именно малое доброе дело: потерпеть нашего ближнего, согласиться на что-то небольшое с точки зрения нашего разума человеческого несправедливое. Ну, скажем, совершить какой-то труд, который по справедливости должен был совершить кто-то другой, воспринять болезнь с благодарением Богу, потерпеть, когда это необходимо. Вот это нужно нам для того, чтобы стать сопричастниками страданий Христовых.

И вот к этому призываемся сегодня все мы, взирая на Всечестный Крест Господень, на язвы Христовы, за нас пролиянную кровь, мы будем молить Господа о терпении, вразумлении и духовной крепости, чтобы мы хоть в нашу слабую меру были Его последователями. И конечно, и наш малый труд по слову Христа: грядущего ко Мне не изжену вон, он будет принят Господом. И совершив его, мы обязательно услышим от Господа вот эти всерадостные для нас слова: «Днесь же со Мною будеши в Раи». Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)