Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На пра­во жи­ву­щих и во­лю Гос­под­ню тво­ря­щих враг не име­ет си­лы по­дей­ство­вать; ког­да уже он це­лым ле­ги­о­ном не смел сам вни­ти в ста­до сви­ное, а про­сил на сие поз­во­ле­ния у Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хрис­та, изг­нав­ше­го от че­ло­ве­ка оный ле­ги­он, то пос­ле то­го что при­чи­нит че­ло­ве­ку, ког­да Гос­подь не по­пус­тит или в на­ка­за­ние за гре­хи, или к ис­пы­та­нию ве­ры?

преп. Макарий

Так уст­ро­е­но Гос­по­дом Бо­гом, пе­ку­щим­ся о ду­шев­ном спа­се­нии на­шем, что­бы вся­кий че­ло­век в жиз­ни сей имел крест, ко­то­рый и дол­жен он с дет­с­кою по­кор­нос­тию ко От­цу на­ше­му Не­бес­но­му несть, взы­вая к Не­му из глу­би­ны сво­ей ду­ши: „От­че наш! Да бу­дет во всем Твоя свя­тая во­ля, то­чию не ли­ши мя Не­бес­но­го Царствия Тво­е­го!"

преп. Антоний

Крест есть не од­них ви­ди­мых и внеш­них скор­бей но­ше­ние, но и внут­рен­нее ду­шев­ное: мрак, том­ность и то­му по­доб­ное на­доб­но пе­ре­но­сить. Ибо Бог по­сы­ла­ет это к унич­то­же­нию на­шей гор­дос­ти и к снис­ка­нию сми­ре­ния.

преп. Макарий

Письма преподобного Никона Оптинского, исповедника

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ПИСЬМО №1(1)

К матери из Козельской тюрьмы во время первого ареста, последовавшего 17/30 сентября 1919 г.

Христос посреди нас!

Мира и радования желаю тебе, дорогая мамаша, и шлю тебе иноческий привет. Ныне я узник, и хочется сказать, узник о Христе, ибо хотя я и грешен, но в данном случае совершенно неповинен, как мне кажется. Сижу в темнице без предъявления мне какой-либо вины и, как видно, только потому, что я монах, что я трудился для обители. Да будет воля Божия, благая и совершенная! Благословляю Господа, на Господа надежду и упование мое возвергаю, в Господе отраду мою нахожу. 17-го сентября помолившись за литургией и отслужив после нее молебен о твоем здравии и прочих близких моих, я, возвратившись в келлию, был арестован и отправлен в г. Козельск в тюрьму, где и нахожусь. Со мною еще 4 человека духовного звания: такие же узники о Христе, и потому среда, в которой я очутился, не тяготит меня. Я даже благодушествую. Но ожидая всегда смерти, я решил в день моего рождения обратиться к тебе, дорогой моей мамаше, с моим, быть может, последним словом и приветом. Да благословит тебя Господь! Как иерей призываю на тебя Божие благословение и молю Господа, да воздаст Он тебе вечными милостями Своими и вечным блаженством за все то добро, какое я получил от тебя. Да почиет на мне твое родительское благословение, которого усердно прошу у тебя. Помню тебя и здесь в заключении, приношу Богу мою молитву о тебе, хотя и слабую по немощи моей. И себя, и дорогую мне обитель нашу, и тебя, и всех, и все предаю Господу моему Богу, Творцу и Промыслителю, ибо Он печется о всех и о всем и творит то, что нужно и полезно нам. Усердно прошу твоих св. молитв о мне грешном, о спасении моей грешной души: спасение души – цель земной жизни. И что мне более нужно? Если бы я достиг сей вожделенной цели! Посему и прошу молитв о моем спасении. Твердо верю, что в руках Божиих, и спокоен. Чаю жизни будущаго века. Аминь.

Прошу передать от меня Божие благословение маме крестной (прошу ее св. молитв и благословения), сестре, братьям и всем прочим родным и знакомым: о всех их молился всегда, да благословит и спасет их Господь. У всех прошу прощения, а наипаче у тебя, ибо ошибки мои сознаю.

Прости. Господь да будет со всеми вами.

Грешный Иеромонах Никон.
26 сентября/9 октября 1919 г.
Козельская тюрьма.

ПИСЬМО №2(2)

К матери

Христос посреде нас, дорогая мамаша!

Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю и прошу твоих святых молитв и родительского благословения.

О себе что писать мне? Я жив и здоров, нужд никаких особых не имею, необходимое все получаю, тружусь несколько в письмоводстве, много занят бываю различными делами по обители или, вернее, делами, касающимися вообще нашего общего жития, пою на клиросе и, наконец, служу, предстоя Престолу Божию во святом алтаре.

Что касается моей внутренней жизни и по келлии, и по душе, то это далеко не всем можно знать. Келлия моя в длину имеет 5 аршин, в ширину 3 арш. 6 верш. в одно окно. Келлия для меня дороже всяких пышных домов и чертогов.

Что касается условий нашего общего жития, то это дело сложное и вместе очень простое: сложное – ибо трудно изложить на бумаге все, что сейчас представляет бывший монастырь, и все, что мы переживаем и предпринимаем, простое – ибо «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие», по псаломскому слову (Пс. 126, 1) [1]. Да, нужно принимать меры возможные, подсказываемые здравым разумом и непротивные духу христианского и иноческого жития, но, принимая их, успеха ожидать должно всецело от руки Господней.

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, – и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией. Это первое.

Затем второе: никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Следовательно, единственное зло есть грех: Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме. Эти и подобные этим мысли приходят мне, когда поучаюсь я в чтении св. отцов и когда гляжу умственно на окружающее.

Что будет? Как будет? Когда будет? Если случится то и то, куда приклониться? Если совершится то и то, где найти подкрепление и утешение духовное? О, Господи, Господи! И недоумение лютое объемлет душу, когда хочешь своим умом все предусмотреть, проникнуть в тайну грядущего, неизвестного нам, но почему-то страшного. Изнемогает ум, планы его, средства, изобретаемые им — детская мечта, приятный сон. Проснулся человек — и все исчезло, сталкиваемое суровой действительностью, и все планы рушатся. Где же надежда? Надежда в Боге.

Господь — упование мое и прибежище мое (Пс. 17, 3)! В предании и себя и всего воле Божией обретаю мир душе моей. Если я предаю себя воле Божией, то воля Божия и будет со мной совершаться, а она всегда благая и совершенная. Если я Божий, то Господь меня и защитит, и утешит. Если для пользы моей пошлется мне какое искушение — благословен Господь, строящий мое спасение. Даже при наплыве скорбей силен Господь подать утешение великое и преславное... Так я мыслю, так я чувствую, так наблюдаю и так верую.

Из этого не подумай, что я много пережил скорбей и испытаний. Нет, мне кажется, что я еще не видал скорбей. Если и бывали со мной переживания, которые по поверхностному взгляду на них по своей видимости казались чем-то прискорбным, то они не причиняли мне сильной сердечной боли, не причиняли скорби, а потому я не решаюсь назвать их скорбями. Но я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее, дабы уготовить душу свою во искушение [2], дабы можно было мне сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60).

Я сообщал тебе, что у нас было следствие, ревизовали дела нашего Товарищества. Это следствие не кончено еще, суда еще не было. Когда будет суд, и чем он кончится — Бог весть. Но, несомненно, без воли Божией ни со мной, в частности, ни вообще с нами ничего совершиться не может, и потому я спокоен. А когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?

Сейчас я пришел от всенощной и заканчиваю это письмо, которое начал еще перед всенощной. Господи, какое счастье! Какие чудные глаголы вещаются нам в храме. Мир и тишина. Дух святыни ощутительно чувствуется в храме. Кончается служба Божия, все идут в дома свои. Выхожу из храма и я.

Чудная ночь, легкий морозец. Луна серебряным светом обливает наш тихий уголок. Иду на могилки почивших старцев, поклоняюсь им, прошу их молитвенной помощи, а им прошу у Господа вечного блаженства на небе. Могилки эти много вещают нашему уму и сердцу, от этих холодных надгробий веет теплом. Пред мысленными взорами ума встают дивные образы почивших исполинов духа.

Эти дни я неоднократно вспоминал Батюшку Варсонофия [3]. Мне вспоминались его слова и его наставление, данное мне однажды, а может быть, и не однажды. Он говорил мне: «Апостол завещавает: «Испытывайте себя, в вере ли вы» (2 Кор. 13, 5), — и продолжал: — Смотрите, что говорит тот же Апостол: «Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне готовится уже венец» (2 Тим. 4, 7–8). Да, великое дело — сохранить, соблюсти веру. Поэтому и я вам говорю: испытывайте себя, в вере ли вы. Если сохраните веру, можно иметь благонадежие о своей участи». — Когда все это говорил мне почивший Старец (а говорил он хорошо и с воодушевлением, насколько помнится, вечером, при тихом свете лампады в его дорогой, уютной старческой келлии), я почувствовал, что он говорит что-то дивное, высокое, духовное. Ум и сердце с жадностью схватывали его слова. Я и прежде слышал это Апостольское изречение, но не производило оно на меня такого действия, такого впечатления.

Мне казалось: что особенного — сохранить веру? Я верую и верую по-православному, никаких сомнений в вере у меня нет. Но тут я почувствовал, не скажу, что понял, а именно почувствовал, что в изречении этом заключается что-то великое; что, действительно, велико: несмотря на все искушения, на все переживания житейские, на все соблазны — сохранить в сердце своем огонь святой веры неугасимым, и неугасимым даже до смерти, ибо сказано: «Течение скончах», т.е. вся земная жизнь уже прожита, окончена, уже пройден путь, который надлежало пройти, я уже нахожусь на грани земной жизни, за гробом уже начинается иная жизнь, которую уготовала мне моя вера, которую я соблюл. «Течение скончах, веру соблюдох». И заповедал мне дивный Старец проверять себя время от времени в истинах веры православной, чтобы не уклониться от них незаметно для себя. Советовал, между прочим, прочитывать «Православный Катехизис» [4] митрополита Филарета и познакомиться с «Исповеданием веры Восточных Патриархов» [5].

Ныне, когда поколебались устои Православной Российской Церкви, я вижу, как драгоценно наставление Старца. Теперь, как будто, пришло время испытания: в вере ли мы. Ведь надо знать и то, что веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего, а это последнее может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность. О, Господи! Сохрани меня в вере благодатию Твоею!

Мысль о возможности сохранения веры лишь при доброй нравственности не моя, это учение и Евангельское и святоотеческое. Вот что говорится в св. Евангелии от Иоанна, гл. 3, 19—21: «Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе: суть соделана».

Светом тут Христос называет Себя. Он убеждает современных Ему иудеев оставить искания славы от человеков, при котором невозможно искание славы от Единого Бога, при котором человек неспособен к вере; они лишь насмехались... «Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы яже от Единого Бога не ищете?» (Ин. 5, 44).

И еп. Игнатий (Брянчанинов), указывая на эти слова Евангельские, говорит, что, подобно другим страстям, страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом: подобно им, оно делает сердце человека не способным для веры во Христа, для исповедания Христа... Поэтому, усердно прошу твоих святых молитв, да охранит меня Господь от всякого зла, т.е. греха во всех его видах, — тогда никакое внешнее положение не сможет повредить мне.

Хотел я лишь кратко сообщить тебе, что я здрав и жив, и паче всякого чаяния, увлекся писанием. Когда же писал, я едва успевал следить за мыслью и записывать то, что она мне диктовала. Все это как-то невольно вылилось из-под пера и есть глубокое мое убеждение...

Да хранит всех вас Господь. Прошу у всех святых молитв, а я, по мере сил моих немощных, всегда памятую молитвенно о всех. Прости.

Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь.

15/28—16/29 ноября 1922 г.
Оптина Пустынь.
Уже 2-й час ночи.

ПИСЬМО №1(3)

М. Елизавете

... Прп. Мартиниан (13 февраля)
Прп. Иоанн Многострадальный (18 июля)
Прп. Моисей Мурин (28 августа)
Прп. Моисей Угрин (26 июля)
Прпмц. Евдокия (1 марта)
Св. мц. Фомаида (13 апреля)
Св. мц. дева Иустина (2 октября)
Прп. Мария Египетская (1 апреля)
Св. свщмч. Киприан (2 октября)
Св. мч. Вонифатий (19 декабря)

Выписка из письма прп. Старца Макария Оптинского (Письма к монашествующим. Отделение 2-е. Письмо № 190. С.: 327–328).

«... Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: помилуй мя Господи, яко немощна есмь! Проси помощи тебе; Матерь Божию, которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь, св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию.

Бог никогда не оставляет имеющих благое произволение к сохранению себя в чистоте и девстве ниспасть на брани сей; но за подвиг увенчает еще небесным венцем...

... Не оставляй смиренной молитвы ко Господу во всех твоих скорбях и искушениях. Он приемлет молитву смиренных, и услышит моления их (Пс. 101, 18).

Поручаю тебя Его всесильному покрову и заступлению Пречистой Девы Богородицы...

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощной плотскою страстию, и болезненной сущей: едино бо Твое, и с Тобою Сына и Бога, имею заступление. Аминь.

Сию молитву читай на всяк день, а паче во время брани плотской».

Сестра Елизавета! Этот совет старца Макария [6] предлагаю тебе и я. Бог тебя да благословит.

Грешный Иеромонах Никон.
Оптина пустынь
10/21 января 1923 г.

ПИСЬМО №2(4)

М. Елизавете

Честнейшая о Господе сестра Елизавета!

Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит придти к тебе, то значит так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем.

Мир тебе и спасение. Молюсь о тебе.

Грешный Иеромонах Никон.
О.П. 16/29 января 1924 г.

ПИСЬМО №3(5)

М. Елизавете

Честнейшая о Господе мать Елизавета!

Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю. Письмо твое получил. Да подкрепит Господь силы ваши и здоровье ваше и да утешит милостию Своею всех вас. Сердечно вам сочувствую, всегда молитвенно помню и ежедневно призываю Божие благословение: да почиет оно на вас и да хранит от всякого зла. Сестра Елизавета пусть не беспокоится: Господь ее да благословит. Ты пишешь, что вы помните доброе слово и наставление. Слава Богу! Так оно и должно быть. Да поможет вам Господь. Слабость здоровья вашего неутешительна, но видно надо терпеть все, что Господь посылает. Я все время здоров и не замечаю никаких особых изменений в моем здоровье. Йодистый калий, который мне советует пить м. Александра, я надеюсь здесь достать и уже говорил с доктором; он мне обещал дать. Больная нога в обычном положении и раны пока не открывались. Благодарю Господа за Его милость. Передай м. Александре мой привет и Божие благословение, также м. Ирине и м. Анне московской. Да хранит их Господь. Жду от м. Анны письма, я ей писал. При случае пришлите мне шарф или мой серый, старый, или другой такой же материи. У меня хотя есть шарф вязаный, шерстяной, но я такие не люблю. Тонкие, но плотные для меня удобнее. В другом ни в чем пока нужды не имею. Все необходимое есть, а в нашей лавочке все продукты имеются: крупа, мука, даже крупчатая, сахар и проч., за деньги все можно достать, цены обычные, а деньги пока имеются. Слава Богу! Хозяйке нашей достоуважаемой Марии Ивановне [7] мой привет, мир и Божие благословение. Всегда поминаю ее в моих убогих молитвах и за все усердно благодарю. Как ее здоровье? Да хранит ее Господь. Не продолжительно было наше житие на квартире, но любил я мою уютную комнату... Не достоин я был тихого жития, конечно, по греховности моей, и лишен его. Да будет воля Божия. Лобызаю наказующую меня руку Божию. Она несомненно строит наше спасение душевное. Этого спасения желаю и прошу от Господа и себе, и тебе, и всем. Усердно прошу у отцов моих духовных и всех вас св. молитв. За все благодарю и прошу прощения. Усердно прошу передать всем мой привет. Простите.

Грешный Иеромонах Никон.
Кемь. 6/19 сентября 1928 г.

Свершился уже год нашей разлуки. Укрепим себя на дальнейшее в надежде на милость и помощь Божию. Мир и спасение да будет с нами.

Иер. Н.

ПИСЬМО №1(6)

М. Анисии

Болящей м. Анисии мой привет и Божие благословение. Ради краткости не пишу отдельно. Не унывай, чадо мое; в скорбях уповай на Бога. Скорбь отворяет вход в сердце благодати Божией. А я молюсь о тебе всегда по силе моей. Верую, что Господь тебя не оставит, хотя и скорби посылает. Они удел наш. Потерпим и спасет нас Господь. Прости. Поздравляю вас с наступающим Великим св. Постом. Постное время – святое время. Хотя вы и так всегда поститесь по скудости и недугам вашим. Ныне же да трезвятся о Господе души и сердца ваши, – и благодать умиления и утешения Господня да приидет к вам. За все слава Богу. Прости. Мир ти и спасение.

Грешный Иеромонах Никон.
27 января/9 февраля 1923 г.

ПИСЬМО №2(7)

М. Анисии

Честнейшая о Господе сестра Анисия!

Мир ти и Божие благословение. Письмо твое получил. Много писать не могу, а кратко скажу, что требуется. Ты – монахиня, приявшая постриг и принесшая Богу обеты свои. Ты дала обет послушания и потому, что делала ты за послушание и по благословению, – не должно тебя смущать. Поэтому, не смущайся, что не поехали вы на родину. Родина твоя – св. обитель, ибо ты отреклась от мира, и когда ты отрекалась от мира и давала обеты служить Богу, хоть тебе сказано было, что ты не должна любить родных паче Бога, и что тот, кто взявшись за рало и зря вспять не управлен будет в Царство Небесное (Лк. 9, 62). Незачем возвращаться в мир, когда есть еще для тебя возможность жить по-монашески. О папаше не беспокойся. Да укрепит тебя Господь. Ты – Божия, и работай Богу. Мир ти.

Божие благословение сестре Дарии и прочим.

Грешный Иеромонах Никон.
О.П. 28 июня/11 июля 1923 г.

ПИСЬМО №3(8)

М. Анисии и проч.

Мир и спасение, и Божие благословение да пребывает над тобою, чадо мое, м. Анисией, д. Евгенией, Марией и прочими во веки. Приношу тебе усердную благодарность за посылку. Спаси Господи! Пузырек не разбился, туфли хороши, может быть и бурка пригодится зимою. Там видно будет. А относительно полушубка я не знаю, что сказать. Лишняя вещь очень отягощает, и тогда придется вернуть вам подрясник. Он действительно тяжеловат, но – цел, и казалось бы, что всего имеющегося достаточно будет. По опыту же личному я не знаю, что нужно для здешней зимы. Если присылать полушубок, то как можно шире, чтобы свободно надевать поверх ваточника, и длинный, мало чем короче ваточника. Согласиться могу на присылку только из-за легкости и если не очень дорого. Талию пониже, цвет безразличен, а также – крытый или некрытый, лишь бы теплый. Здоровье мое доселе меня не беспокоит, и я благодарю Бога за великие Его милости ко мне, грешному. Погода стоит хорошая, и днем совсем тепло. Усердно благодарю м. Анну и Ольгу за присланные носки. Спаси Господи. Да благословит их Господь. Помолюсь о них по силе моей. Минею мою я сменял с Мих. Мих. [8], поэтому не ищите ее. Его я потерял из виду и ничего о нем не знаю [9]. М. Анисии мой привет. Да утешит ее Господь и да укрепит силы ее душевные и телесные. Всегда молюсь о ней, сочувствую ей. Да будет над нею и с нею милость Божия и воля Его. О дев. Евгении молюсь. Да управит Господь жизнь ее во спасение. Очень рад, что здоровье Батюшки поправляется. Прошу святых молитв и благословения. Дев. Марии – мой привет, также и маме ее. Если Господь не даст ей здоровья – значит, так надо. Да будет воля Божия. Молюсь о ней всегда. Дай Бог, чтобы ваше житие было на пользу и спасение вам. О мне не скорбите. Я этого не стою. За все слава Богу. Осеняю вас крестным знамением. Простите.

9/22 августа 1928 г. [Кемь].

ПИСЬМО №1(9)

М. Афанасии

Честнейшей монахине Афанасии желаю о Господе радоватися. Благодать Божия да подкрепляет тебя на пути, на который ты вступила по милости Божией. Имя, данное тебе при постриге, дано тебе в честь и память преп. Афанасии Египетской, память которой совершается 12 апреля. Благословляю прочесть в назидание себе ее житие. Обрати внимание и на то, что слово «Афанасия» значит – безсмертная, и постарайся, чтобы безсмертная твоя душа жила жизнью воистину безсмертной, т.е. в Боге и для Бога. Такая жизнь должна начаться еще здесь на земле и продолжаться уже во всей своей красе и блаженстве за гробом, в будущей жизни. Готовь себя к этой жизни, смиряйся, терпи, во всем полагайся на волю Божию, все свои поступки совершай по заповедям Евангелия, твори молитву Иисусову, положи хранение устом твоим (Пс. 140, 3), беги не только дела, но и слов, и мыслей суетных, ввергающих человека в суету мира сего, от которого ты отреклась. Помни сие. Да хранит тебя Господь под кровом Своей благости.

Грешный Иеромонах Никон.
15/28 июня 1925 г. Козельск.

ПИСЬМО №1(10)

Девице Антонине

Боголюбивая девица Антонина!

Божие благословение да пребывает над Вами во веки.

Письмо Ваше доселе не было возможности послать с верным человеком к старцу Батюшке Нектарию [10]. Поэтому я, обсудив Ваш вопрос с отцами в Козельске, пишу пока от своего имени, ибо завтра уже 1 декабря, а когда окажется возможным, я постараюсь доставить Вам ответ Старца. Наше убогое мнение и благословение остаться пока здесь в России, ибо Сибирь очень далеко от дома, от родных, некому поддержать, некому довериться в чужой стороне. Хотя Вы и разумно пишете, что надеетесь на милосердие Божие, но в словах: «За себя я не боюсь» звучит самоуверенность, самонадеянность, – а этого не должно быть: чем смиреннее, тем тверже, лучше. К голосу и мнению мамаши прислушивайтесь всегда: у матери есть какое-то чутье, да и закон Божий внушает послушание к родителям.

Желаю Вам всякого благополучия. По силе помолимся о Вас.

Девице Лидии мир и Божие благословение. Да хранит всех вас Господь под крылом своей благости.

Грешный Иеромонах Никон.
17/30 ноября 1926 г. Козельск.

ПИСЬМО №1(11)

М. Евдокии

Христос Воскресе!

Честнейшая о Господе м. Евдокия!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Поздравляю тебя со светлым праздником и сердечно желаю тебе мира душевного, радования и всякого утешения о Господе. Да хранит тебя Господь под кровом Своим. Не унывай и не скорби. Я – грешный человек и ничтожный, а ты ищи утешения в Боге. Моя же грешная молитва всегда с тобою. Мир ти и спасение.

[Кемь, весна 1928 г.]

ПИСЬМО №2(12)

М. Евдокии

Честнейшая о Господе м. Евдокия!

Получил вашу посылочку и сердечно благодарю за ваше внимание ко мне. Спаси Господи. Благодарю и за поздравление. Я уже писал, что близка сердцу моему ваша забота обо мне, но по совести говорю, что особых нужд не имею. Что будет мне необходимо, напишу. Господь меня хранит, я здрав и жив. Больная нога моя в хорошем состоянии. Я должен благодарить Бога за милости Его. Скорбь моя вам известна: скорблю о вас всех, скорблю о грехах моих. Да хранит вас всех Господь во здравии и благополучии. Всегда молюсь о вас, все вы близки и дороги мне. Я доселе еще не в Соловках. Если буду там, сообщу, Бог даст, а пока особых перемен в моей здешней жизни нет. Поскорбел я, получив извещение о смерти Старца Нектария [11]. Хотелось бы знать, какова была его кончина. Передай мой привет всем близким моим. Мир им и Божие благословение. Прошу у отцов моих духовных благословения и святых молитв. Прошу и ваших молитв. Да укрепит Господь Бог силы твои и душевные и телесные. Помню тебя, чадо мое. Мир ти и спасение, и Божие благословение. Вручаю тебя покрову Царицы Небесной. За все слава Богу. У нас погода хорошая, сухая, солнышко греет, но разница климата большая. Ночей почти нет. Благословляет тебя грешный Иеромонах Никон.

[Кемь, 1928 г. – ?]

ПИСЬМО №3(13)

М. Евдокии

Шлю тебе, чадо мое м. Евдокия, мой привет, мир и Божие благословение. Да почиет на тебе благодать и милость Господня. Передай мой привет и живущим с тобою м. Марии, Анне и Екатерине. Всегда всех вас помню, благословляю и молюсь о вас по мере сил моих. Ваши скорби и нужды близки сердцу моему. Благодарю тебя за письма твои. Спаси Господи. Все получил. Когда я пишу благословение близким и дорогим мне, то не имею в виду кого-либо по выбору, а всех вас, ибо все вы мне близки и дороги. Для меня драгоценны души ваши, как наследницы Царствия Небесного. Кто думает иначе – ошибается, а, может быть, и погрешает. Если я не всем пишу, то не могу писать. А чувства сердца моего видит Господь. Всех бы желал утешить. Письма твои порадовали меня. За все благодари Бога, и Господь тебя не оставит Своею милостию. М. Пелагии Сидор. с ее мамой и бабушкой мир и Божие благословение. Молюсь о них. За все ее Господь да простит и вразумит. Пусть не скорбят, а хранят себя. Да поможет вам всем Господь в нуждах ваших, посылая все благопотребное и для жития, и для благочестия. Я здоров, и все благополучно. За все слава Богу. Прошу прощения. Мир ти и спасение.

1/14 августа 1928 г. [Кемь.]

ПИСЬМО №4(14)

М. Евдокии

Шлю тебе мой привет, мир и Божие благословение, чадо мое м. Евдокия, и желаю тебе всех милостей Божиих. Благодарю тебя за поздравление [12] и деньги. Спаси Господи. Передай мой привет, мир и Божие благословение м. Екатерине и Анне. Да хранит их Господь под кровом Своей благости. Сердечно сочувствую тебе во всех твоих переживаниях и нуждах душевных. Моя убогая молитва о тебе приносится Господу, а Он Сам да будет тебе Помощник. Не унывай, Господь да спасет тебя. Передай мой привет, мир, Божие благословение и поздравление м. Елизавете. Да утешит и да поможет ей Господь. Благодарю ее за присланное. Спаси Господи. Сообщи, что я сапоги получил. Очень благодарен. Мой привет о. Геронтию, м. Амвросии и прочим. Божие им благословение. Скоро день Ангела о. Аифала [13]. Поздравляю его. Прошу молитв. Я здоров. За все слава Богу. Мир ти и спасение. Простите.

24 октября/6 ноября 1928 г. [Кемь].

ПИСЬМО №5(15)

М. Евдокии

Шлю тебе мой привет, чадо мое м. Евдокия, и призываю на тебя мир и Божие благословение. Благодарю за присланный перевод и за поздравление с праздником и днем Ангела и взаимно поздравляю тебя с наступившим великим праздником. Тебя, равно как и других, вспоминал молитвенно в день праздника, желая всем вам всех милостей Божиих, здравия и спасения. Да утешит тебя Христос Господь, и радость о Дусе Святе да посетит душу твою скорбную. Если душа твоя ищет пристанища, то пусть ищет в Господе. В Нем она найдет его, и за все воздаст славу Богу. Как твое здоровье и рука больная? Да подкрепит тебя Господь. Всем передай мой привет. Пишешь, что получила от сестер твоих письма. Мир им и Божие благословение. И я получил от них. Сердечно им сочувствую и всегда молюсь. Господь их да утешит и вразумит и да будет поддержкой. Передай мой привет, мир и Божие благословение Марии Васильевне и д. Марии, всегда их молитвенно помню. Благодарю за поздравление ко дню моего Ангела. Спаси их Господи. Также передай мой привет и всем, кто просил тебя писать мне: м. Марии Шамординской, Татиане Лесоп., Параскеве и Дарии, Анастасии живоп., – всех их помню и молюсь о них. Господь их да благословит. От м. Шнитко перевод получил и сердечно благодарю. Поздравляю с праздником ее и м. Екатерину. Да хранит ее Господь под кровом Своей благости. Сердечно желаю всякого благополучия, здравия и спасения. Я все время здоров, милостию Божиею. Погода опять все теплая, и я должен только за все благодарить Господа. Прости.

26 декабря 1928 г./ 8 января 1929 г.
[Кемь].

ПИСЬМО №1(16)

М. Аполлинарии

Честнейшая о Господе м. Аполлинария, чадо мое!

Мир и спасение и Божие благословение. Поздравляю тебя с обоими днями твоего Ангела и желаю тебе всех милостей Божиих. Помню и молюсь о тебе. Предайся воле Божией во смирении и все терпи. Господь да простит все немощи твои, Господь да подкрепит, да вразумит и да утешит тебя. Слава Богу за все.

Грешный Иеромонах Никон.

Приложение:

Вопрос: Раздражаюсь на приходящих.

Ответ: Это бывает от нашего нерадения и небрежения о себе, оттого, что не держим себя в необходимом для нас постоянном памятовании о Господе. Каждый приходящий к нам есть член Христов, и мы должны принимать его как посланного Господом с полнейшим вниманием и лаской, а то Господь отнимет от тебя благодать.

(Старец о. Александр Гефсиманский).

ПИСЬМО №1(17)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия N.!

Приветствую тебя с великим и светлым праздником Воскресения Христова и усердно желаю всех милостей Божиих, а наипаче мира душевного и спасения.

Прости, что я не написал тебе, как хотел, а передал словесно через девицу N.

Всегда по мере сил моих молюсь о тебе. Да хранит тебя Господь.

Мир и Божие благословение да пребудут с тобою во веки.

Грешный Иеромонах Никон.
11/24 апреля 1924 г.
Оптина Пустынь.

ПИСЬМО №2(18)

Рабе Божией N.

Боголюбивая раба Божия N.!

Мир и Божие благословение да пребудут с тобою во веки.

Письмо твое, чадо мое, я получил, и все время собираюсь отвечать, но жизнь идет так, что днем не имею возможности, а вечером так ослабеваю, что неспособен бываю к письменным занятиям.

Письмо твое я прочел и с живым интересом, и искренним сочувствием тебе, и Бог даст, отвечу на все подробно, ибо жизнь твоя, скорби твои, переживания твои, как дочери моей духовной, близки мне. Скорблю, что не могу послать тебе письма с сестрой твоей, но надеюсь, что через несколько дней напишу, Бог даст, и пришлю. Кроме того, я поговорю о тебе и с Батюшкой Нектарием, к которому предполагаю на днях поехать, попрошу у него св. молитв тебе в утешение и подкрепление. Не унывай, дитя мое, ибо близ есть помощь Божия.

По мере сил моих немощных всегда молюсь о тебе. Да хранит тебя Господь.

Грешный Иеромонах Никон.
27 августа/9 сентября 1924 г.
Козельск.

[1] В письмах прп. Никона большинство цитат из Св. Писания приведены без указания источника цитаты, вероятно, по недостатку времени на их поиски. В данном издании мы сочли возможным привести все источники цитат прямо в тексте, сравнив и уточнив текст цитат. Мы не исправляли те цитаты, в которых церковно-славянский текст местами заменен русским или слегка нарушен порядок слов, сохранив особенности авторского написания, т.к. подобное цитирование не искажает смысла Священных текстов. Текст Св. Писания приводится как на церковно-славянском, так и русском языках. В тех случаях, когда цитата по памяти сильно отличается от канонического текста, мы приводим его в сноске внизу страницы [Ред.].

[2] «Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение...» (Сир. 2, 1).

[3] Прп. старец Оптинский Варсонофий (Плиханков, 1845–1913), схиархимандрит, полковник в миру. Духовный отец прп. Никона. Послупил в Оптину в 1891 г. по благословению прп. Амвросия. Ученик прп. Анатолия (Зерцалова), затем обращался к прп. Нектарию. В 1912 г. был назначен настоятелем Старо-Голутвина подмосковного монастыря с возведением в сан архимандрита, где и скончался. О нем см.: Житие Оптинского старца Варсонофия. Изд. Оптиной Пустыни, 1995. 463 с. (Преподобные Старцы Оптинские).

[4] Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1909.

[5] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1900.

[6] Прп. старец Оптинский Макарий (Иванов, 1788–1860), иеросхимонах, скитоначальник. Ученик Оптинского старца Льва. Окормлял братию и большое число богомольцев. При о. Макарии расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной.

[7] Хозяйка дома, в котором проживали иером. Никон и мон. Кирилл (Зленко), по переселении в Козельск.

[8] Михаил Михайлович Таубе. В последние годы существования Оптиной Пустыни (под видом сельскохозяйственной артели) работал сотрудником музея «Оптина Пустынь». Арестован вместе с о. Никоном 1/14 апреля 1927 г. Сразу после ареста надел подрясник. Многие до этого не знали о том, что он – монах Агапит. До августа 1930 г. отцы были вместе, затем прп. Никона направили в Пинегу, а о. Агапит был оставлен под Архангельском.

[9] «Потеря из виду» о. Агапита объясняется тем, что его часто посылали в длительные «командировки» на лесоповал, а о. Никона не трогали по причине больной ноги.

[10] Прп. старец Оптинский Нектарий (Тихонов, 1853–1928), иеросхимонах, восприемник от схимы старца Варсонофия. Прп. Нектарий прожил 25 лет в одной келлии, занимаясь чтением духовных книг, научной и художественной литературы. В 1913 г. избран Старцем. После закрытия Оптиной жил в с. Холмищи Брянской обл., передав своих духовных чад прп. Никону (Беляеву). О нем см.: Житие оптинского старца Нектария. Изд. Оптиной Пустыни, 1996. 319 с. (Преподобные Старцы Оптинские).

[11] Блаженная кончина прп. Старца Оптинского Нектария наступила 29 апреля/12 мая 1928 г.

[12] С днем тезоименитства, 28 сентября/11 октября.

[13] О. Аифал (Александр Панаев), Оптинский иеромонах. После закрытия монастыря служил в козельском Успенском соборе. Возвращаясь в Козельск из ссылки, был избит бандитами, которые думали найти у него деньги, и через несколько часов скончался, восприняв т.о. мученический венец.

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]