Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы с детс­кою по­кор­нос­тию все долж­ны пе­ре­но­сить, и при­ят­ное, и неп­ри­ят­ное, и за все прос­лав­лять бла­го­го Бо­га, т.е. приш­ла на нас ка­кая скорбь или бо­лезнь, бу­дем го­во­рить: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди! Ум­но­жи­лись ли скор­би и бо­лез­ни, опять: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди! Бе­зот­рад­ные скор­би и бо­лез­ни уси­ли­лись и ве­дут ко гро­бу, опять: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди!

преп. Антоний

Бо­гом так оп­ре­де­ле­но, что­бы каж­дый че­ло­век имел в жиз­ни сей ка­кой-ли­бо крест, т.е. прис­кор­бие ду­шев­ное, ко­то­рый дол­жен он бла­го­душ­но несть, ибо от ма­ло­ду­шия и не­тер­пе­ния ни­ка­кой поль­зы нет. И ког­да мно­ги скор­би и пра­вед­ным лю­дям в жиз­ни сей слу­ча­лись, то мы, лю­ди не­­без­г­реш­ные, коль­ми па­че все долж­ны тер­петь.

преп. Антоний

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (за всенощной)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, великое празднование совершает ныне Святая Церковь, воспоминая славное, дивное, просто непостижимое чудо Божие! Ведь мы слышали как Слово Божие говорит: велия есть благочестия тайна — Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

Да, Бог явился истинно во плоти, т. е. Христос родился, Бог воплотился! Да, Христос воплотился и ходил, и на него смотрели как на обыкновенного человека, Истинного Человека! Но это был Бог воплотившийся. И вот, ныне мы воспоминаем такое дивное чудо — для нас поучительное и очень важное, — когда Господь со Своей Плотью и тремя апостолами Своими: Иоанном, Петром и Иаковом — взошли на высокую гору и Господь преобразился. Плоть Его преобразилась, так, что не могли они вместить, но ясно было, что это Божественная Cила, что это Божественная Слава, Божественное Сияние!

И было прообразование, что на Кресте будет страдать Бог Плотию Своею, в которую Он воплотился. А это очень и очень важно для нас понять. Почему? Так важно, что Христос — это Бог воплотившийся, вочеловечившийся: пострадал, пролил кровь, был вознесен на Кресте! Это мы хорошенечко должны все понимать, что этого требовал закон свободы — это совершенный закон, о котором говорит апостол Иаков: «вникнем в совершенный закон, закон свободы» (Иак. 1, 25).

Это закон, который Сам Бог не хотел нарушать. Да, по законам свободы в Адаме все умирают, все! Никто не мог бы никогда воскреснуть. И никто из святых великих, которые были бы на земле, все вместе бы собрались, ничего бы не смогли бы сделать. Только Бог воплотившись, взяв на себя по закону свободы, право имел взять на себя, грехи всего мира! Но как Бог, Он мог преодолеть эти грехи, которые произошли от врага рода человеческого, человекоубийцы, княза мира сего — сатаны. И вот, Христос Господь преобразился в воспоминаемый ныне день, на горе, перед святыми апостолами. Показал Славу Своего Божества: что это Бог во плоти! Во плоти! Это очень важно. Мы понимаем, что Бог «не во двою Лицу разделяемый, но во двою Естеству неслитно познаваемый»; что это одно лицо — Сын Божий, но в нем два Естества.

Это было очень важно и для нас это очень важно сейчас. Господь сделал это для того, чтобы сокрушить всю злобу сатанинскую и ложь. Но для этого надобно было, по закону свободы, пролитие крови и смерть. Но Христос по Божеству Воскрес, по Плоти преобразился, явил Славу Свою и совершил столько дивных чудес, которых исчислить. Как Иоанн Богослов говорит: «если бы все писать, то не хватило бы и всему миру пишемых книг» (Ин. 21, 25).

Что Господь совершил? И какая для нас радость? В чем радость? Радость в том, что Христос Воскрес и дал нам Слово Жизни для того, чтобы имея это Слово Жизни, Слово Истины каждый человек мог также преобразиться и уподобиться Христу Господу Богу нашему.

Много мы найдем в Священном Писании таких замечательных, нужных слов. Ну, например, такое слово, как говорит: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). То есть, даже говорит как дети! Как? По незлобию, но не по разуму. А по разуму должны быть какими? Таковыми, как требует от нас Слово Христово, Слово Жизни, Слово Духа, Слово Премудрости. Это должно быть в нас. И это Слово в нас — это слово бессмертие.

Вот потому, в нынешний день праздничный, церковь призывает всех нас также преобразиться духовно. Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), также говорит: «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), т. е.внутрь нас, внутрь, многими скорбями. Какими скорбями? Скорбями, которые требуются для исполнения Слова Христова!

Да, «на легке» это не дается. Мы грешные, да? И мы должны потрудиться. Вот Словом Божием, исполняя Его, мы будем спасены. Сам Господь говорит: «аще Слово Мое соблюдете, воистину ученицы Мои будете» (Ин. 8, 31), ну как апостолы Иаков, Петр, Иоанн на горе на Фаворе — «воистину ученицы будете и познаете Истину», как они Ее познали на Фаворе, и «Истина освободит вас» (Ин. 8, 32), т. е. сделает вас живыми, бессмертными, для вечной жизни способными.

Вот, дорогие о Господе братья, сестры, да будет над всеми нами любовь неизреченная и милость Христа Господа нашего, которого исчислить, измыслить никому не возможно, но сердце всякого человека, оно свидетельствует: да, есть Бог, есть Истина! И потому подобает потрудиться нам, потрудиться, чтобы истина была в нашем сердце, а где истина, там и Христос! Да будет со всеми нами эта наша великая радость, т. е. Христос с нами вовеки. Спаси всех Христос.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)