Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли иск­рен­но же­ла­е­те иметь сво­бо­ду от страс­тей, и от всех не­ду­гов ду­шев­ных, и хуль­ных по­мыш­ле­ний и на­у­чить­ся сми­ре­нию, то долж­но со­вер­шен­но во­лю свою, а с нею и всю не­по­ко­ря­ю­щу­ю­ся гор­ды­ню поп­ле­вать и по­топ­тать собствен­ны­ми но­га­ми, чрез что об­но­вит­ся яко ор­ля юность твоя, и из че­ло­ве­ка сво­е­воль­но­го и греш­но­го со­де­ла­е­тесь Ан­ге­лом Бо­жи­им или, по край­ней ме­ре, ма­лым чем ума­лен­ны­ми от Ан­ге­лов, т.е. без крыль­ев.

преп. Антоний

Мо­ло­до­му че­ло­ве­ку своя во­ля – ду­шет­ли­тель­ная и в пос­ле­д­ствия ве­дет на­и­бо­лее па­губ­ные.

преп. Лев

За соз­на­ние ва­ше в не­ра­де­нии и ле­нос­ти о не­исп­рав­ле­нии пра­ви­ла да прос­тит вас Гос­подь, и аз не­дос­той­ный про­щаю, и со­ве­тую по­ла­гать на­ча­ло жить не по сво­ей во­ле, а по за­по­ве­дям Бо­жи­им и по со­ве­ту, к ко­му из­ве­ща­е­тесь ве­рою, а по сво­ей во­ле хо­тя и мно­го мним­ся се­я­ти, но жат­ва бы­ва­ет тщет­на, се­го из­бе­гай­те.

преп. Лев

130. НЕ ДОЛЖНО РЕВНОВАТЬ НЕ ПО РАЗУМУ

Поздравляю тебя с пострижением в мантию и сердечно желаю тебе пожить по-монашески. Образ сей монашества называется ангельским; значит, кто живет истинно по-монашески, тот живет ангельски, то есть безстрастно, в целомудренной чистоте и кротости и смирении. Но при пострижении более всего высказываются случаи и поводы к терпению, потому что без терпения ни одна из вышесказанных трех добродетелей не исправляется, а кольми паче кротость. Поэтому во время пострижения в мантию и внушается приступающему к сему: "имаши и досадитися, и уничижитися, и изгнатися, и вся скорбная понести", чтобы, услышав это наперед, постриженный не извинялся и не оправдывался, когда после на самом деле обыдут его скорбные обстоятельства. Знаю, что ты все это хорошо знаешь и без меня, но пишу тебе и напоминаю об этом для большего утверждения, и особенно потому, что ты борим часто бываешь ревностью не по разуму. Сам ты сознаешь вред этой ревности, но вместе с тем представляешь и изветы, что ты не можешь не ревновать и не вразумлять безчинствующих. В первые дни твоего поселения на этом месте я писал и доказывал тебе, что избрал ты место жительства неудобное, и с настроением твоего духа несообразное. Но ты последовал более безотчетному сердечному чувству, нежели здравому обсуждению и рассмотрению. Поэтому не малодушествуй, чем бы тебя ни сделали — привратником или казначеем; только помни, что и настоящий настоятель сделан был казначеем для исправления монастыря, и тебе сознавался, что подвергся тягостной немощи за осуждение.

Повторяю тебе: бойся осуждать и ревновать не по разуму. А что тебя назначают в казначеи, сам ты виноват, потому что избрал неудобное место; разве только тут дело Промысла Божия, чего я не постигаю; но, во всяком случае, надо быть осторожным. Саула и Сам Бог избрал на царство, но это его не оправдало, когда не поступал как следует. Ты, кажется, сам повторяешь русскую пословицу: "На безрыбье и рак рыба, а на безлюдье Фома дворянин". Ты засел в многолюдном городе безмолвствовать, забыв слова святого Ефрема Сирина, который говорит: "Если орел совьет гнездо на жилом доме, то не только не получит успокоения, но и лишится зоркого зрения от дыма". Что тебя понуждает идти к безчинствующим и, стоя на коленях, упрашивать их и увещавать к благочинию, как не дым, разъедающий и раздражающий твои душевные очи. Дай Бог, чтобы с тобой ничего не случилось подобного Промышлением Того, Егоже судьбы по всей земле. Посмотрим, как покажет дело... (о переводе архиерея).

Матушку — в отношении стола и прочего — оставь до времени действовать по ее усмотрению. У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные. Если, к сожалению, сделают тебя казначеем, тогда увидишь на самом деле, что значит смотреть со стороны или действовать самому. Напрасно ты возвратил ей четки с зеленью. Надо бы их оставить и повесить на стенке для обличения, что и мы не без зеленой примеси.

К содержанию

131. НУЖНО ПОКАЯТЬСЯ В СВОЕМ НЕДОВЕРИИ К СТАРИЦАМ

Святой Лествичник пишет: "Кто преткнулся о камень неверия в своих духовных отцах, тот, без сомнения, пал". Тем горестнее это падение, что ты не только подверглась сама душевредному неверию, но и в этой слепоте отравляла души юных и неопытных неуместными толками и зловредными рассказами.

Но сказано в старчестве: пал ли еси, возстании; паки пал ли еси, паки возстании. Подвигнись и ты на благое исправление и не постыдись объяснить свою ошибку пред сестрами, которым внушала злое неверие к матерям. Прочти со вниманием 4-ю степень "Лествицы" и разъясни сама себе, какие свойства истинных послушников и какие качества послушников прелюбодейчищных, то есть таких, которые не ищут прямой пользы душевной, а чего-то побочного. Понудись смириться и сознай пред Богом и пред матерями свою вину, и не постыдись это сделать, зная, что повинной головы не секут, не рубят, и что смирившись и покаявшись мытарь предвосхитил праведность фарисея. В покаянии и смирении ошибки не будет; а без них сомнительно наше спасение.

К содержанию

132. ЦАРСТВО БОЖИЕ КОЕ-КАК НЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ

Ты виновата вдвойне. Сама увлеклась толками Л. и подала повод сестре к тому же. Вперед будь осторожна. Святой Лествичник говорит: "Послушник, то есть послушник истинный, не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых. А я желал бы, чтобы ты была послушница истинная. Смысл и понятие у тебя есть, да смирения у тебя недостает: все охотница ты вперед забегать. От этого ты сама путаешься, и других путаешь, сама скорбишь, и других оскорбляешь. Если ты умнее сестры, то умей разумно и во время промолчать, кольми паче не ходить туда, где безтолково и зловредно толкуют. Если придакнешь и согласишься, то после придется со стыдом расплачиваться за такое человекоугодие. Прочти со вниманием 4-ю степень "Лествицы", и попроси у матерей почитать в 1-й части "Добротолюбия" Симеона Нового Богослова главы деятельные. Там ты увидишь свою ошибку, увидишь и то, чего должно держаться. Помни, что Царствие Небесное кое-как не приобретается, а с толком и понуждением на благое, не своечинно и самосовестно, но с вопрошением опытных, и с отсечением своей воли и разума, как свойственно истинному послушнику.

К содержанию

133. БОЛЕЗНЬ НАДО ПЕРЕНОСИТЬ ТЕРПЕЛИВО

Сожалею, что твое здоровье в настоящее время очень слабо, и делает тебя, по-видимому, неспособной к исполнению монастырских подвигов. Но святой Лествичник и болезнь называет подвижничеством, и притом подвижничеством отраднейшим, хотя и невольным. Отраднейшим потому, что на произвольное подвижничество охотников мало, и притом тут может примешиваться возношение, осуждение других, а в невольном болезненном подвижничестве нечем человеку погордиться, несть же оное человек несет, как-нибудь, хотя и невольно, по нужде — уж некуда деваться. Произвольное и невольное подвижничества равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайся в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие за невольное вразумление. И опять, более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: "Бог все немощи человеческие несет, ропщущаго же не терпит, аще не накажет". Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований, или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попущается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием. Не знаю, почему тебе пришла в голову мысль, будто я тебя увижу изглажденной из книги животной. Напротив, я думаю и желаю видеть тебя вчиненной в книге животной. Только не ослабевай в терпении, и понуждайся смиряться пред Богом и пред людьми, и заботься об искреннем и истинном покаянии и исповедании. В настоящее время ты желаешь искренно высказаться, а когда была у нас, высказывалась скупо.

О покойной сестре не жалей безрассудно, а старайся подражать ее твердой вере и благому упованию на милосердие Божие, какие ты заметила в ней при переходе ее из этой жизни.

К содержанию

134. ВРАЗУМЛЕНИЕ НЕМИРНЫМ СЕСТРАМ

Возлюбленные о Господе сестры! Верую, что делается промыслительно от Господа, то делается всегда к пользе нашей душевной, если только мы сами не захотим лишить себя этой пользы. Одна из вас совсем было собралась ехать в свою обитель, но нечаянная болезнь удержала ее и протянулась до тех пор, пока приехала возлюбленная ее сестра. Тут я вспомнил то, о чем как будто бы забыл, а именно — какое между вами находится приражение друг к другу, так что вы всегда стараетесь уклоняться одна от другой. Кто из вас более прав, или более виноват, этого я не знаю, и не мое дело судить, а да судит Сам Господь Сердцеведец и Всеведущий, Иже воздает коемуждо по делом его. Но меня устрашает страшное Евангельское слово: Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, от сердец ваших, ни Отец ваш (Небесный) отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6: 15)... Жаль мне вас, весьма жаль. Сожалею и боюсь, как бы вам не лишиться милости Божией за упрямство свое по причине оскорбленного самолюбия за какие-то пустые претензии. Жаль мне и себя, как бы мне, немощному и измождалому, не протрудиться даром по той же причине, то есть если не захотите истинно смириться и искренно примириться. О сем прошу каждую из вас и умоляю о Господе преискренно и усердно. Пощадите себя и меня, да не раскаемся после все — тщетно и невозвратно. Поэтому, кто не пощадит себя ради самолюбивых безрассудных претензий, тот виноват будет не только пред Богом и людьми, но и сам перед собой, когда раскаяние будет неуместно.

К содержанию

135. СОВЕТ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТРОЙСТВА УЧИЛИЩА ПРИ МОНАСТЫРЕ

Пишете, что благодетель вашей обители поставил вас в необходимость иметь при монастыре вашем женское училище, и уже имеете оное, и ходит к вам учиться, на гостиницу, человек до сорока; и новичок по монастырской жизни Л.М. попала в наставницы. Помози ей Господи! Пусть потрудится в этом деле с простотой сердца за святое послушание, памятуя, что послушание паче жертвы и паче поста и молитвы. Как вы объяснили мне об этом деле, не скрою и я пред вами своего грешного мнения. Советовал бы я вам, во-первых, иметь в виду то, чтобы здание для училища избрано было там, где можно устроить вход снаружи, а не через гостиницу. Во-вторых, не избирать для обучения детей сестер молодых, а в случае недостатка наставниц лучше нанимать кого-либо из городских лиц женского пола, чтобы приходили в училище учить и опять уходили. Для этого можно найти в городе таких, из женского пола, которые могут согласиться, и за умеренную цену, нужды ради; время бо сие нуждно есть, и требует многих расходов, а денег везде мало. В-третьих, чтобы ни под каким предлогом не брать учителей мужского пола, как это делают в некоторых женских училищах. В вашем училище высокие науки не требуются, а первоначальному обучению могут научить и лица женского пола. Разве только для Закона Божия можно приглашать в некоторые дни пожилого священника.

Вот, я высказал вам свое грешное и скудоумное мнение, а вы сами изберите то, что найдете более полезным и пригодным к делу.

К содержанию

136. О ПОКОРНОСТИ ДУХОВНОЙ МАТЕРИ

От матери (духовной) тебе уклониться совсем нельзя, так как ты связана с ней пострижением. Ходи к ней со смирением, как бы тебя ни принимала, хоть по временам, однако можешь объяснить при удобном случае, что роптали все вместе (не перечисляя кто), а виновата осталась ты одна, потому что не желала выставить других. Если бы старица спросила, — кто, то отвечай со смирением, что теперь уже это поздно, и ни к чему хорошему не поведет, а лишь к большей путанице, и к большему немирствию; пусть буду я виновата одна, а другие как знают... Ходи, и спрашивай. Скажет: как знаешь, — и делай, как разумеешь. А все-таки спрашивай. Может быть, иногда и скажут прямо. Знай, что смирение все преодолевает и все может изгладить и уравнять, как свидетельствуют об этом единогласно духоносные отцы. Старайся иметь страх Божий и действовать по совести. Тогда силен Господь известить сердце возстающих. Хотя мы пред людьми, может быть, и правы в чем-нибудь, но когда не правы пред Богом, то должны без самооправдания переносить всякое злострадание, всякое неудобство и всякое утеснение, никого из людей не обвиняя в этом, но принимая все скорби, как посланные от руки Божией к очищению грехов наших, к исправлению нашему, и больше всего к смирению возносительного мудрования нашего. Поэтому повторяю тебе, чтобы ходила ты к матери со смирением, хоть по временам; со смирением говори ей, что нужно; со смирением принимай сказанное тебе от нее, как бы сказано ни было. Смирение и страх Божий всякие неудобства препобеждают, хоть бы и больше тех, которые ты высказала.

К содержанию

137. ПРЕЛЕСТЬ - ОТ СКРЫТНОСТИ И САМОЧИНИЯ

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругатися над созданием Твоим, которое Ты искупил честной Твоею Кровию". Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась; да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенной. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь.

К содержанию

138. ЯВНОМУ ЗАТВОРУ ДОЛЖНО ПРЕДПОЧИТАТЬ УЕДИНЕНИЕ ПО НЕМОЩИ

В последнем письме вашем к отцу К. писали вы о себе так: "При скудости сил, болезненности ног и слабости зрения едва брожу до храма Божия и, кажется, скоро вынужден буду отказаться от чреды священнослужения и сидеть безмолвно в келье, знать единого Бога, размышлять о дивных судьбах Его, и приготовляться, по мере сил, к непостыдной и неизбежной смерти. Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею".

Вот вы сами, наконец, высказали то, что я хотел вам написать в ответ на последнее письмо ваше ко мне, в котором выражали желание и решимость сесть в открытый затвор, тогда как Евангельским учением истязуется от нас делание тайное. А во-вторых, и не всегда мы можем соответствовать провозглашенному затвору житием нашим, по высказанной выше немощи. Поэтому лучше немощью и прикрывать уединение наше и безмолвное житие. Если в таком случае и не совсем достаточны будем для такой жизни, все-таки не будем строго судимы — ни от людей, ни от Бога. Думаю, что самое имя ваше, промыслительно вам назначенное, то есть имя святителя Митрофана, в схиме Макария, указывает на такой образ жизни, то есть на уединение, немощью прикрываемое, а не на явный затвор, который многого требует от носящего имя затворника.

Как думаю, так вам и написал, юнейший собрат старейшему, не желая оставить вас совершенно без ответа, с искренним смирением попросивших меня, скудоумного и недостойного, разглагольствовать о безмолвии, тогда как постоянно нахожусь во всегдашней молве.

К содержанию

139. УВЕЩАНИЕ ГОРДЫМ И САМОЛЮБИВЫМ

Понеже умножишася между нами горделивии и самолюбивии, и неразумие стужаем друг другу часто безсловесными стремлениями: сего ради нужда бысть сотворити поведание некое о сем в общую пользу, да хотящий вразумитися негли вразумятся и обратятся на полезнейшее.

Господь наш Иисус Христос, указуя нам удобную стезю ко спасению в исполнении животворных Его заповедей, глаголет во Евангелии: Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11: 29-30).

Но горделивые и самолюбивые из нас не хотят подклонить выи своей под легкое сие иго Христово, но добровольно впрягаются в тяжелое иго возношения и гневливости, и чрез то сами томятся и смущаются, и нередко других смущают и отягощают. Святой апостол Петр пишет в Послании своем: ...ecu единомудрени будите, милостиви, братолюбцы, (милосердны), благоутробни, мудролюбцы, смиреномудри: не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение: супротивное же, благословяще, ведяще, яко на се звани бысте, да благословение наследите (1 Пет. 3: 8-9). И святой апостол Павел в Послании к Евреям говорит: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12: 14).

К содержанию