Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При на­по­ре блуд­ных по­мыс­лов кла­ди пок­лон­чи­ки по си­ле. А без бра­ни ни од­на ду­ша не вош­ла в рай. По­бе­ди­те­ли же вен­ча­ют­ся.

преп. Анатолий

Про­тив не­чис­тых по­мыс­лов меч ду­хов­ный упот­реб­ляй – имя Бо­жие. По­ка­я­ние на­до при­но­сить Гос­по­ду; не долж­но и от ду­хов­но­го от­ца скры­вать. Объ­яв­ля­е­мые стру­пы ско­ро ис­це­ле­ют.

преп. Иосиф

Свя­тые от­цы во­об­ще хуль­ные мыс­ли по­чи­та­ют не на­ши­ми, а вра­жи­ими при­ло­га­ми, и ког­да мы с ни­ми не сог­ла­ша­ем­ся, но и скор­бим о том, что они к нам на ум ле­зут, то это и есть знак на­шей в оных не­вин­нос­ти. От­нюдь не на­до сму­щать­ся о том, что они при­хо­дят. Ибо ес­ли че­ло­век сму­ща­ет­ся, то враг бо­лее на не­го восс­та­нет, а ког­да не вни­ма­ет оным, ни во что вме­ня­ет и за грех не счи­та­ет, тог­да и по­мыс­лы ис­че­за­ют.

преп. Макарий

Пятидесятница День Святой Троицы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем день Святой Троицы, день, в который на апостолов сошел Дух Святый. До этого момента апостолы все еще оставались плотскими людьми. Это тем более удивительно, что в течение трех лет они ходили вместе со Христом, видели Его чудеса. Они имели дарование от Христа исцелять больных, изгонять бесов. И в тоже время мы видим, что перед Голгофой они спорят друг с другом, кто из них сядет одесную Христа в Его Царстве. Мы видим, как они хотят извести огонь на то селение, которое не приняло Христа, грядущего в Иерусалим. А когда Христа взяли, они разбежались в страхе.

Плотское естество немощно по своему определению. И поэтому Господь обещал им Духа Утешителя, который придет и наставит их на всякую истину, воспомянет им все, что они слышали от Него. И поэтому день Святой Троицы это также день рождения Церкви. В этом обстоятельстве весьма ясное определение того, что такое Церковь. Церковь — это там, где Святой Дух. Но можно сказать и другими словами: Святой Дух только в истинной Церкви.

В наше время, когда границы стираются, когда глобализация идет семимильными шагами по планете, когда информация становится общедоступной во всех отдаленных уголках планеты, нам с вами надо утвердиться в мысли, что мы находимся в истинной христианской Церкви. Это очень важная вещь. Ибо только на этом фундаменте осознание того, что именно там, где нужно, мы находимся, только на этом фундаменте возможно нам строить свою духовную жизнь.

Но всякое сомнение о том, что есть другие верования в столь же степени спасительные, есть другие общества, которые по своему выражают истину о Боге, эти мысли, которые кажутся с одной стороны несколько безобидными, они приводят к тому, что у христианина пропадает ревность, пропадает твердость в его убеждениях. Он понемножку начинает уклоняться от тех правил, которые есть в православной Церкви, считая, что не в них главная суть, а в том, чтобы любить ближнего, совершать дела милосердия. Но эти дела милосердия на самом деле принадлежат падшему нашему естеству. В свое время еще преподобный Амвросий Оптинский, мощи которого пребывают с нами в этой обители, он писал о расколе латинской Церкви. Он писал о том, что не стоит удивляться энергичной проповеди христианства, раздающейся из уст инославных проповедников. Не стоит удивляться усердию латинских сестер милосердия. Что человек, который разбирается в духовной жизни, он скорее будет глубоко сожалеть об этом, чем удивляться этому явлению.

Мы с вами должны хорошенько понимать, и, не вдаваясь в серьезные богословские споры, знать, почему наша Церковь истинна, почему мы находимся именно в истинной Церкви, где живет и действует Дух Святый. Должны помнить первое, что наша Церковь ни в чем не погрешила против древнего апостольского предания, которое затем было полностью раскрыто на Вселенских Соборах. То есть мы не отступили от того учения, которое Церковь православная пронесла через две тысячи лет. В этом соглашаются сегодня все историки, с этим соглашается протестантские католические богословы. Вторая вещь, которая нашему сердцу должна быть более понятна, заключается в том, что там, где живет Святой Дух, там, где он действует, очевидно, должны быть его следы или по слову Господню — плоды. Плоды Святого Духа по слову апостола Павла известны: мир, долготерпение, милосердие, любовь, кротость, воздержание (Гал. 05, 02). Но это, так сказать, плоды личного благочестия конкретного христианина. Но есть еще плоды, которые обнимают жизнь целого человека. Этими плодами в православной Церкви являются святые. Вот на всем протяжении бытия исторического православной Церкви они является той плодоносящей многоплодной лозой, на которой в каждом веке поспевает огромное количество святых, которым мы поклоняемся, славим, и которые самой своей жизнью прославили витавший в них Святой Дух.

Если сравнивать в этом отношении то, что мы знаем, то, что нам известно о святых православной Церкви и других христианских обществах, то картина разительная. Нет никого, кого можно было сравнить с Серафимом Саровским, со святым праведным Иоанном Кронштадтским, с теми же нашими пребывающими с нами в этой обители старцами Оптинскими, с огромным числом исповедников-мучеников, которые явили богатые действия Святого Духа в самом своем мученичестве, в страданиях, которые они понесли во время гонений за веру, за православие. Если мы попробуем найти предметы для сравнения в иных конфессиях, то сравнение окажется не в их пользу. Возьмем, к примеру, тех самых латинских сестер милосердия, о которых обмолвился преподобный Амвросий Оптинский. Одна из наиболее известных католических блаженных 20-го века мать Тереза в юном возрасте покинула Европу, отправилась в Индию помогать бедным нуждающимся индусам. Она считала долгом своей жизни, целью, предназначением сделать так, чтобы каждый бедняк, не имеющий дома, крова, близких, мог красиво умереть. Красивая смерть, говорила она, это когда люди, которые жили как животные, могут умереть, как ангелы.

Но как мало этого для вечной жизни, как мало этого для спасения. Наверное, ее жизнь можно было бы сравнить отчасти с жизнью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он тоже помогал нищим и бедным в Кронштадте, всем, кто был брошенным, не имел средств к существованию. Но в тоже время мы знаем его как органичного церковного человека, который регулярно служил Литургию. Мы знаем про него, что на Литургии ему несколько раз меняли рубашки, потому что от напряженной молитвы он очень сильно потел. Мы знаем, что он призывал народ к покаянию. В его дневниках отражена полная палитра его духовной жизни, того как благодать приходила к нему, как он своими мелкими грехами прогонял ее. И через покаяние он снова возвращал себе это благодатное состояние.

Мать Тереза явила собой образец длительного милосердия, понятного каждому человеку на этой земле. Но приводила ли она людей ко Христу? Нам это не известно из ее жизнеописания, неизвестно обращала ли она их к покаянию. Призывала ли она их отвергнуть свои индуистские заблуждения, призывала ли она их обращаться в храм, хотя бы в те католические храмы, которые имелись в Индии. Об этом ничего не известно. И, похоже, что это было на втором месте для нее. Мы не хотели бы судить эту самоотверженную по-своему женщину, но мы не можем не вспомнить ее последующие слова, как некий лозунг ее жизни. Она говорила: жизнь — это шанс, не упускай его; жизнь — это красота, так удивляйся ей; жизнь — это любовь, так люби; жизнь — это долг, исполни его; жизнь — это трагедия, так выдержи ее. Жизнь стоит того, чтобы жить. Вот в этом гимне жизни мы видим, что словно бы ее попечение было о земном. Она призывала любить жизнь. И с этим многие согласятся, даже стоящие здесь.

Но святые учили ненавидеть свою жизнь, учили ненавидеть свою земную жизнь. Учили потратить ее на то, чтобы суметь очистить свою душу и в будущей вечной жизни соединиться со Христом. Отчасти ее внутреннее состояние открывает сборник ее писем, который после ее смерти был издан на западе. Оказалось, что в течение пятидесяти лет она испытывала постоянную темноту и безысходность в душе. Она испытывала мрак и часто была близка к тому, чтобы разувериться в самом существовании Божьем. Нам кажется, что комментарии на этот счет излишни. Мы веруем, что каждый человек получит воздаяние согласно его делам. И Господь однажды сказал, что придите ко Мне, наследуйте царство, уготованное вам от сложения мира. Был голоден Я, и накормили Меня, жаждал,и напоили Меня, наг и одели Меня, в темнице и посетили Меня, в больнице и утешили Меня. Но в то же время мы не можем с вами не указать на ту разницу в образе святости, который имеют православные Церкви и в других христианских обществах. И сделать из этого соответствующий вывод. Об этом достаточно.

Но еще следует привести комментарий преподобного Амвросия Оптинского, который в том же письме говорил, как бы отвечая на незаданный ему вопрос: почему же если православная Церковь единственная спасительная Церковь в мире, то почему об этой истине не говорят прямо и повсюду? Он отвечал на это: по причине того, что в Российском государстве уже в то время было огромное количество иноверцев, которые занимали весьма высокие посты в Российском государстве. И поэтому российское священство как бы приобрело устоявшуюся привычку говорить на эту тему уклончиво, чтобы не обидеть этих самых сановитых иноверцев. Не наша задача судить людей, живущих с именем Христа в других странах. Наша задача не присуждать им ту участь, о которой мы не знаем, какова она будет для них. Но мы сами должны стоять в той мысли, что мы находимся в истинной Церкви, которая полна дарами Святаго Духа. Она является ни в чем недостаточной. Она служит спасению на протяжении двух тысячелетий, и не нуждается ни в каких дополнительных реформах и изменениях.

Там, где идет война, там больше потерь, поэтому не все гладко в нашей с вами жизни, не все гладко в нашем государстве. Надо помнить очень простую вещь, одну простую истину, которую многие из вас уже слышали неоднократно, и тем не менее, ее надо снова повторять. Там где истинная Церковь, там ,где Дух Святый, там всегда война. Российская держава в этом отношении с самого начала существования росла и выросла вместе с православной Церковью. И все, что мы видим сегодня в нашей стране во всех ее разрезах — культурном, научном, экономическом, политическом, это есть как бы следствием того выбора нашего народа, который был произведен тогда. Эта мысль не оригинальна. Более того, нас могут обвинить в том, что мы пытаемся заработать монополию на истину, в том, что мы говорим о себе нечто исключительное. Но правда есть правда. Не надо этого бояться. Не надо бояться критики со стороны, в том числе и нашей родины.

Но там, где война, там всегда разрушения. Там земля, изрытая воронками от снарядов и мин, там земля, пропахшая потом и кровью воинов, как духовных, так и тех, кто сажается с оружием за свою родную землю. Там всегда будет не так хорошо и не так красиво, как в других странах. И мы по причине того, что есть самое ценное в этом мире — православная Церковь, в которой действует Святой Дух, ценность ее невозможно измерить. И все другие достижения экономические, политические, культурные, которыми гордятся другие народы, страны, они ничто по сравнению с этим. Они как стекляшки по сравнению с бриллиантом. Православная Церковь это именно та жемчужина, о которой говорит Господь в Евангелии, когда в притче Он говорит, что купец продает свое имение, идет и покупает эту жемчужину. Жемчужина — образ Царствия Небесного, но это и образ Церкви, которая одна стоит всех даров и щедрот этого мира.

Поэтому мы с вами должны всегда это понимать, что хотим мы этого или не хотим, но мы живем в государстве, где есть православная Церковь. До самого последнего времени она будет испытывать атаки со всех сторон. Ее будут уничижать, на нее будут клеветать. Впрочем, и в ней самой, как и в нашей стране есть много вещей, которыми, наверное, нельзя гордиться. Этих вещей в нашей истории довольно много. И словно бы целые страницы, опаленные адским пламенем в нашей истории, которые не прибавляют нам уверенности в себе, которые заставляют нас стыдиться того, что было. Несмотря на это, это наша Церковь, это наша страна. И поэтому я призываю всех стоять в этой мысли. Без этого крепкого фундамента невозможно построить свою духовную жизнь, невозможно постепенно и последовательно возрастать в благочестии.

Есть помощь Божия, а есть благодать Божия. Помощь Божия дается всем людям на земле. Тем, кто пытается сделать нечто доброе, кто устремляется к добру, будь то язычник, будь то атеист, если он творит доброе, то Господь помогает ему, что соответствует Божьему промыслу. Поэтому людям, которые совершают добрые дела, где бы они ни жили по всему миру, Господь, конечно, помогает. И в их жизни можно увидеть наличие этой помощи Божьей. Можно увидеть ее удивительные чудеса, которые случаются с ними. Но это отнюдь не говорит о том, что их вера правильна. На самом деле благодатное внутреннее осияние, которое даруется подвижнику, достижимо только в православной Церкви.

По этой причине мы с вами должны всегда этого держаться, это защищать, не слушать клевету на нашу Церковь, на православие, и в этом отношении всегда помнить слова Господни: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей (Мф. 16, 18). Спаси всех Господь.

Иеромонах Димитрий (Волков)