Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При­ни­май скор­би с бла­го­да­ре­ни­ем и се­бе уко­ре­ни­ем, и Гос­подь по­мо­жет те­бе и прос­тит те­бе вся сог­ре­ше­ния твоя.

преп. Лев

Скор­бей ниг­де не из­бе­жишь, ибо оные суть по­рож­де­ния собствен­ных на­ших страс­тей, ко об­ли­че­нию их, да­бы мы, с по­мо­щию Бо­жи­ею, по­пек­лись об ис­це­ле­нии их.

преп. Макарий

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

преп. Антоний

Духовное познание ради Истины

В основу всякого созидания надо класть правильное основание: от этого зависит доброкачественность и прочность творимого. Будь это постройка дома в мире материальном, или в сфере умственной приобретение знаний, творчество, или в духовной жизни внутреннее делание, одним словом, во всем, где происходит созидание, все зависит от основания, от фундамента, на котором оно строится. Дом может быть выстроен на камне или на песке; в последнем случае падение его бывает великое, как говорит нам Евангелие.

Мы имеем намерение изучать творения святых отцов. Что же мы должны положить в основание нашего этого изучения?

Прежде всего мы должны дать себе ясный отчет в том, что такое представляют собою творения святых отцов. Кроме канонического и литургического богатства в них заключен благодатный многовековой психологический опыт православных подвижников. На протяжении веков восточные аскеты при содействии благодати Святаго Духа в совершенстве изучили душу человека, законы ее жизни и путь к духовному ее восхождению. В их творениях разработан и указан правильный и единственный путь к высшему совершенству святости и Боговедению на все времена и для всех народов.

Духовное познание ради ИстиныВ этих творениях дивное единомыслие и все органически вытекает одно из другого. Святые отцы в благодати Святаго Духа говорили истину, а потому авторитет их для нас должен быть абсолютным. Господь говорит: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ф. 5,6). Здесь открывается нам закон познания высших духовных истин: целью познания должна быть истина ради самой истины, ради правды Божией в ней заключенной, ради желания ее и любви к ней; и тогда и только тогда она будет открываться нам.

Но может быть и иной подход, когда истина уже не является целью самой по себе, но средством для иных целей.

В этом случае может быть много различных побуждений: и честолюбное стремление достигнуть успеха в жизни, и простое тщеславие — блеснуть богатством своих познаний; может быть и простое любопытство — нахватать побольше всяких сведений. Может быть много еще и иных побуждений.

Во всех этих случаях знание остается поверхностным, внешним; оно не проникает вглубь души и не приносит плода подобно приточному зерну, упавшему на каменистую почву, и может причинить только вред. Истинное познание правды Божией –  Евангельских заповедей –  непременно влечет и к исполнению. «Будучи любознателен, будь и трудолюбив, ибо голое знание надмевает человека» (Марк Подвижник).

От такого поверхностного восприятия истины не спасает человека никакое его положение: он может быть и ученейшим богословом, и ректором духовной академии, и высоким иерархом в Церкви, и подвижником в монастыре, и так далее, не говоря уже о тех, кто живет всецело мирской жизнью.

Принимая это во внимание, мы не будем удивляться тому, что и богословы и иерархи впадали в ереси и учиняли расколы и смуты в Церкви, а прославленные подвижники впадали в прелесть (прельщение) и гибли.

Все это происходит от того, что «строители отвергают камень, который должен лечь во главу угла». Камень же Христос и заповеди Его! Пренебрежение заповедей Божиих ведет к остращенности; всякая же страсть, как дым, застилает умственный взор, и он не может уже постигать истину.

Самый разительный пример этого дает нам Евангелие в лице Иуды-предателя: даже исключительная близость к Спасителю, его апостольское звание не спасло его от гибели. Иуде, как и другим апостолам, была дана власть творить чудеса, изгонять бесов; он был свидетелем бесчисленных чудес и дивных деяний Самого Господа; как апостол Иуда знал сокровенный смысл притчей и учения Христова, ему были открываемы тайны Царствия Божия. И несмотря на все это, страсть сребролюбия осталась неисцельной; мало того, она возросла до таких чудовищных размеров, что даже подвигла Иуду на предательство своего Учителя.

Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»