Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы че­ло­ве­ку исп­ра­вить се­бя, не на­до вдруг на­ле­гать, а как тя­нуть бар­ку: тя­ни-тя­ни-тя­ни, от­дай-от­дай! – Не все вдруг, а по­нем­но­гу.– Зна­ешь ро­жон на ко­раб­ле? Это та­кой шест, к ко­то­ро­му при­вя­за­ны все ве­рев­ки ко­раб­ля, и ес­ли тя­нут за не­го, то по­ти­хонь­ку и все тя­нет­ся, а ес­ли взять сра­зу, то все ис­пор­тишь от пот­ря­се­ния.

преп. Амвросий

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось".

преп. Антоний

По­го­да су­ро­вая, дождь, ве­тер и хо­лод, так что и к шу­бе, и к топ­ли­ву на­до при­бег­нуть. Но ведь не всег­да бла­гот­вор­ность воз­ду­ха и яс­ная по­го­да по­лез­ны, за­во­дят­ся в рас­те­ни­ях чер­ви и дру­гие на­се­ко­мые, вре­дя­щие бла­гим пло­дам. Так бы­ва­ет и в на­шем ду­хов­ном уст­ро­е­нии: по­се­ще­ние бла­го­да­ти, мир, ти­ши­на и спо­кой­ствие от сту­же­ния страс­тей ес­ли про­дол­жи­тель­но и пос­то­ян­но с на­ми пре­бы­ва­ют,– то опас­но, что мо­жем прий­ти в вы­со­ко­у­мие и ли­шить­ся зас­туп­ле­ния, и не бу­дем ис­кус­ны в бо­ре­нии страс­тей, и уда­лим­ся от скорб­но­го пу­ти. А по­то­му Бог ис­ку­ша­ет нас про­тив­ны­ми, к поз­на­нию на­шей не­мо­щи, к тер­пе­нию и сми­ре­нию.

преп. Макарий

Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Легче войти в Иерусалим, чем в свое сердце, легче слушаться сурового и даже жестокого царя, чем слушаться тихого голоса божественной благодати в своей душе. Вход Господень в Иерусалим это кульминация взаимоотношений Христа с израильским народом. Кульминация по внешнему своему виду как будто торжественная.

Когда Он входил в Иерусалим, люди постилали перед Ним свои одежды, встречали Его пальмовыми ветвями, кричали Ему: Осанна, Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! (Мф. 21, 9). Все эти почести были царскими. Народ, или, по крайней мере, часть народа признала в Нем одновременно и царя и Мессию.

Народ ликовал, ибо свежо воспоминание: накануне Христос воскресил четырехдневного Лазаря. И весь Иерусалим полнился слухом об очередном великом чуде пророка Иисуса из Назарета.

Однако же и мы сами, взирая на это событие, смотрим на него сквозь призму последующих за ним страданий Христовых — Его предательство Иудой, поругание и смерть на кресте. Поэтому мы сами в отличие быть может от самих иерусалимлян, знаем, что вслед за этим через пять дней последовало совсем другое восклицание: «Распни, распни Его!». И народ променял Христа на разбойника и убийцу Варавву, а Мессию предал на позорную смерть распятия. Каким же образом так легко и бесповоротно изменилось мнение, отношение этих простых людей к Мессии, Которого они ждали много веков?

Вход Господень в Иерусалим, несмотря на всю красочность и праздничность этого события, явился фактически поражением Христа, поражением, которое спустя некоторое время обратилось победой, победной значительной и окончательной. Но, тем не менее, поражением это осталось. Ибо как не поражение, когда в течение более чем тысячи лет народ израильский уготовлялся промыслом Божьим к принятию Мессии. Через пророков, через сами события священной истории израильский народ готовился к пришествию своего Спасителя.

Этот народ, утвержденный в законе и пророках, в итоге отвергся Христа. Отвергся, и Господь Сам признает это Свое поражение, признает, когда перед входом в Иерусалим Он взирает на этот город, и как сказано у евангелиста Луки, плачет о нем. Плачет и восклицает, что за то, что ты не узнал времени посещения твоего, то однажды обложат тебя острогами, то есть окопами, разбиют тебя, убьют всех детей твоих и не оставят здесь камня на камне.

Христос пророчествует о событиях, которые совершились в 70-ом году, когда римское войско осадило Иерусалим и взяло его. Тогда по разным оценкам погибло от нескольких сотен тысяч до миллиона иудеев. Огромная цифра для того времени Колоссальная трагедия. Это случилось по слову Христову именно по той причине, что город сей не познал в Нем Мессию или вернее, познал не того Мессию, Которого надеялся увидеть. Не секрет, что иудеи ожидали увидеть земного царя. Они ожидали пришествия национального мессию, который восстановит Израильское царство, который обеспечит ему могущество, обложит данью окрестные народы.

И снова, как при Соломоне,  в Иерусалим потекут в город караваны с золотом и пшеницей, благовониями и ценным деревом. И снова иудеи будут жить и властвовать над всем миром, будут жить в достатке и довольстве. Эта мечта об обетованной земле преследовала израильский народ многие века. Через все их пленения, через отступления от Бога, обращения к идолам, они учились веровать в Единого Бога, но, несмотря на это, восприняли лишь то, что им было удобно принять. Несмотря на это их мечта о Мессии оказалась очень земной, очень простой и понятной для обычного человека, а не достойной звания богоизбранного народа.

Задолго до этих событий тысячу лет назад, когда еще у израильского народа не было царей, к пророку Самуилу пришли старейшины народа Израилева и запросили у него царя. И огорчился пророк Самуил, помолился Богу, и Господь сказал ему: не печалься и сделай все, как они тебе говорят, поставь им царя, ибо они не тебя отвергли, а Меня, ибо они не хотят, чтобы Я властвовал над ними. И объяви им обязанности, которые они будут нести перед своим царем, что он будет забирать их сыновей, делать из них всадников и воинах на колесницах, что он будет забирать от них десятую долю урожая и лучшие земли и виноградники отдаст своим слугам. И в конечном итоге он сделает их своими рабами.

Но народ израильский, несмотря на эти предупреждения, согласился с этими обязанностями. Но Господь добавил еще нечто. Господь сказал: И когда народ познает суровую руку своего царя и востенает ко Мне, Я не услышу его. Эти слова исполнились в 70-ом году, когда осажденный римлянами народ Иерусалима, очевидно, воссылал молитвы к Богу, но Господь не услышал их. Не услышал, потому что они сделали тоже, что и ранее тысячу лет назад. Они избрали себе земного царя, а Небесного Царя отвергли.

События израильской истории как бы схема, которая повторяется в жизни каждого человека регулярно. В жизни современных христиан точно также этот выбор также стоит, стоит в том, как мы взираем на Христа, что мы от Него желаем, какого властвования над собой, над своей жизнью мы ожидаем от Него. Не трудно заметить, что желания израильского народа видеть в Христе земного царя, который освободит их от римского ига, это было продолжением того самого искушения в пустыне от дьявола, который в третьем своем предложении обещал Христу, если Он поклонится ему, даровать власть над всеми царствами земными. Вот и израильский народ искушает Христа, предлагая Ему царство, царство над собой, предлагает, чтобы они сделались рабами этого земного царя.

И Господь, как и ранее, отверг это искушение от дьявола, точно так же отвергает это искушение уже от израильского народа. Он не желает властвовать над ними внешней властью, не желает делать их рабами. Он желает по их добровольному выбору войти в их сердце. Он желает, чтобы они отдали Ему свое сердце, чтобы они наконец-таки осознали, что личное спасение совершается не путем принадлежности к церкви или к богоизбранному народу, а личное спасение совершается не на личном подвиге каждого неверующего человека. И подвиг совершается в основном в глубине нашей души, в нашем сердце.

Господь еще до этого события, до входа в Иерусалим, полемизирует с иудеями. Он прямо говорит им: «Ныне же ищите Мене убити, Человека, иже истину вам глаголах». В другом месте Господь говорит: «Аз есмь путь, и истина, и живот». О чем же эта истина? «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный»; «аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете: и разумеете истину, и истина свободить вы»; аще будете делать заповеди, которые Я вам говорю, то благодать осияет ваше сердце. И в этой благодати, в этом свете, в невидимом свете, который осияет нашу душу, вы узрите грехи, которые владеют вами, узрите свое порабощение, свое падение, которое, несмотря, казалось бы, на всю вашу внешнюю исправность, последование внешним правилам и законам, вы тем не менее пребываете во грехе.

Истина свободит вы, сказал Господь иудеям. И тогда с возмущением они сказали: мы рабы Авраама никому никогда не работали. Почему Ты говоришь: истина свободит вы? Тогда Господь открывает им эту истину, истину о том, что они все порабощены греху. Он говорит: «всяк, творяй грех, раб есть греха». И далее говорит им, уже напрямую обвиняя их в том, кому они служат на самом деле. Господь изрекает: вы волю отца вашего творите. И тогда они с возмущением отвечают Ему: не от любодеяния мы рождены, единого Отца имеем Бога. Но Господь на это уже совершенно четко, ясно и прямо говорит: «вы отца вашего дьявола есте, и похоти отца вашего хощете творити». Всякий, кто не со Христом, тот не пребывает один без Христа, но пребывает с Его врагом и противником дьяволом. Всякий человек, живущий без Бога, не признающий Сына Божия, как бы он по всей своей жизни видимой ни жил исправно, как бы он не величался среди таких же неверующих людей, он фактически является куклой, за ниточки которой, как за страсти, дергает сам князь мира сего, князь тьмы. Всякий человек, который не соединился с Богом, он беззащитен перед темными силами, которые через разные помыслы, внушения, через постоянное раздражение страстей исполняют волю дьявола. Эту истину, которую мир, иудеи не хотели услышать никогда, эту истину, которую мир, не знающий Христа, не желает слышать и сегодня. Если мы сами попробуем говорить об этом людям неверующим, то думаю, многие из вас представляют, что будет. Если мы начнем говорить, что раз вы не веруете во Христа, то исполняете вою дьявола, нас обзовут мракобесами, над нами будут смеяться, кто-то будет гневаться, упрекать нас в осуждении, в отсутствии любви. Но несмотря на все это именно таковы слова о людях, которые не со Христом.

И вот главная весть, которую принес Христос о порабощении человека греху, о том, что спасение возможно только во Христе, о том, что Господь является путем, по которому мы должны идти, и что помимо Христа никто не может прийти к Богу. Эту истину иудейский народ отверг. Эту истину, подчас не замечая, мы также отвергаем, хотя на словах так же, как иудеи, кричим: «осанна Сыну Давидову!». Мы также часто желаем такого же владычества Христа над собой, над своей жизнью, какого ожидали и иудеи. Мы также желаем, что Господь, вера в Него, исполнение церковных правил, посильная молитва поможет нам в этой жизни преуспеть. Конечно же у каждого свои запросы. Один желает удачно жениться или выйти замуж, другой излечиться от болезней, третий найти работу, четвертый прославиться, пятый преуспеть в бизнесе. И так далее и до бесконечности. Но когда мы только на этом ограничиваем свое общение со Христом, только в этом желаем разрешение своих проблем, тем самым мы уподобляемся вот эти иудеям, которые желали, что Господь послужит им в их земных планах, в их земных целях. И мы с вами должны постоянно задавать себе вопрос, для чего мы пришли ко Христу, действительно ли мы заботимся о внутреннем очищении души нашей, об очищении ее от помыслов греха, об очищении от страстей, которые владеют нашим сердцем, хотя бы окружающие люди этого не видели.

Человек призван не просто исполнять заповеди, но призван обрести Бога в своем сердце ибо Бог постоянно стучит в наше сердце. И как раньше Он не хотел насильственного принятия, так и сейчас Он не желает нашего выбора для того, что мы увидим некое чудо, из-за чего мы получим исполнение своих молитв, исполнение своих желаний. Господь желает от нас добровольной любви, желает, чтобы мы по собственному выбору решили обрести этот союз, который Сам Господь желает получить от нас. «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Именно это вхождение во внутренность нашего сердца по-настоящему является смыслом этого выражения, этого события входа Господня в Иерусалим. Ибо войти в Иерусалим, свершить в него паломничество — это не самое великое. Великое — обрести Бога в своем сердце. Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)