Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сколь­ко же вред­на сла­ва че­ло­ве­чес­кая! Хоть бы и точ­но че­ло­век имел что-ли­бо дос­той­ное пох­ва­лы, но ког­да ус­лаж­да­ет­ся шу­мом слов оных, то уже ли­ша­ет­ся бу­ду­щей сла­вы, по уче­нию свя­тых от­цев.

преп. Макарий

По­мысл о се­бе вы­со­ко­го мне­ния есть тяж­кий грех пред Бо­гом, а лю­ди, им одер­жи­мые, не толь­ко не ка­ют­ся в нем, но и за грех не счи­та­ют. Бе­ре­гись се­го зло­го ко­ре­ния!

преп. Макарий

Ес­ли бу­дут хва­лить, долж­но мол­чать – ни­че­го не го­во­рить.

преп. Амвросий

60. ЧАДЦАМИ ХРИСТОВЫМИ ИМЕНУЮТСЯ ТЕ, В КОИХ ЕЩЕ НЕ "ВООБРАЗИЛСЯ ХРИСТОС"

Значение слов "чадо" и "чадце". Ты желаешь знать различие между "чадом" и "чадцем". "Чадцами" апостол называет тех, в коих еще не вообразился Христос, понесший безстрастно заплевания и заушения и всякий вид уничижения. Кто желает называться чадом Христовым, тот должен терпеливо и безропотно понести все то, что понес Христос, и должен искренно молиться за обидящих, как Он молился за распинающих. Мир тебе!

К содержанию

61. О СОЖИТЕЛЬНИЦЕ. ОБ ИГУМЕНСТВЕ... НАД СОБОЮ[2]

Касательно М.В. ничего не могу сказать, потому что сам ее не знаю, а знающие ее: М.Н. в Троекурове, а сестра твоя лежит больная в Белеве. Впрочем, все-таки думаю, что вы едва ли сойдетесь с нею; она, как ты пишешь, под руководством не жила, а ты под руководством не ужилась. Поэтому немудрено, что вы обе будете настойчивы в своих понятиях и привычках.

Относительно игуменства.

Благословляю тебе быть игуменией... над самой собой и над своими дурными привычками. А остального благословить тебе не могу, потому что это начинание не только не может быть полезно, но и опасно.

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский; не упрямый, а твердый; и во внешнем — по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.

В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения... Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти... Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И, прежде всего, никого не вини.

К содержанию

62. О НАСТАВНИЦЕ. КАК СТЯЖАТЬ РАЗУМ ДУХОВНЫЙ

Ты желала бы иметь, в своем месте, такую наставницу, к которой могла бы, в борении помыслов, обратиться; но я не знаю, кого бы тебе назначить, кто бы была тебе угодна и полезна.

К отцу Илиодору в Глинскую пустынь можешь писать, и можешь принимать его мнения и советы; остальных же, коих мнения все врознь, сама видишь, что принимать нельзя. Ездить в Глинскую пустынь погоди; посиди дома и посмотри, что и как будет с тобой, и что с другими.

Спрашиваешь меня, каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей.

Еще спрашиваешь — отчего в душе твоей такой мрак? Кроме других причин, оттого, что имея старицу, ты не хотела покоряться ей, и даже противилась, грубила и досаждала ей; а все это, как ты сама сознаешь, плоды гордости.

Ты пишешь, что много спишь и в отношении пищи делаешь себе снисхождение. Сознавая в сем немощь свою, укоряй себя, и удерживайся, по крайней мере, от осуждения людей.

Иисусову молитву можешь употреблять, особенно при борении дурных помыслов, но только устно. А вместо нее, иногда, и: "Боже, милостив буди мне грешной". Лучше и эту молитву, чем ничего.

Еще пишешь, что стоя в церкви однажды возымела сильное желание войти в Царство Небесное и насладиться пением Ангелов! Это тебе, по твоему устроению, не может быть полезно, а скорее противное сему. В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом ко грешникам во аде, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и прочем, и молился об избавлении от оных; и другие старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным.

В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не сознавала потребности в ней). Всегда так бывает. Когда обладаем добром, то его не ценим; а теперь, по пословице, посиди у моря, подожди погоды; умнее и смиреннее будешь.

К содержанию

63. ГОРДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СТАРЦА СТРОГОГО. ЗА ОТСУТСТВИЕМ СТАРЦА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАПОВЕДЯМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ. СТРАСТНЫМ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО

Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойного отца Макария. Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова святого Лествичника; он говорит: "Кто склонен к гордости и самочинию (или, как говорят другие отцы, имеет выю непреклоняющуюся и волю непокоряющуюся), тот должен выбрать себе наставника строгого и непопустительного". Тебе многократно было говорено — покорись, и получишь пользу душевную. Но ты пребывала непреклонна и даже, наконец, сопротивлялась наставнице с досаждением и негодованием. Вот теперь, поневоле, пришлось вкушать от горьких плодов самоверия и непокорного разумения. Сбывается на нас слово апостола: Аще кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети (1 Кор. 8: 2), и слово опытных: "своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит". Ты прежде не хотела покоряться и как должно обращаться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание обратиться хоть к какой-нибудь старице, или иметь собеседником дельную сестру. Вешь эта, в настоящее время, очень мудреная. Ты указываешь на старушку игумению. Я ее не знаю, а слышал, что она могла бы приносить другим пользу, если бы обстановка и положение ее были другие; а при этом неудобстве неудобно и духовное отношение. Сама это рассмотри на месте и потолкуй с теми, кто понимает дело.

Мне жаль тебя, очень жаль, а положительно и утвердительно сказать ничего не могу касательно духовного отношения. Пока найдешь это отношение, руководствуйся заповедями Евангельскими; на них опираясь, смотри, что делается внутри тебя и не ретись нерассудно на одно внешнее уединение, которое в страстном может питать самомнение, гневливость и осуждение других. Обращай на эти признаки твое внимание и понуждайся обучать себя самоукорению, во всяком случае, возлагая вину на себя, а не на других.

Помни всегда отеческое слово: "Келья высит, а люди искушают". Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

К содержанию

64. ПОЛЕЗНО СИДЕТЬ В КЕЛЬЕ

Мать N и мать N! Что-то не возвещается грешной душе моей, чтобы вам ехать в Киев нынешним летом. Не лучше ли оставить поездку эту до весны? Из писем ваших видно, что неудачна была ваша первая поездка. Что же будет, если неудачна будет и вторая? Неудача показывает, что вам надо посидеть в келье до времени, и обсидеться, и осмотреться, и сообразиться со своими делами и помыслами. Сказано в Писании: аще дух владеющего найдет на тя, места твоего не остави. "Дух владеющего" значит — искушающего. Искушение находит, а мы неискусны в борьбе, и особенно слабы на язык. Что в голову придет, то и толкуем. Растревожат наше самолюбие, и мы выводим наружу такие вещи, которые говорены были собственно для пользы нашей, к нашему вразумлению и разъяснению дела, которого мы не хотели понять, по нашему обычному самоверию и близорукости. Последние слова обращаю к тебе, мать N. Просто и вкратце должен я сказать, что не знаю как с тобой обращаться. Если молчу, то дожидаюсь, чтобы ты сама объяснила, как должно, свои обстоятельства и свое душевное состояние, но ты, объясняя многое, не объясняешь главной своей немощи. Брался было я сам объяснить тебе эту немощь, от которой происходят у тебя все твои путаницы. Но ты, не знаю почему, обращаешь это опять в повод к новым путаницам не только для себя, но и для других. Думаю, что ты можешь понять, к чему и о чем говорится. Сказано в Писании: от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12: 37). Если нас с тобой будут судить по словам болтливости, особенно по тем словам, от которых много произошло враждебных путаниц, то куда нам деваться! Хоть отныне покаемся, и отныне да положим начало вести себя благоразумно и осторожно в отношении зловредной болтливости. Не вотще брат Божий, святой апостол Иаков, написал: язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удех наших, скверня все тело и паля коло рождения нашего и опаляяся от геенны (Иак. 3: 6). Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки, созданные по подобию Божию.

Но ты скажешь: "Я никого не кляла, и не кляну". А я тебе скажу: если внимательно испытаешь и без самооправдания Писание Божественное и отеческое, то во многих местах найдешь, что безтолковая и безсмысленная болтовня объясняется или словом клеветы, или клятвы, как у святого апостола Иакова в сказанном выше месте... Прости, что тебе так резко пишу. Необходимость заставила прибегнуть к средству, о котором старинные люди говорят: "Клин клином выгоняется". И к этому прибавлю: если положишь начало благое — благоразумного умалчивания о тех случаях и словах, которые не должно высказывать по причине могущей последовать путаницы, то я тогда попрошу прощения. Господь да помилует и да вразумит нас к душеполезному, и да избавит от всего зловредного; прежде же всего от самооправдания, и особенно от самомнения и самоверия, которые заставляют нас высказывать свои понятия и разумения так положительно и утвердительно, как бы действительно было так, — что мы разумеем и понимаем паче всех, могущих разумевати. Но если бы вместо самомнения хоть мало бы мы приблизились к смирению и самоукорению, и к недоверию своему сердцу (потому что оно еще не очищено), тогда бы иначе стали думать и иначе говорить, особенно тогда, когда должно осторожно говорить, с рассуждением и сбережением себя и других. Чтобы сказать разом все, повторю слова Писания, говоренные тебе лично: Аще кто мнится верен быти в вас и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1: 26). Всеблагий Господь да поможет мне и тебе, и сестре твоей, и другим произволяющим разуметь и исполнить сказанное, и сохраниться от душевредного языкоболия.

К содержанию

65. НУЖНО ДЕРЖАТЬСЯ СРЕДНЕГО ПУТИ СПАСЕНИЯ

Посылаю тебе, обще с сестрою, последнюю часть писем покойного блаженного отца Макария для духовного вашего назидания.

В письме своем, от 22 сентября, просишь меня помолиться, чтобы тебе правильно совершать путь твоего спасения. От всей души желаю, чтобы ты не уклонялась ни на десную, ни на шуюю сторону, а шла путем средним, царским, который указан нам Самим Царем царей и Господом господей в животворных Его заповедях, начиная с сих: не гневайтесь, не осуждайте, изми первее бервно из очесе твоего, как Он изрек Сам; и также, как учит через апостола своего, прежде всего прилежну имейте любовь друг к другу.

Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение, хотя и не примечаешь сего и готова оправдываться, но бывает так.

Спрашиваешь, с чего тебе начать, чтобы не прогневать Господа своим нерадением? Чтобы более не прогневлять Господа, надо начать с покаяния, и со смирения, и с совести пред Богом, Который зрит и тайные наши мысли.

Желаешь читать разные акафисты по усердию?.. Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто, и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай. К молитве Иисусовой старайся прибегать часто, во всякое время, также и в церкви, особенно если не слышно чтения, — за хождением и каждением.

К содержанию

66. САМОЧИННОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО ОПАСНО

Писала ты мне, что прочитываешь до 10 кафисм Псалтири в келье, кроме церковных служб; а со стороны слышу, что ты очень изнурилась. Напиши мне искренно тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения; а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если это добро, то зачем оно втайне от духовного отца? Смотри, душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Напиши мне искренно. Все таймитищное душевредно. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния.

К содержанию

67. ОДНИ ПРАВИЛА И ПОСТЫ, БЕЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ, НЕ СПАСУТ

О поездке в Киев мое мнение такое, что куда вам, больным, теперь ехать? Можно бы отложить до весны, посмотреть, какие тогда будут обстоятельства и, сообразив все, списаться. И мое мнение, если ехать, то ехать обеим вместе; теперь же ехать одной, с Н.В., может быть понуждает мысль мнимоподвижническая, по внушению противной стороны.

Потаенное, зазорное. — Ред.

Мать N! Прочти в четвертой части писем отца Макария (письма № 91-99) и хорошенько вникни в сказанное там, а письмо № 98 прочтите обе вместе. А что там сказано: "не может быть никакой пользы", об этом не смущайтесь; никакой не может быть пользы затягиваться на одних правилах и постах, как и сами можете теперь на себе видеть. Увидит одна у другой ночью свет в келье, и сама — бух поклоны; а там, может быть, просто лампадка ярко разгорелась; и если только в этом будете соревновать друг другу, то действительно никакой не может быть пользы. Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот — соблюди заповеди.

Негодование старших должно терпеть, считая это попущением Божиим, в наказание за наше возношение и самомнение, и особенно за сближение и толки с такими людьми, с которыми никак не следовало сближаться и толковать о чем-либо. Путающиеся бо обыкновенно путают и приближающихся к ним. Вперед наука.

Что касается слов: хранение совести — это разумеется двояко. Есть хранение совести истинное, и есть другое, глаголемое — точию о немже и глаголют. Требование последнего сохранять неудобно более первого. Разумейте разумевающие!

К содержанию

68. НЕРАЗУМНОЕ ПРИСТРАСТИЕ ПРИНОСИТ МНОГО ЗЛА

Мать N! Карточку глубокомысленную, со многим огнем в глазах, я бросил в печку — там еще больше огня. Желаю, чтобы с этим вместе истребилось и ослепление твое. Тебя враг путает пристрастием, и ты не хочешь сего заметить и не хочешь в том сознаться. Самость и презорство твое заставили тебя принять в свою келью человека, которого начальствующие лица не приняли; а тщеславие твое понудило подарить ему скатерть и серебряные ложки, пристрастие же побудило отдать ему и благословение матери — в золотой ризе образок. Есть ли тут смысл? Есть ли тут хоть капля здравого рассуждения? Сказано в Писании: благословение родителей утверждает домы чад; а ты отдала оное, — и кому же? Человеку, который в то же время пожелал в своих комнатах иметь портрет женщины — сестры твоей. И как это покажется сестре, когда знакомые ваши увидят его в жилье духовного лица? Ко всему этому приложила и хитрость. Желая ему подарить (может и не так) свою карточку, предоставляешь в извет[3] брата своего, который оскорбил тебя и сестру. Также собиралась и в Киев ехать, должно быть с примесью?... Опомнись, осмотрись, сестра, и покайся, чтобы положить вперед твердое начало. Самоверие всему вина.

К содержанию

69. САМОЧИННОЕ И САМОНАДЕЯННОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАГУБНО

Сестра о Господе мать N! Господь да простит тебе испытания, описанные в письме от 12 октября, и да утвердит осторожностью на будущее время от сетей прелести вражией, грубой и тончайшей. От Духа Святаго во псалмах страшное о сем написано слово: исчезоша испытающие испытания. Поэтому прошу тебя, берегись вперед, чтобы не подвергнуться сказанному исчезновению, самочинным и самонадеянным испытаниям, каким бы то ни было, от вражьего подущения и наругания. Сперва лучше исполнить благословенное.

К содержанию