Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Брач­ная жизнь – Бо­гом бла­гос­ло­вен­ная жизнь, и ино­чес­кая жизнь – свя­тая и ан­гельс­кая жизнь; и та и дру­гая бо­го­у­год­ная жизнь.

преп. Антоний

Не брак, а пре­лю­бо­де­я­ние долж­но счи­тать и гнус­ным, и сквер­ным, и прок­ля­тым, и про­тив­ным де­лом Бо­гу и Ан­ге­лам Его, и бла­го­чес­ти­вым лю­дям, ко­е­го, т.е. пре­лю­бо­де­я­ния, долж­но гну­шать­ся как пре­ве­ли­кой мер­зос­ти всем че­ло­ве­кам, и луч­ше сог­ла­сить­ся сток­рат­но уме­реть, не­же­ли оск­вер­нить се­бя столь гнус­ным по­ро­ком, и прог­не­вать Бо­га, и ли­шить­ся Не­бес­но­го Царствия Его. А по­се­му всем нам, и муж­чи­нам, и жен­щи­нам, долж­но при соб­ра­ни­ях из­бе­гать аму­ров, лю­бо­дей­ных взгля­дов, дву­смыс­лен­ных слов, без­чин­ных те­лод­ви­же­ний и слиш­ком неск­ром­ных на­ря­дов, но во всем при­дер­жи­вать­ся скром­нос­ти и хрис­ти­а­нс­ко­го бла­гоп­ри­ли­чия.

преп. Антоний

Сле­ди за дви­же­ни­ем сво­е­го серд­ца и низ­ла­гай воз­ни­ка­ю­щие страс­ти, а па­че гор­дос­ти, гне­ва, ярос­ти, заз­ре­ния и осуж­де­ния ближ­них. Что нам пла­кать о чу­жих мерт­ве­цах, ког­да свой мерт­вец ле­жит пе­ред на­ми – умер­щвлен­ная гре­ха­ми ду­ша на­ша.

преп. Макарий

47. Без матушкиного благословения нельзя принимать сестер на откровение. Надо исповедовать только те помыслы, которые борют душу

Отвечаю на вопрос твой, что делать тебе с теми сестрами, которые уже были приняты на откровение. - Этих, так и быть, принимай, а еще внове без благословения м. игумении никого не принимай.

Духовную дочь твоей бабушки, желающую быть твоей духовной дочерью, принимать тебе не надо.

Относительно сомнения, которое помыслом у тебя было, почему я запрещаю без матушкиного благословения принимать сестер на откровение и какие могут быть от этого скорби, скажу так - матушка может заподозрить тебя в том, что ты подбираешь себе сестер потому, что имеешь желание быть начальницею. Кроме того, может быть много козней бесовских. Когда же с ее позволения, то этого быть не может. А так, если кто из сестер спросит твоего совета и ты знаешь, то не отказывайся сказать требующему, ...о деле только надо говорить.

Спрашиваешь, какие исповедовать надо помыслы. - Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более смущать.

Неужели жить в такой суете, вопрошаешь, полезно для души твоей, когда жаждешь совсем другого занятия? У Нила Сорского и в книге св. Иоанна Лест. сказано, что уединенная жизнь не всякому полезна, особенно не победившему страстей, высокоумия, гнева, лукавства и подобных, ... ибо им должно прежде в сообщении с людьми стараться побеждать сии страсти. И многие отцы согласуются с их учением.

На вопрос твой о хранении помыслов и ума, прочти во 2-ой гл. у Никифора, статью св. Иоанна Лествичника... Нехудо бы прочесть и все статьи у Никифора и Феофана Митрополита.

К содержанию

48. Как поступить, если неудобно исполнять все правила аккуратно. Нам надо всегда ожидать скорбей. Козни бесовские. В день принятия Св. Тайн не следует спать совсем. Надо покаяться священнику в помыслах “что-нибудь над собой сделать” и взять от него епитимию. Молитвы после бдения. Можно ли научиться молитве Иисусовой, живя в суете? Почему чем больше начинаешь противиться страстям, тем они более восстают? Много доверять своей совести не должно

Писала, что в бытность твою с м. игуменией в Москве неудобно тебе было исполнять все правила аккуратно. В подобных случаях, если когда опять случится вместе с ними быть, сообразуйся во всем с ними, не надо выставлять себя особняком. Молитву можешь лежа читать. За благорасположенность к тебе м. игумении и сестер благодари Бога и взаимно старайся им услуживать. А счастливое ... состояние свое понимай так: Бог видит, что ты не можешь еще понести скорбей, потому, как отец, бережет тебя и утешает.

А между тем, нам надо ожидать всегда скорбей и быть готовыми благодушно переносить всякую, которая найдет. В отношении веры и усердия к тебе сестер при откровении, отнеси все эти успехи к тайне откровения - ты здесь не без Бога, только Его действующее орудие. В принятии же сестер на откровение не отказывай, но надо, чтобы это было с благословения и соизволения м. игумении.

Помыслы, что к тебе не надо писать откровения и что ты стала хуже будто бы вследствие откровения, - от врага, это его внушение. А что ты стала лучше видеть себя и свои недостатки - это так и должно быть. И чем более очистишь свое сердце, тем лучше будешь видеть свою нечистоту.

В исповеди упоминала о помыслах не посылать мне своего письмеца - это опять козни бесовские.

В день принятия Св. Тайн даже не следует совсем спать.

Чтобы, со стороны монахинь, не могло быть пристрастия через откровение, близко к себе их не подпускай и не разрешай целовать руку. Келейной Ан-ии не позволяй целовать руки и платья - это означает пристрастие ее к тебе. Может ли она полюбить и чувствовать такую любовь, видишь на практике. За ревность ее ты сделала ей должное замечание, она надулась, но ты не обращала на это особенного внимания - так и следует. В помыслах ее “что-нибудь над собой сделать”, т.е. как-нибудь убить себя, надо, чтобы она священнику покаялась и взяла от него эпитимию. И за тайный ее грех пусть она по пять поклонов кладет каждый день, пока совсем оставит его.

Спрашиваешь, как поступить, когда не успеешь выполнить полного правила? - Пятисотницу не оставляй; а прочее - по силам и времени исполняй, что успеешь.

Перекрестить можно тех сестер, которые просят, но только чтобы не при людях.

Если ночью мало придется спать, с силами сообразуйся и подкрепляй себя сном после правила.

Писала, что матушке Феоф. неприятно, что ты принимаешь сестер и занимаешься с ними. Недоумеваешь, что тебе делать? - Терпеть надо от нее все и благодарить Бога, что он очищает тебя от грехов. Сестер же не оставляй принимать. А то, что она еще не знает об откровении к тебе сестер, это хорошо, так и надо.

После бдения, когда оное бывает, ничего не читать, кроме “Владыко человеколюбче” и последующих молитв: “Ослаби, остави”, “Ненавидящих и обидящих” и исповедания. А утром - одни утренние молитвы.

Ту рясофорную монахиню, которая просила тебя быть ей духовною матерью, можно принять, если будет на то благословение м. игумении.

Думаешь, не от врага ли это, что сестры к тебе располагаются? - Есть русская пословица, что “на безрыбье и рак рыба”.

Спрашиваешь, можно ли научиться молитве Иисусовой, живя в такой суете? - Можно. Прочти у св. Симеона Нового Богослова в 1-ой части “Добротолюбия” “Слово о вере к тем иже глаголют, яко же невозможно пребывающим в мире и имеющим попечение житейское достигнуть до совершенства добродетели”.

Просила объяснить, почему трудно бывает тебе от беспрестанного нападения страстей. Чем больше начинаешь противиться им, тем они более возстают? Есть в старческом предании повесть, как бес говорил одному подвижнику, встававшему на молитву: “Ложись и спи, с ленивыми мы не воюем”, - так и тут сопротивление вызывает борьбу. При борьбе с помыслами не следует смущаться и, не смущаясь, надо призывать Господа. Где смущаешься, там дух неправедный действует. Отбивать искушения и вести борьбу с ними не всякому можно. Писание говорит: “мирствующии твои мнози, а советницы один из тысящи” (Сир., 6, 6).

На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так - много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена еще, как надо.

Желание твое ходить каждый день в храм - Бог благословит, ходи.

Говорить полезное, когда вопрашают, нет греха, можно.

Если когда бывают относительно меня какие-либо непристойные помыслы или чувства, не падай духом и не смущайся, а пиши.

Думаешь, если м. игумения не отпустит тебя к нам, предложить ей послать тебя для сбора. - Не надо самой набиваться на это, может, Господь и без сего устроит твой к нам путь.

Во всех твоих поползновениях, описанных в исповеди, Бог да простит и разрешит, и я прощаю и разрешаю.

К содержанию

49. Действия Промысла Божия. Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби. На одно и то же дело лучше несколько раз взять благословение

Поздравляю тебя с приближающимся светлым праздником Воскресения Христова и желаю тебе провести его в надежде нашего воскресения и жизни вечной, которую Господь, по милости Своей, дарует нам, ежели мы, по силам, будем работать Ему. Поздравляю тебя также с получением должности казначеи. Господь да поможет тебе нести ее, сообразуясь с Его святою волей, и проходить ее по совести. Из письма твоего, в котором описываешь, как устроилось твое новое назначение, вижу действия Промысла Божия. Сначала были тебе скорби - не хотели тебя допустить в казначеи, а Бог судил иначе. Так надо и впредь смотреть на это дело. Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби. Утешительно благое расположение, с которым преосвященный викарий решил твое назначение. И теперь тебе нужно ждать скорби по слову Писания: “аще принял еси заповедь, жди от нея искушения”.

Объясняя отношение твое к м. игумении, ты пишешь, что думаешь, лучше несколько раз благословение взять на одно и то же дело, чтобы матушка, как-нибудь забывши, не подумала, что дело сделано без ее благословения. Это хорошо, так и делай.

Говорить матушке о сестрах нужно с разсуждением. Нужно сказывать ей о них только то, отчего может происходить вред обители, а отчего вреда обители не может быть - о том помалкивать. Обличать сестер и старших надо, но так, как пророк Нафан обличал Давида.

Монахинь на откровения от других не принимай, а отсылай их к той, которая принимала от мантии. Пускай они им объясняют.

По поводу слухов, будто М. хвалится сестрам, что делает тебе подарки и что ты особенно расположена к ней, хорошо бы ее остеречь.

Когда ездишь с артосом и благотворители много дают тебе, то ничего, бери себе, ежели имеешь нужду; а не имеешь нужды - отдавай в монастырь.

Между Ф. и М. время покажет, кто из них прав и кто виноват. А также время покажет, искренно ли смирение Ф. и желание ее относиться к тебе и во всем тебя слушать.

То, что м. Ф. отношение сестер к тебе приписывает их пристрастной любви к тебе, то она это понимает сообразно с собственным своим устроением. А того, что она на твои слова лучше нам разстаться говорит, что она не ручается за себя и за то, что может с ней случиться, опасаться нечего, ничего не случится.

К содержанию

50. Бог знает, какими путями устроить, чтобы тебе увидать меня

Получил письмо твое, в котором ты высказываешь сильное желание побывать в Оптиной и, не находя другой причины, которая была бы в глазах матушки игумении достаточна для того, чтобы отправить тебя, хочешь просить благословления ехать за сбором. - Нет, не советую тебе быть сборщицей. На хлопоты же твои о том, чтобы побывать в Оптиной, скажу тебе, что не наше это дело, оставь эти заботы. Бог знает, какими путями устроить, чтобы тебе увидать меня. А то, что ты потерпишь от неисполнения желания твоего побывать в Оптиной и повидаться со мною, то это послужит тебе на спасение души твоей и за это получишь награду.

На здоровье свое жаловаться не могу: Великим Постом помогал мне тресковый жир, облегчал лишь грудь. Теперь жду еще большего укрепления от воды “обер зольц браун”, которую советовал мне варвиньский доктор. Начал ее принимать, но пока сырая погода мешает движению и ходьбе на воздухе, которое советуют обыкновенно при водах.

К содержанию

51. О хранении от знакомств с противоположным  полом. Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Не следует самочинничать в церкви. Не верь много слезам и умилению от чтения и пения. Надо действовать так, как действовали святые отцы и как предписывает наша мать св. Церковь. Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь в первый день Пасхи - внушение от врага. Мы не должны своим молитвам приписывать чудодейственную силу. Об исполнении правила на святой неделе. Должно ли под Благовещение класть земные поклоны? Кто понуждает себя, тому Господь помогает. Нельзя судить действия игумении. Все, что Господу угодно будет послать, надо принимать и считать за великую милость. Молись только об оставлении своих грехов 

Я уже писал, что с 18 мая по 1 июля пил воду. В первой половине курса чувствовал себя очень плохо. Утомительный кашель, отдававшийся во всем организме, сильные головные боли, доходившая до обмороков слабость измучили меня. Кашель происходил, вероятно, от простуды, головные боли - от обычного мне, но при водах запрещавшегося, послеобеденного сна, потому что начались, когда перестал спать после обеда. Слабость от диеты, требовавшей при воде питательной пищи, которую я, по случаю поста, затруднялся принимать, а также от чрезвычайно сильного прилива посетителей, какого я уже давно не помню и который требовал от меня усиленных занятий. Раза три за это время я отдыхал от занятий, уезжая дня на два на хутор, куда богомольцы еще за мною не следуют и где мне свободно. Припадки и утомление были так сильны, что я собирался уже оставить свою воду, да и доктора московские мне тоже советовали, находя, что, при необходимости предложенной ими диеты, вода мне может скорее навредить, нежели принести пользу. Но припадки эти понемногу прошли, и к концу я чувствовал себя уже лучше, что дало мне возможность дотянуть курс до конца. К этому присоединился еще нарыв на пальце, который болел сильно недели четыре, но теперь и он поджил. Говорят, полезное действие воды обнаруживается недели через две-три по окончании курса. Подождем, что Господь пошлет. После воды теперь посоветовали мне пить парное молоко, что я и исполняю. И посетителей теперь поубавилось.

Ты пишешь, что я тебе советовал не заботиться о поездке сюда и возложить ее на волю Божию будто потому, что не хочу понять, как сильна твоя привязанность ко мне (хотя и прибавляешь, что этот помысел ты скоро отогнала от себя). Очень твое расположение понимаю, потому так тебе о себе и пишу.

При чтении твоего дневника я сделал на него следующие замечания:

16 марта. Ты пишешь, что боишься того, что, по новому послушанию твоему, тебе иногда приходится входить в сношение с мужским полом, хоть от того пока и не чувствуешь вреда. - Надо бояться и остерегаться.

17 марта. Ты задаешь вопрос: если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать - правду или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? - Должно стараться о всех людех иметь хорошее мнение. Один Бог - сердцеведец. Мы же о людях безошибочно судить не можем.

20 марта. Ты пишешь, что во время заутрени бороли тебя тщеславные помыслы, что казначейство твое принесло счастие монастырю, что с тех пор, как ты казначей, и владыко стал милостив к м. игумении, и теперь, как бы в противовесие тому, ты свою волю и свои желания хочешь исполнять. Этого мы делать не должны, ни о чем таком не моли Господа, а молись, да будет над тобою Его святая воля.

На вопрос м. Веры о том, грешно или нет из сборных денег себе оставлять немного на одежду, обувь и чай без благословения м. игумении, которая на такие расходы ничего не дает или дает недостаточно, скажи ей, что, пока кто находится в послушании сборщицы, то из сборных денег может тратить на свои нужды и покупать необходимое платье, обувь и т.п.

21 марта. Ты пишешь, что, будучи от сильного разслабления не в состоянии стоять в церкви, становишься на колени. - Не следует самочинничать. В церкви должно или стоять, или уже сесть. Глядя на тебя, и другие будут становиться на колени в такое время, когда это не положено уставом.

Пишешь, что иногда чтение и пение приводят душу в умиление и едва можешь удержать слезы. Иногда же душа бывает, как камень, и почти не трогает. - Не верь много этим слезам и этому умилению.

22 марта. ...ты всегда прочитываешь 300 раз “Богородице Дево, радуйся”. Скажи мне, где ты взяла обыкновение читать эту молитву, как ты ее читаешь, кто так учит и какой святой так делал. - Не надо самочинничать, а надо действовать так, как действовали святые отцы и как предписывает наша мать св. Церковь. Такое действование будет законное. Мы же всегда видим, что св. отцы упражнялись в молитве Иисусовой.

Ты пишешь, что матушка, не принимая во внимание труды сестер, не входит в их положение. Иных одевает и обувает, а другим ничего не дает. И запрещает даже покупать, по поручению сестер, в Москве нужные для них предметы. Ты же, зная их нужды, не отказываешься покупать то, что они попросят, за что матушка однажды и выражала неудовольствие. Продолжай так делать, это хорошо. А то, что жалеешь сестер, не можешь быть к ним очень строга и взыскательна, что это не будет нравиться м. игумении и что ты весь этот день тосковала, то что же тут, о чем тосковать? - Сменят и ладно.

Пишешь, что прежде употребляла пищу в Великую Пятницу и, несмотря на то, изнемогла от поста. Теперь же, благословившись от меня совсем ничего не вкушать в Великую Пятницу, ты не чувствовала ни слабости, ни головной боли, и приписываешь все это мне. - Не от меня это, а, по твоей вере, Господь тебе помог и укрепил тебя. Как говорит св. Марк Подвижник, кто понуждает себя, тому помогает Господь.

24 марта. Ты не погрешила, объясняя духовнику про девочку Настю, ей же, самой девочке, сказав, что духовнику про нее ничего не говорила.

Исполнив под Благовещение пятисотницу c земными поклонами, ты спрашиваешь, должно ли под такой великий праздник класть земные поклоны. - Когда бывают бдения, то земные поклоны оставляются.

28 марта. Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушены тебе были от врага. В этот день одни только противники плачут, верные же радуются.

31 марта. Ты верно понимаешь, что, хотя мы и должны друг за друга молиться, но не должны своим молитвам приписывать чудодейственную силу, думая, что просимое нами будет Господом непременно исполнено. Такое мнение исходит от гордости и ведет к прелести.

2 апреля. Ты спрашиваешь, как должно на святой неделе исполнять правило. - У нас по утру ничего не читают, вечером же прочитывают Пасхальный час, молитву “Владыко человеколюбче”, и только.

6 апреля. Одной девушке, родители которой препятствуют поступить в монастырь, для ее пользы ты привела в пример случившееся с тобою - что и тебе в этом были препятствия, но что потом Господь возвестил родителям твоим не удерживать тебя. - Ничего, что привела для примера. Не должно только этим гордиться и давать пищу тщеславию.

7 апреля. Ты с сопутствовавшей тебе монахиней скорбела на м. игумению за то, что она без внимания оставляет таких людей, которые прежде благодетельствовали монастырю и с которыми она в течение многих лет имела общение, но от которых не ожидает более для обители пользы, однако, эти люди могут влиять на других словом. - Не твое дело судить действия игумении. Она над тобою приняла суд, а не ты над нею.

11 апреля. Ты скорбела о том, что, по возвращении твоем из поездки с артосом, матушка приняла тебя холодно и с выговором за продолжительное отсутствие и не обратила внимание на твои и сопутствовавшей тебе монахини труды. - Не о чем скорбеть. Ежели не получила за свои труды воздаяние от м. игумении, то от Бога получишь.

12 апреля. Пишешь, что не посмела без моего благословения поднести владыке делаемые в вашей обители четки. И не следует. Не следовало бы тебе также подносить преосвященному и просфору от себя.

13 апреля. Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие какого-то неожиданного сильного прискорбия. - Ничего не должна предугадывать вперед, а должна все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию.

15 апреля. Говоришь, что молишь Царицу Небесную, что, ежели Ей угодно было бы поставить тебя на этот строгий путь, то пусть перемена эта совершилась бы во время моей жизни, чтобы ты могла руководствоваться моими наставлениями. - Ни о чем таком не следует молиться. Молись только об оставлении грехов твоих и думай лишь о том, как бы только спасти свою душу.

К содержанию