Аудио-трансляция

Кто ус­пел за­жечь све­тиль­ник свой, тот и ли­ку­ет со Слад­чай­шим и Вож­де­лен­ней­шим сво­им Же­ни­хом в не­у­мол­ка­е­мом шу­ме празд­ну­ю­щих. А све­тиль­ник-то и есть мо­лит­ва. Серд­це – фи­тиль, мо­лит­ва – огонь, а ра­дость не­изг­ла­го­лан­ная в серд­це мо­лит­вен­ном – действие Ду­ха Свя­та­го или нас­лаж­де­ние в не­ве­ст­ни­ке с Не­бес­ным Же­ни­хом. По­то­му-то я вас и уве­ще­ваю и про­шу: не дре­ми­те, не гу­би­те вре­ме­ни в сме­хах да шут­ках, не­во­зв­ра­ти­мо­го вре­ме­ни; все эти вре­мен­ные уте­хи об­ра­тят­ся в уголь го­ря­щий, в омер­зи­тель­ное зло­во­ние, в не­вы­но­си­мую том­но­ту, а убе­жать бу­дет не­ку­да. И по­то­му Гос­подь ска­зал воз­люб­лен­ным Сво­им: Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мф. 26, 41)...

преп. Анатолий

Духовное познание ради Истины

В основу всякого созидания надо класть правильное основание: от этого зависит доброкачественность и прочность творимого. Будь это постройка дома в мире материальном, или в сфере умственной приобретение знаний, творчество, или в духовной жизни внутреннее делание, одним словом, во всем, где происходит созидание, все зависит от основания, от фундамента, на котором оно строится. Дом может быть выстроен на камне или на песке; в последнем случае падение его бывает великое, как говорит нам Евангелие.

Мы имеем намерение изучать творения святых отцов. Что же мы должны положить в основание нашего этого изучения?

Прежде всего мы должны дать себе ясный отчет в том, что такое представляют собою творения святых отцов. Кроме канонического и литургического богатства в них заключен благодатный многовековой психологический опыт православных подвижников. На протяжении веков восточные аскеты при содействии благодати Святаго Духа в совершенстве изучили душу человека, законы ее жизни и путь к духовному ее восхождению. В их творениях разработан и указан правильный и единственный путь к высшему совершенству святости и Боговедению на все времена и для всех народов.

Духовное познание ради ИстиныВ этих творениях дивное единомыслие и все органически вытекает одно из другого. Святые отцы в благодати Святаго Духа говорили истину, а потому авторитет их для нас должен быть абсолютным. Господь говорит: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ф. 5,6). Здесь открывается нам закон познания высших духовных истин: целью познания должна быть истина ради самой истины, ради правды Божией в ней заключенной, ради желания ее и любви к ней; и тогда и только тогда она будет открываться нам.

Но может быть и иной подход, когда истина уже не является целью самой по себе, но средством для иных целей.

В этом случае может быть много различных побуждений: и честолюбное стремление достигнуть успеха в жизни, и простое тщеславие — блеснуть богатством своих познаний; может быть и простое любопытство — нахватать побольше всяких сведений. Может быть много еще и иных побуждений.

Во всех этих случаях знание остается поверхностным, внешним; оно не проникает вглубь души и не приносит плода подобно приточному зерну, упавшему на каменистую почву, и может причинить только вред. Истинное познание правды Божией –  Евангельских заповедей –  непременно влечет и к исполнению. «Будучи любознателен, будь и трудолюбив, ибо голое знание надмевает человека» (Марк Подвижник).

От такого поверхностного восприятия истины не спасает человека никакое его положение: он может быть и ученейшим богословом, и ректором духовной академии, и высоким иерархом в Церкви, и подвижником в монастыре, и так далее, не говоря уже о тех, кто живет всецело мирской жизнью.

Принимая это во внимание, мы не будем удивляться тому, что и богословы и иерархи впадали в ереси и учиняли расколы и смуты в Церкви, а прославленные подвижники впадали в прелесть (прельщение) и гибли.

Все это происходит от того, что «строители отвергают камень, который должен лечь во главу угла». Камень же Христос и заповеди Его! Пренебрежение заповедей Божиих ведет к остращенности; всякая же страсть, как дым, застилает умственный взор, и он не может уже постигать истину.

Самый разительный пример этого дает нам Евангелие в лице Иуды-предателя: даже исключительная близость к Спасителю, его апостольское звание не спасло его от гибели. Иуде, как и другим апостолам, была дана власть творить чудеса, изгонять бесов; он был свидетелем бесчисленных чудес и дивных деяний Самого Господа; как апостол Иуда знал сокровенный смысл притчей и учения Христова, ему были открываемы тайны Царствия Божия. И несмотря на все это, страсть сребролюбия осталась неисцельной; мало того, она возросла до таких чудовищных размеров, что даже подвигла Иуду на предательство своего Учителя.

Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»