Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В том-то и вся ошиб­ка с на­шей сто­ро­ны, что не хо­тим по­ко­рять­ся во­ле всеб­ла­го­го Про­мыс­ла Бо­жия, ука­зу­ю­ще­го нам чрез обс­то­я­тель­ства ду­ше­по­лез­ный путь, а все ищем сво­е­го ка­ко­го-то по­кой­но­го пу­ти, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет толь­ко в меч­та­тель­нос­ти, а на са­мом де­ле его на зем­ле нет; не всем, а не­ко­то­рым толь­ко бу­дет по­кой тог­да, ког­да про­по­ют: со свя­ты­ми упо­кой.

преп. Амвросий

Мы все пу­та­ем­ся: нель­зя ли как уст­ро­ить­ся в по­кое и на по­кое, и час­то ду­ма­ем: ес­ли бы не та­кое-то не­у­до­б­ство, и не та­кие-то обс­то­я­тель­ства, и не та­кой-то по­пе­реч­ный че­ло­век, то, мо­жет быть, бы­ло бы мне удоб­нее и по­кой­нее, а за­бы­ва­ем, что не­у­до­б­ства сии час­то ис­хо­дят изв­нутрь нас, как и злые по­мыш­ле­ния. Где ле­жат страс­ти, от­ту­да ис­хо­дят и все на­ши не­у­до­б­ства, не­ла­ди­цы, не­у­ря­ди­цы и не­уст­рой­ства. Но да уп­ра­зд­нит все сие При­ше­дый греш­ныя спас­ти, аще вос­хо­щем по­ка­ять­ся, сми­рить­ся и по­ко­рить­ся.

преп. Амвросий

Со­вер­ше­нию доб­ро­де­те­лей про­ти­во­дей­ству­ют и про­ти­вос­то­ят раз­лич­ные скор­би, соб­лаз­ны, пре­пя­т­ствия, и преж­де все­го от лю­дей, по­ду­ща­е­мых вра­гом на­ше­го спа­се­ния. Враг же­ла­ет восп­ре­пя­т­ство­вать доб­ро­му на­ме­ре­нию и вну­ша­ет лю­дям ми­ра се­го не­на­висть к ра­бам Бо­жи­им.

преп. Никон

Вторник 22-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний день за Божественной Литургией, дорогие отцы, братья и сестры, евангельское повествование было очень кратким, но в нем говорилось, что Господь проходил сквозь города и веси, благовествуя народам. Цель божественного пришествия в мир есть искупление человеческого рода, спасение, привлечение каждой души, которая лишь сможет отозваться на этот божественный призыв, к Небесному Отцу, возвращение в отеческий дом, который утратил человек. И вот Господь стремится всех, кого только возможно, привлечь к Себе, достичь тех, кого Он мог, находясь тогда в том земном Своем служении.

Проходя не только большие города, но даже и маленькие селения, везде, где только можно было благовестить, проповедовать, Он проповедовал Евангелие спасения. Это слово касается и нас с вами, потому что Господь по-прежнему продолжает благовестить, благовествуя через Свою святую Церковь, которую Он основал как ковчег спасения, как тело Свое, в котором человек преображается, с одной стороны приобщаясь к этому телу, соединяясь с ним, входя в него, все глубже приникая в эту плоть Христову становясь чем более мы в этой плоти Христовой, в теле Церкви укореняемся, тем больше входит Господь в наше сердце. И это взаимопроникновение совершается таинственно, тем более мы становимся Христовыми.

Иначе невозможно стать Христовыми учениками, Его последователями. Невозможно стать нам последователями Божьими, если мы не ищем этого изменения своей души, не ищем исполнения евангельской истины, которую Господь благовестил, оставил человеку как залог его спасения. И об этом нужно нам с вами помнить. Но это спасение совершается, конечно же, разнообразно. У каждого свои дарования, свои способности, таланты, свои силы, и о каждом есть свой божественный промысл, своя божественная воля. По-разному, как мы далее читаем в Евангелии, это совершалось и в жизни учеников Христовых, потому что с Ним ходили двенадцать апостолов, учеников-самовидцев Христа. И они были все разные. По-разному они и проповедовали в том смысле, что одну истину, но каждый через призму своего человеческого естества, через свои таланты, свое дарование, опять-таки через свой разум, свои какие-то волевые качества. В разных странах они проповедовали, хотя проповедовали одного и того же Христа одинаково в том смысле, что они никогда не противоречили друг другу, но по-разному раскрывались как человеческие личности во Христе Иисусе.

Но были и ученицы Христовы, о которых Евангелие говорит, казалось бы, так немного, но сказано, что и они служили Христу от имений своих, не имея возможности, как ученики Христовы, 12 апостолов и иные прочие многие, ходившие вслед по стопам Спасителя. Двенадцать постоянно ходили, были некоторые, которые по временам бывали со Христом. Эти жены редко могли быть рядом, но они служили от того, что они имели, хотя бы этим помогая Христу, помогая тем, что у них было, от имений своих, чтобы содержать Его, чтобы не обременять Ему кого бы то ни было из посторонних. И Он принимает это служение от своих, от тех, которые являются Ему присными, кто всецело возлюбил Его, последовал за Ним.

И для нас с вами это тоже пример, что мы можем служить по-разному. Не имея возможности, быть может, какими-то великими делами, но хотя бы этой малой лептой послужить Богу, тех, кто имеет такую возможность. Ведь дело благовестия продолжается. И в этом требуется так же наше участие. И Господь дарует нам радость спасения, потому что спасение совершается не каким-то странным образом, но совершается в сердцах тех, кто ищет Бога, кто по-настоящему желает спасения. Очень часто мы каемся, и покаяние суть нашей жизни, но мы должны помнить о том, что человек должен стремиться к общению с божественной личностью, потому что Господь раскрывается нам как личность. И нас Он творит по образу и подобию Своему как личности. И в этом личностном общении обретается спасение нашей души.

Очень часто мы преступаем заповеди Божьи, очень часто мы отступаем от того закона, который Господь дал нам. Мы бываем неверны Богу. Но, тем не менее, Господь верен по отношению к нам. И каясь, порой мы думаем, что мы умоляем Бога измениться по отношению к нам. А на самом деле меняется состояние нашего сердца, когда оно из беспечности, нерадивости, лени, лукавства и превратностях вновь обращается ко Христу слезной мольбой, с трепетным сердцем, с благоговением, со вниманием. И меняемся мы, способные вновь принять благодать Божью, способные вновь восстановить отношения со своим любящим нас Творцом. Будем не забывать об этом, чтобы не не радеть нам, не быть в лукавстве наших сердец, которое очень глубоко, к сожалению, в нас пребывает.

И Господь, тайное человеческого сердца ведающий, да подаст и нам быть Его истинными учениками, подаст нам эту ревность жить по Его заповедям, искать Его, жить Им и с Ним, потому что в этом суть нашей человеческой жизни. Нет никакого иного у человека смысла или иных смыслов. Именно в этом раскрывается весь строй нашей жизни, в чем бы он ни проявлялся, как бы наша жизнь не складывалась, в каких бы многоразличных перипетиях и изгибах они не изменялась. Это есть сущность нашей жизни.

И поэтому будем об этом не только помнить, но этого искать, к этому стремиться и ради этого подвизаться, ради этого служить, чтобы нам стать Христовыми в теле Его. В чем Господь будет нам помощником в этом коротком земном временном отрезке нашей земной жизни, чтобы стяжать нам жизнь вечную в Нем.

Аминь

Иеромонах Назарий (Рыпин)