Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Боль­ше мол­чи­те. А ес­ли что спро­сят, да­же в церк­ви, от­веть­те без вся­кой разд­ра­жи­тель­нос­ти, не по­ка­зы­вая уг­рю­мо­го ви­да.

преп. Варсонофий

Пом­ни мо­на­шес­кое пра­ви­ло – не на­чи­нать го­во­рить са­мо­му, не быв спро­шен­ным.

преп. Никон

Мол­ча­ние под­го­тов­ля­ет ду­шу к мо­лит­ве. Ти­ши­на,– как она бла­гот­вор­но действу­ет на ду­шу!

преп. Никон

180. НЕ УНЫВАТЬ В СКОРБИ И НЕ ЗАБЫВАТЬ О ПИЩЕ

Мужайся о Господе и да крепится сердце твое в постигшем искушении обитель вашу.

Читаем в псалмах: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна. Знаю, что ты от всего сердца любишь закон Божий. Поэтому крепись и мужайся против случившегося соблазна в обители. Правда, что нелегко понести подобный соблазн, как говорит о сем и святой апостол Павел: кто соблазняется и Аз не разжизаюся. Хотя и трудно переносить подобные обстоятельства, но малодушествовать ни в каком случае не следует. Помню, что тебе послана была мною книга писем Иоанна Златоуста к блаженной Олимпиаде. Из этих писем видно, какой соблазн происходил в Константинопольской Церкви во время гонения Иоанна Златоуста. Как много было тогда соблазнившихся и повредившихся душевно, но, несмотря на это, святитель Златоуст убеждал блаженную Олимпиаду не малодушествовать и не печалиться паче меры. А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой стал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласно с волей Божией, предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь: радоваться в различных искушениях, как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла. Всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите. Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалью, пора и отложить оную, и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного.

Если бы было мне возможно, немедленно отправился бы в N и насильно заставил бы тебя есть и пить. Но слабость не допускает меня. И это письмо диктую тебе, сидя на кровати, потому что ноги мои почти не терпят никакой обуви. А приходящие с открытого воздуха производят насморк, приносимый холодом. Но ты, по крайней мере, послушайся моего грешного посланного совета. Как получишь это письмо, садись и ешь селедку, или икру с очищенными солеными огурцами, и запивай квасом или пивом; также не мешало бы подбодрить пустой и тощий желудок и виноградным, как советовал святой апостол Павел слабому желудком Тимофею. Время всякой вещи, как говорит премудрый Сирах. Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься. Повторяю, как получишь это письмо, немедленно вели Е. подавать тебе все по-предписанному. Жаль, что издалека не могу угостить тебя по-лесному, а то было бы это благовременно. Я уже писал тебе, что и в старой Тихоновой обители было подобное искушение, но настоятель принял оное благодушно и с мужеством, и дело, по времени, помощью Божиею, хотя не вдруг, а уровнялось и пошло по-прежнему. Будем надеяться и ожидать хорошего исхода относительно и обители N, а также относительно и собственного душевного положения и расположения, по псаломскому слову святого Давида, взывавшего ко Господу: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19).

Господи, заступи, спаси и помилуй, и сохрани нас Твоею благодатию.

Приписка отца Амвросия: Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят, слушай, а что подают, кушай, особенно теперь понуждайся покушать, а то вредно.

К содержанию

181. УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ

Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем... И хорошо сделала. Елей означает милость. Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его; и несть лишения боящимся Его; и паки: многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь (Пс. 33: 20). Правда, нелегко перенести, когда, по псаломскому слову, человек мира моего, на него же уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание... И в другом месте, яко аще бы враг поносил ми, претерпех убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречивал, укрылбыхся от него. Ты же, человече равнодушие и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением, — и что твориши, забывая сказанное в Писании: обратится болезнь его на главу его; и паки: воздастся комуждо по делом его; и паки: несть тайна, яже не открыется. Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы.

Но, боголюбивая сестра, кто как хочет, а мы да изволяем благое, моляся псаломским словом благонадежно Господеви: Скорби сердца моего умножишася... и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко уповах на Тя, Господи (Пс. 24: 17-20). При этом полезно поминать и незлобие Самого Господа, как Он молился о распинателях Своих: Отче! Отпусти им грех их: не ведят бо что творят (Лк. 23: 34). Если и мы так будем поступать, то получим и в скорбях отраду душевную, как свидетельствует псаломское слово: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). Еже буди получити нам неизреченным милосердием Божием.

Очень желаю, чтобы письмо мое застало тебя оправившеюся от болезни и умиренную в духе.

К содержанию

182. НАЗИДАНИЯ СЫПЛЮТСЯ НА НАС СО ВСЕХ СТОРОН, ТОЛЬКО НАДО НЕ ОТВЕРГАТЬ ИХ

Встретив праздник Рождества Христова, поздравляю тебя с Новым годом. Сердечно желаю тебе всего нового, хорошего, полезного и душеполезного, назидательного и спасительного. Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно; ободряет нас святой апостол Павел, глаголя (2 Кор. 4: 16): аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельские слова Самого Господа: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Возрадуйтеся в той день и взыграйте, яко мзда ваша многа на небеси, и мзда вечная. На земле же все временно, и кратковременно, и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное.

Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: вcu... хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3: 12).

Правда, что неприятно и прискорбно видеть неожиданно случившееся расстройство в обители вашей. Но если сравнить это расстройство ваше с тем сильным расстройством, какое было в Константинополе во время гонения на святого Иоанна Златоуста, когда святая Олимпиада терялась в недоумениях, то при таком сравнении расстройство N против Константинопольского окажется очень маловажным. При таком сравнении есть для нас и утешительная мысль: святой Златоуст получил свою великую мзду от Бога, а святая Олимпиада не только успокоилась от своих недоумений, но и возрадовалась, и не перестает радоваться радостью неизглаголанной.

Понудимся и мы потерпеть болезненное и прискорбное. Есть старинная пословица: стерпится слюбится. А дело обители вашей силен Господь привести в должный порядок.

Я владыку вашего поздравляю с праздником и просил его, чтобы он ложные доносы принимал с рассмотрением, не доверял бы клеветам. Самое дело вернее слов.

К содержанию

183. НЕ ДОЛЖНО БЕЖАТЬ ОТ НАСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ ПОДОБНЫМ ИОНЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ БЕЖАТЬ В ФАРСИС, А ПОПАЛ ВО ЧРЕВО КИТОВО

Мир тебе, и Божие благословение, и всякое утверждение в истине. N от твоего имени пишет, что ты написала было прошение об увольнении тебя от начальства. Но невидимка опрокинула стаканчик лампадки и залила маслом это прошение. Так дело это и осталось.

Знаю сестра, что тебе очень трудно — и от обстоятельств, и от резких и неуместных выходок, которые сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от Лица Божия побежал в Фарсис, да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою, а зной огненных стрел вражиих опалять главу. От Лица Божия никуда не можем уйти. Всякому христианину назначается свой крест, и указуется свой путь, и в Евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская. И настоятельство есть также послушание. Святой апостол Павел пишет и о Спасителе, что Он был послушлив до смерти, смерти же крестныя. А вообще ко всем нам апостол Петр глаголет (1 Пет. 1: 13-14): возлюбленнии... яко чада послушания... трезвящеся, совершение уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении. И Сам Господь во Евангелии глаголет (Ин. 6: 38): не приидох да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца, и к верховному апостолу рек: Петре! Любиши ли Мя паче сих?..

Паси агнцы Моя (Ин. 21: 15). Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая сказанное слово: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13). И апостол пишет: кийждо примет мзду по своему труду. Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкие и неуместные выходки смирить виновного в свое время. Также, если воля Божия будет, то и безмолвие, в свое время, подастся желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание паче жертвы; послушание — паче поста и молитвы. Всем назначено послушание — и младшим и старшим. Послушание для всех полезно и спасительно. (Конец утрачен.)

К содержанию

184. ДОЛЖНО ПОМНИТЬ СЛОВА: ВСЯ ЖЕ ХОТЯЩИЙ БЛАГОЧЕСТНО ЖИТИ... ГОНИМИ БУДУТ

Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем апостольских слов: ecu же хотящий благочестно жити... гоними будут (2 Тим. 3: 12), если не по-древнему, различными муками, то по-новому, различным поношением. Но чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: Блажени будете, егда поносят вам... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 11-12).

Если же еще, по немощи нашей, не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нервов не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Если же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, и покаемся. Познание своей немощи и смирение — тверже всякой иной добродетели.

Святой апостол Павел пишет о себе так: За премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти (2 Кор. 12: 7). Александр ковач много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий.

Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобной женщиной топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение десяти лет и более. Зная и памятуя это, и мы да подклоняем или преклоняем выю нашу, когда возлагается на нас тягота скорбных обстоятельств, или поношения, или какого стеснения, имея надежду, что впоследствии выйдет что-либо полезное для тех, о ком поручено нам заботиться в духовном и внешнем отношении. Дивны дела Господни и неизследимы путие Его. Не напрасно и не вотще взывал святой Давид ко Господу: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). Да веруем и да надеемся мы, что за понесенные скорби силен Господь утешить и нас, каждого в свое время и по устроению каждого. Преподобный Петр Дамаскин пишет: "Великий дар Божий открывается и в том, что Господь ищет спасения нашего и устрояет оное всеми способами".

Молись о мне, грешном, глаголющем и не творящем.

К содержанию

185. ПРИВЕТСТВИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Вступив в Новый год, благожелательно приветствую тебя со всем новым, хорошим и успокоительным, против того, что было в прошлом году.

Владыку вашего я поздравлял с праздником и Новым годом, объясняя нечто и о общине N. В ответ от него получил следующее: "Со своей стороны, при помощи от Господа, постараюсь водворить мир в среде сестер и должное повиновение начальнице".

Поздравляю тебя с приближающимся днем рясофорного твоего пострижения и сердечно желаю тебе подражать Той, о Нейже сказано в псалмах (Пс. 44: 10): в ризах позлащенных одеяна и преукрашена, и Которой теперь Церковь воспевает присно: "Радуйся, Благодатная!" Прежде же было сказано: Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2: 35). А апостол пишет (Евр. 2: 18): Сам искушен быв, может и искушаемым помощи. Сама Владычица наша, Пресвятая Дева Богородица, столько испытала скорбей, болезней сердечных, как никто другой, и теперь помогает всем скорбящим, прибегающим к Ней[9].

На этих днях мне прихворнулось паче обычного. От приходящих простудил лицо, в испарине. Простуда перешла на больную внутренность и сделалось вроде желудочной лихорадки, и теперь еще не совсем прошло, а приходящие и приезжающие требуют свое: можно-не можно — принимай. Не примешь — на душе непокойно. Вот тут и разумевай, пожалуй и недоумевай, только поведенное твори. Но не всякий может, как Архангел Гавриил, поведенное в разуме прием.

Приветствую о Господе всех N чудотвориц.

Мир тебе! И молись о мне, грешном.

К содержанию

186. НАСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

...Слышу, что ты желала бы слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Священного Писания сама знаешь.

Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугуюший телом и душой. Пожалуй, по желанию твоему, слушай. Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы не хмель — не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло — и хорошо очищенное и хорошо соблюденное. За битого двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то после слюбится. Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные. Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов, не знаю, выберешь ли ты из них что-либо для себя толковое и пригодное к делу. (Окончание не доставлено.)

К содержанию

187. БЕЗ СКОРБЕЙ НИКТО НЕ ПРЕБЫВАЕТ, А ОСОБЕННО В НАСТОЯТЕЛЬСТВЕ

Поздравляю тебя со всерадостным праздником Воскресения Христова. По милосердию Воскресшего Господа духовной радостью да растворяются и в продолжение целого года имеющие быть тебе скорби и неприятности, особенно настоятельские. Совсем без скорбей и простые люди, и простые послушники и послушницы не пребывают; кольми паче послушание настоятельское сопряжено со многими скорбными неудобствами. Ты хочешь сделать так, а выходит, попущением Божиим, иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения и смирения и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем. Правда, что тяжело бороться с немощами человеческими, и терпеть недостатки окружающих нас; но зато понесением такой тяготы доказывается исполнение закона Божия, как свидетельствует апостол; друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов...

О здоровье своем не знаю как и сказать тебе. Писал тебе о тяготах. И я, особенно последние три недели, чувствую какую-то тяготу в теле, так что по утрам с трудом разламываюсь, чтобы взяться за обычное многоглаголание с посетителями; и потом так наглаголешься, что едва добредешь до кровати, в час или более. Вот ты суди и рассуди прю мою с человеки праведными и неправедными. На лбу ни у кого не написано, кто он таков, а говорит, что ему потолковать нужно, и не хочет знать, что мне недосужно. Да и от немощи и усталости это очень натужно. Есть пословица: "Как не кинь, все выходит клин". Не принимать нельзя, а всех принять нет возможности, и сил недостает.

По пасхальному приветствую N многовещанную и мать казначею, иногда аки рыбу безгласную, а иногда поющую и возвышающую глас. По праздничному приветствую и всех жительниц N. Есть нескладная пословица: "Гусь да гагара — неладная пара, а часто в озере вместе плавают". Есть и другая пословица: "Нескладно, да ладно".

(Приписка отца Амвросия:) хоть - так — да ладно да будет! Многогрешный иеросхимонах Амвросий.

К содержанию

188. О СМЕРТИ МОНАХИНИ ЛАДЫЖЕНСКОЙ И О СВОИХ ЗАБОТАХ

И недосужно мне, и не совсем здоровится, а спешу уведомить тебя о смерти Б., швеи-монахини Евдокии А.Ладыженской. Вчера, 21 мая, в 6 часов вечера мирно скончалась, без особенных страданий, от чахотки, которая началась еще в феврале месяце. Несмотря на болезнь ее, Евдокия усердно занималась вышиванием ризы: за ее усердие и вы поминайте усердно душу покойной.

В настоящее время в Оптине уже несколько дней находится N, настоятельница с двумя сестрами. С собой привезли и Саратовскую монахиню А. Народное стечение и приезд многих мешает скоро отпустить их. Также мешает и переменчивая у нас погода: то очень тепло, то вдруг очень холодно, а через это я и подхватываю простуды. Но никто не хочет и слушать, что мне нездоровится. А почти все толкуют, почему их не принимаю скоро. Вот тут и управляйся — как хочешь и как знаешь. Не раз и вспомнишь простую русскую пословицу: "Бей в решето, когда в сито не пошло". А пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: "Экой ты дров". Хотел назвать дубиной, да не сумел.

К содержанию

189. О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕ ВСЕ ИДУТ В МОНАШЕСТВО ПО ПРИЗВАНИЮ

Слышу, что ты скорбишь о том, что из сестер, живущих в общине вашей, мало оказывается таких, которые поступили в обитель по призванию, а большая часть поступивших — или из-за стесненных обстоятельств родителей, или по другим причинам.

А в Евангелии читаем, что и из званых мало обретается избранных, то есть имеющих настоящее благое произволение к благочестивой жизни, как сказано (Мф. 20: 16): мнози бо суть звони, мало же избранных. Но, несмотря на это, Господь ободряет нас, глаголя: Ее бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш (Небесный) дати вам Царство (Лк. 12: 32); и повелевает не восторгать прежде времени плевелы среди пшеницы, а оставлять обоя расти до жатвы, когда пшеницу соберут в житницу, а плевелы предадут огню неугасающему. Иное дело, когда сами плевельные сестры ушли из обители, о чем читаем свидетельство апостольское: неверный, аще отлучается, да разлучится.

Также слышу, что нога твоя по-прежнему разболелась и не дает тебе покоя. Недавно я раскрыл "Добротолюбие", и открылась 94-я глава блаженного Диодоха, в которой он толкует слова апостола: Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12: 9). Под немощами апостол разумеет возстание врагов Креста Христова, из-за которого тогдашние святые много терпели бедствий и скорбей, и выставляет апостол причину, — да не превозносятся превосхождением откровений, но паче да пребывают во смирении частых ради уничижений. Ныне же понеже мир Церквам множится о Господе, под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства, или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники благочестия. В притчах сказано: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Подобает убо со благодарением терпети совет Господень; тогда бо нам вместо второго мучения вменяются частые недуги, и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам благочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: Терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39: 2).

Все это пишу я тебе, во-первых, для того, чтобы ты не думала теперь оставлять порученное тебе дело, а при болезни и сопротивлении непокорных занималась устроением новой обители, — да получишь многую и великую мзду от Господа, как свидетельствует слово Божие: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши. И паки: болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13).

Во-вторых, для того, чтобы ты проходила свое послушание без скуки и отягощения или отвращения, памятуй апостольское слово: ко всем долготерпите, всегда радуйтесь.

К содержанию