Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

Ежед­нев­но пе­ред сном на­до вспом­нить гре­хи, со­де­лан­ные за день, и по­ка­ять­ся в них пред Гос­по­дом.

преп. Никон

Только Бог делает человека свободным

Это место было страшно само по себе: царство смерти, царство глухих безжизненных троп и смердящих гробов! Гадаринская страна... Здесь, в погребальных пещерах, жил человек, который наводил страх на всю округу. Ему было уже невыносимо прикосновение к нормальной человеческой жизни, поэтому  гробы стали для него единственной естественной средой обитания. Бес его как бы заживо уже похоронил в этих гробах….

Находились смельчаки, которые многократно из жалости связывали этого человека цепями… Но все было бесполезно! Этот человек в «дусе нечисте» (т. е. одержимый нечистым духом), как повествует св.евангелист Лука, «разрывал узы и был гоним бесом в пустыни». Диавол — жестокий господин и безжалостный погонщик!

75644575 Целое стадо — «легион» — поселилось в этом несчастном человеке. В таких случаях человек совершенно теряет над собой всякий контроль. Теряет не только рассудок, что срывает с себя все одежды, но теряет даже всяческий инстинкт самосохранения: он может изувечить себя, вскрыть вены, биться головой о камни. Он обладает неимоверной физической силой: стальные цепи для него как гнилые нитки, и десять здоровых удальцов — как отряд лилипутов…

…Но ко Христу он сам подбежал, «пал пред Ним и громким голосов возопил: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня!» Страшно для тьмы прикосновение Света! Весь легион затрепетал, услышав голос Бога. И злые духи просили Христа, «чтобы Он не повелел им идти  в бездну», т. е. в ад, а чтобы позволил им войти в огромное стадо свиней, которое паслось на горе. Без попущения Божия бесы не могут войти даже в свинью, которая у иудеев считалась символом нечистоты.

И вот перед нами эта страшная, мрачная картина: свиньи и их невидимые безжалостные наездники — бесы, и все это хрюкающее лоснящееся стадо устремилось с крутизны в бездну моря…

А что же жители той страны? Какова была их реакция на чудо, когда они увидели, что тот, кого они сами недавно заковывали в железо, тот, чей нечеловеческий вопль еще стоял в их ушах, он сидит одетый и в здравом уме у ног Иисуса? — Уныло, но настойчиво граждане просят, чтобы Иисус отошел от пределов их города...

А где же радость встречи с чудом? Где трепет от соприкосновения с Небом?

Какое там чудо! Какое Небо! Этим людям нужна только земля... Им дороги только их свиньи! Им нужен не Бог, а их благополучие. И они просят, как и просили бесы, чтобы Христос не мучил их, чтобы побыстрее ушел из их жизни!

В нынешнее время легион уже не скрывается, бесы воюют против Бога и человека. И по большому счету у нас в жизни только два пути: ко Христу или от Него.

…Господь в один миг изгнал целый легион бесов, а от гадаринцев Сам смиренно отошел. Бог не насилует свободы человека! И человек сам свободно выбирает: или светлые чертоги храма, или мрачные погребальные пещеры своих страстей. Чистый евангельский духовный хлеб или земную, жесткую, сытную свинину. Вкус свинины может быть и очень приятен, но это удовольствие никуда не зовет — оно все здесь, на земле, в слюне и рецепторах!

И чем только не занимает себя человек, лишь бы не думать о Боге и Вечности, лишь бы только Бог «отошел от пределов его души». Не мучил его совесть.

Что Тебе до меня, Иисус Сын Бога Всевышнего? Зачем Ты пришел? Я ничего не хочу менять в своей жизненной уютной Гадарине!

Но как говорит авва Иустин Попович, «невозможно быть человеком и не стремиться к Вечности».

Гадаряне увидели явное чудо, и душа их не вдохновилась, не очнулась, не возрадовалась. Почему? Потому, что душа зачерствела, покрылась горькой плесенью равнодушия. А христианин каждый день живет внутри чуда. Цель верующих людей — вносить в мир Божественную любовь!

Один старец говорил, что «каждый из нас является как бы призмою, через которую преломляются лучи Божественного света». Христианин должен быть этой благодатной призмой, чтобы через него окружающие видели тихий небесный Божественный свет!

Нужно только, чтобы равнодушие не коснулось нашего сердца. Потому, что равнодушие — как радиация: убивает медленно, незаметно, … но наверняка!

Господь призывает нас жить именно сейчас. Не ждать, что вот когда-то станет лучше, спокойнее, пройдут болезни, утихнут страсти, растворятся проблемы… А жить именно сейчас! Жить эту трудную неприукрашенную жизнь. С ее страшным бытом, с ее пеленками и подгузниками, с пьющим мужем, с наркоманами-детьми, с безденежьем, с болью, с безобразием будней, с не любящими нас людьми! Туда вносить свет, радость, любовь — в эту рутину, в погребальные пещеры нашей иногда совсем не праздничной жизни.

Св. Климент Александрийский говорил: «Несмотря на все скорби — для нас вся жизнь есть праздник!»

…Бесноватый, казалось, жил в свободе от всех условностей: ходил голым, жил как хотел, разрывал все связи… Современный человек, живущий без веры, тоже живет, абсолютно как хочет. И ему кажется, что он от всего свободен. Но он — не свободен. Потому что внутри — легион! И бесы гоняют его по бесплодной пустыни жизни.

И только Христос делает человека свободным. Исцеляет и говорит каждому из нас, как сказал исцеленному: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог!»