Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Страницы: 123456>

Обретение святых мощей и канонизация собора преподобных оптинских Старцев

Канонизация собора Оптинских старцев, состоявшаяся 26 июля 1996 года, исполнила жизнь Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни новым возвышенным содержанием. Под молитвенным покровом новопрославленных угодников Божиих Оптина продолжала подниматься из руин, и день ото дня поток богомольцев в сию древнюю обитель увеличивался. У многих, посещавших монастырский некрополь - место погребения семи святых преподобных Оптинских старцев, неустанных молитвенников за обитель, Церковь и Отечество, - возникла мысль о том, чтобы святые мощи угодников Божиих покоились не под открытым небом, а в Божием храме, где было бы ощутимее их благодатное присутствие и молитвенный покров.

В свое время глубокая любовь и почтение к Старцам подвигли монастырскую братию установить на местах их погребения часовни, и было даже намерение устроить особое капитальное сооружение. Но страшное кровавое лихолетье оставило от обители одни развалины, среди которых трудно было даже отыскать места погребений Старцев.

В 1987 году Оптина была вновь открыта, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания.

Когда же начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе. И вот, лето 1998 года ознаменовалось радостным событием: строительство храма было благополучно завершено. 24 июня было получено благословение Его Святейшества на обретение святых мощей, а 7 июля, в день Рождества Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после молебна собору оптинских Старцев, работы на монастырском некрополе начались.

Вначале предполагалось потрудиться над обретением святых мощей четырех Старцев: Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Но обстоятельства сложились так, что через два с половиной дня были обретены мощи всех семи Старцев.

В разделе представлены фотографии из Оптинских архивов, а также летописные и опубликованные в печати материалы, раскрывающие историю захоронений того участка некрополя, где были погребены оптинские Старцы. Приведены также современные фотографии, иллюстрирующие основные моменты процесса работ по обретению мощей семи Старцев: Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова).

Места захоронений преподобных старцев

О месте захоронения старца Льва (Наголкина)

 

 

Первоначальный вид места захоронения старца Льва:

 

(1) - памятник на могиле старца Льва;

(2) - такой же памятник на могиле Алексея Желябужского

«... Погребено тело старца о. Леонида, по общему желанию настоятеля и братий, близ соборной Введенской церкви, за южным приделом св. Николая чудотворца, рядом с могилою его духовного сына и друга о Господе Алексея Ивановича Желябужского, скончавшегося несколькими месяцами ранее о. Леонида, 11-го июня того же 1841 года. При жизни своей о. Леонид как бы шуточно говаривал ему: «Старец! Мы с тобой рядышком ляжем, бок с боком». Об этих словах о. Леонида вспомнили уже после погребения и удивились точному исполнению их.»

(Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994 г., стр. 318,319.).

 

О месте захоронения старца Макария (Иванова)

 

 

Часовня на месте захоронения старца оптинского Макария

«В два часа пополудни тело усопшего о Господе было перенесено из скитской церкви в монастырскую, где, по распоряжению настоятеля обители, было уготовано место для почившего Старца, по правую руку его духовного друга иеросхимонаха Леонида.

... Наконец опустили гроб в могилу, уготованную против алтаря Николаевского придела соборного храма, по правую сторону склепа, в котором почивает тело иеросхимонаха Леонида (Льва), духовного друга и сопостника Старца».

(Житие иеросхимонаха Макария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 143 и 146.)

 

О месте захоронения старца Илариона (Пономарева)

Фотографий или рисунков с видом места захоронения преподобного оптинского старца Илариона пока не имеется.

 

С великим самоотвержением прп. Иларион нес подвиг старческого служения. Свою тяжелейшую, мучительную и долгую болезнь Старец до последнего вздоха преодолевал великою любовью к Богу и ближним. Ответная любовь братии к прп. Илариону выразилась в том, что он был погребен близ могилок своих знаменитых предшественников, прпп. Льва и Макария. А кроме этого, в память его был устроен больничный храм в честь прп. Илариона Великого, имя которого он носил, за южной стеной монастыря.

В то время между часовней старца Макария и могилой старца Илариона еще не было часовни преп. Амвросия, так как преп. Амвросий скончался на 18 лет позже старца Илариона.

«... По отпевании происходило прощание со Старцем монашествующей братией и мирских, и за сим тело усопшего было предано земле возле могилки старца о.Макария, через дорожку в сажень ширины от нея, в особом склепе.

... 29 сентября тщанием казначея о.Флавия было устроено в ожидании будущего памятника над могилой о.Илариона помещение за стеклом для распятия, перед которым неугасимо горела лампада».

(Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 234, 235.)

В то время между часовней старца Макария и могилой старца Илариона еще не было часовни преп. Амвросия, так как преп. Амвросий скончался на 18 лет позже старца Илариона.

 

О месте захоронения старца Амвросия (Гренкова)

Первоначальный вид места захоронения трех старцев:

(1) - часовня над могилой старца Макария;

(2) - часовня над могилой старца Амвросия;

(3) - могила старца Иосифа


«... Посещавшие Оптину Пустынь без сомнения помнят близ юго-восточной стены летнего Введенского собора, слева от дорожки, белую часовню над могилой старца о. Макария. Рядом с этой часовней и приготовлена была могила для новопреставленного старца Амвросия. После заупокойной литии, совершенной Владыкой, и по возглашению почившему вечной памяти, гроб опущен был в приготовленный в могиле осмоленный ящик, который и закрыт был особой крышкой».

(Житие Преподобного Амвросия Старца Оптинского. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1997 г., стр. 169)

 

О месте захоронения старца Иосифа (Литовкина)

 

 

На фотографии запечатлен вид на захоронение трех оптинских старцев:

Прп. Амвросия (2),

Прп. Макария (3),

Прп. Льва (4).

Цифрой (1) обозначено место захоронения старца оптинского прп. Иосифа.

 

 

 

 

 

«На могиле, приготовленной в ногах старца Амвросия, была совершена последняя лития и гроб опустили в склеп».

(Житие иеросхимонаха Иосифа. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1993 г., стр. 188.)

 

 

 

О месте захоронения старца Анатолия (Потапова)

Место захоронения старца Анатолия (Потапова):

 

(1) - часовня над могилой старца Амвросия;

(2) - присоединенная к часовне старца Амвросия часовня над могилой старца Иосифа;

(3) - место захоронения (в 1922 г.) старца Анатолия (Потапова) между надгробиями старца Амвросия и старца Иосифа;

(4) - часовня старца Макария;

(5) - виден край чугунного памятника над могилой старца Льва;

(6) - чугунный памятник над могилой А. Желябужского.

Видна восточная стена Никольского придела с навесом, устроенным, по-видимому, для уличной иконы

 

 

 

«А близ алтаря Введенского собора готовили могилу. В той самой часовне, где были погребены старцы Амвросий и Иосиф, на том самом месте, где о.Анатолий долго стоял за две недели до своей кончины. Когда копали могилу, случайно задели гроб старца Макария. Тело блаженного Старца почивало нетленным».

(Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 164.)

 

 

О месте захоронения старца Анатолия (Зерцалова)

 

 

 

Фотография рисунка с изображением часовни над могилами старцев оптинских иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) - справа и схиархимандрита Варсонофия - слева

 

О месте захоронения старца Анатолия (Зерцалова) известно следующее:

«... Похоронили его между Введенским и Казанским соборами».

(Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994 г., стр. 36.)

 

О месте захоронения старца Варсонофия (Плеханкова)

 

 

 

Фотография часовни над местом погребения старцев оптинских схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова)

 

 

 

 

«…Под пение «Святый Боже» и колокольный звон гроб старца Варсонофия поплыл на руках братии из храма, - погребальная процессия остановилась у южных дверей Введенского собора, где и было место последнего упокоения о. Варсонофия, рядом со старцем Анатолием, его наставником, возлюбленным отцом и руководителем.

Позднее была для обоих Старцев построена общая часовня, внутри которой находились их надгробия...»

Установка памятника-часовни началась 24 мая 1914 года, как об этом сообщается в Летописи Скита.

(Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1995 г., стр. 445, 446)

 

О месте захоронения Киреевских

И.В. Киреевский (1806-1856)               П.В. Киреевский (1808-1856)

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фотографии видим:

(1) - памятник на могиле И.В. Киреевского;

(2) - памятник на могиле старца Льва;

(3) - часовня старца Макария

 

«Ивану Васильевичу Киреевскому одновременно со старцем Макарием принадлежит инициатива великого предприятия - издания святоотеческих писаний. ... Он указывает, что русская философия должна строиться на глубоком, живом и чистом любомудрии святых отцов, представляющих зародыши высшего философского анализа.
Из всех мирских лиц, пребывающих в Оптиной Пустыни, Киреевский ближе всех других подошел к ее духу и понял, как никто иной, ее значение как духовной вершины.
Иван Васильевич умер от холеры в Петербурге, куда он поехал навестить своего сына, окончившего лицей».

«Собиратель древних духовных стихов, былин и народных песен, Петр Васильевич Киреевский, ... великий печальник древней Руси, духовный сын оптинских старцев, ... отдал всю свою жизнь служению идее Святой Руси».

«Иван Васильевич Киреевский и брат его Петр вместе с супругой Ивана Васильевича, Натальей Петровной, погребены у Введенского храма Оптиной Пустыни, рядом с могилами великих Старцев: Леонида (в схиме Льва), Макария и Амвросия.»

(Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Изд. Свято-Сергиевой лавры 1995 г. Стр. 201-222)

 

 

 

123456>