Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­тые от­цы не со­ве­ту­ют гре­хов чувствен­нос­ти изъ­яс­нять под­роб­но, что­бы па­мя­тию под­роб­нос­ти не оск­вер­нять чувств, а ска­зать прос­то об­раз гре­ха, а про­чие гре­хи, на­во­дя­щие стыд са­мо­лю­бию, долж­но по­яс­нить под­роб­нее, с об­ви­не­ни­ем се­бя.

преп. Макарий

Гре­хов­ные на­вы­ки и страс­ти не под­да­ют­ся ув­ра­че­ва­нию без ис­по­ве­ди. Вся­кое вра­че­ва­ние бу­дет не­пол­ным и не­дос­та­точ­ным без ис­по­ве­ди, а при по­мо­щи ис­по­ве­ди они удоб­но ис­ко­ре­ня­ют­ся. Всег­да не­об­хо­ди­мо об­ра­щать осо­бен­ное вни­ма­ние на ис­по­ведь, всег­да тща­тель­но го­то­вить­ся к ней и чис­то­сер­деч­но ис­по­ве­до­вать все свои сог­ре­ше­ния.

преп. Никон

Ду­хов­ни­ка бо­ять­ся не­че­го, и сты­дить­ся его не долж­но. Ду­хов­ник все зна­ет, все гре­хи зна­ет, так как у не­го не од­на ду­ша, а сот­ни ис­по­ве­ду­ют­ся, и его не уди­вишь ни­ка­ким гре­хом, как бы он ве­лик и тя­жек ни был.

преп. Никон

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6]

 

Преподобномученик монах Викентий (Никольский), сын чиновника финансового ведомства из Петербурга, пришел в Оптину Пустынь в 1913 году. Тихий, скромный, он с юности любил уединенную жизнь. Послушание нес в канцелярии монастыря, затем работал в музее «Оптина Пустынь». С началом гонений о. Викентий переехал в Козельск, в 1930 году был арестован и выслан на пять лет. Из ссылки он писал: «Так все здесь теперь по вкусу... Пустынная страна... в отдалении от железной дороги и парохода и всякой современной цивилизации... И вот о чем я мечтал, Господь своими судьбами как раз-то мне теперь и дал... Слава Богу! Приходиться голодать... и на это никак нельзя мне роптать. Всегда я был чревоугодником»[1]. В 1937 году, вернувшись из ссылки тяжело больным туберкулезом, он поселился в Козельске, на Красноармейской ул., д. №31, вместе с 80-летним монахом Феодулом (Слепухиным), которого знал еще по Оптиной, когда тот нес послушание в иконно-книжной лавке. Жили на подаяния: старец выходил на улицу и стоял на углу своего дома с протянутой рукой. Изредка их навещали монахини, чтобы помочь по дому. В августе 1937 года монах Викентий вновь был арестован. На первом допросе отец Викентий не выдержал давления и согласился подписать протокол с признанием в контрреволюционной деятельности. Но впоследствии он сказал: «На политические темы я разговоров никаких никогда не вел. Этим вопросом не интересуюсь, занимаюсь исключительно чтением религиозных книг и хождением в церковь»**. 8 сентября 1937 года его осудили на десять лет, отправили в Локчинский концлагерь в Коми АССР, где 11 декабря того же года отец Викентий скончался. Что стало с о. Феодулом неизвестно[i].

Новомученики. Оптина ПустыньНе избежали декабрьских репрессий и монахини близлежащих женских монастырей. Они арестовывались по нескольку раз, многие были осуждены на десять лет концлагерей, остальные – высланы. Известно, что 14 декабря были расстреляны монахини Шамординского монастыря: казначея монастыря Елисавета (Соколова), а также Ольга (Сомова), Анна (Самойлова), Анастасия (Прохорова), Анна (Трегубова) и Мария (Углик)[ii]

20 декабря был расстрелян преподобномученик иеромонах Гурий (Самойлов). В марте 1937 года после семи лет заключения в концлагере отец Гурий приехал в с. Волово Тульской области, а в ноябре уже вновь был арестован. На следствии отец Гурий держался мужественно и сохранил твердость своих убеждений. Вместе с ним были арестованы и затем осуждены на десять лет лагерей еще 8 мирян, основная вина которых была в том, что они не хотели записываться в колхоз[iii]. В 1954 году дело пересматривалось и, как выяснил следователь КГБ: «Все обвиняемые по настоящему делу были арестованы в нарушение советской законности... бывший начальник Воловского РО НКВД и сотрудник того же Р[айонного] О[тделения] при допросе свидетелей... сфабриковали их показания...»[2]

Новомученики. Оптина ПустыньИеродиакон Силуан (Щиголев) 23 декабря 1937 года был осужден на десять лет концлагеря. Сергей Филиппович Щиголев, 25-летний орловский крестьянин, поступил в Оптину Пустынь в 1906 году, нес послушание в саду, затем был просфорником, в 1915 году был пострижен в монашество. После закрытия монастыря уехал к брату на родину. С 1931 года иеродиакон Силуан служил в селе Слободском Измалковского района Орловской области, где 19 октября 1937 года был арестован и обвинен в антисоветской агитации. Отец Силуан на поводу у следствия не шел, перенес двухмесячное следствие, допросы, очную ставку и был осужден на основании ложных свидетельских показаний на десять лет концлагеря со стандартным набором обвинений: «Среди населения проводил к\р агитацию, распространял провокационные слухи о гибели Соввласти, клеветал на Соввласть, призывал население не подписываться на заем обороны СССР, восхвалял врагов народа». Дальнейшая его судьба неизвестна[iv].

За день до Нового года был расстрелян иеромонах Иеремия (Авдулов). Отец Иеремия был пострижен в монашество в Оптиной Пустыни в 1905 году, был певчим на клиросе, а в 1911 году рукоположен во иеродиакона. После начавшихся гонений отец Иеремия уехал на родину в Воронежскую область, где был рукоположен во иеромонаха. В эти годы он служил в селе Николаевское Терновского района Воронежской области, там же был арестован. Иеромонах достойно перенес допросы, никого не оговорив и не признав за собой ложной вины. Следствие было кратким: 12 декабря – арест, а 30 декабря – расстрел[v].

Новомученики. Оптина ПустыньВ 1938 году расстрелов в стране было немногим меньше, но только потому, что «план» почти был выполнен, пятилетка безбожия завершена. Но и этот год не обошел репрессиями насельников Оптиной Пустыни.

8 января 1938 года под Тулой были расстреляны: настоятель Оптиной Пустыни прмч. Исаакий (Бобраков), прмц. Августа (Защук), иеродиакон Вадим (Антонов), послушники Григорий Ларин и Даниил Пятибратов и еще около 20-ти человек священников, монахинь и один мирянин[vi].

Гонения 1937 года застали прмч. архимандрита Исаакия (Бобракова) в г. Белеве. До этого, в 1920-е годы, архимандрит жил в Козельске, на Малой Заречной ул., д. №9, в доме, принадлежавшем Е.Д. Новикову. Вместе с ним проживали: иеромонах Диодор (Хомутов), арестованный в 1927 году; иеромонах Ефросин (Башлаков), арестованный в 1930 году, иеродиакон Питирим (Кудрявцев), арестованный также в 1930 году. Отца Исаакия сопровождал везде его келейник о. Мисаил (Цубаников). «Кланяется тебе о. Мисаил, – писал в 1936 году преподобномученик отцу Павлу (Драчеву), – мы оба живы пока, здоровьем нельзя похвалиться, оба стали слабые, ощущается оскудение во всем необходимом для прожития, ну что ж делать, за все слава Богу»[3]. На следствии никто из оптинцев не согласился с предъявленным обвинением в антигосударственной деятельности.

Новомученики. Оптина ПустыньВ один день со своими братиями, но осужденный по другому делу, был расстрелян оптинский иеромонах Амвросий (Коханов), также не признавший за собой никакой вины[vii].

Местом погребения расстрелянных считается 162-й км Симферопольского шоссе (Теснинские лагеря), где сохранились рвы, такие же, как и на Бутовском полигоне, но поменьше в размерах. Земля в них со временем проседает, а весной рвы заполняются талой водой. Местные жители в этих местах находили вещи, предположительно принадлежавшие расстрелянным. 

Следователи, которые фабриковали дела по обвинению прмч. Исаакия с братией, сами в 1939 году военным трибуналом НКВД Московской области были осуждены на пять лет за то, что «арестовывали людей без всяких оснований, а затем ведя расследование, применяли незаконные методы допроса»[4]. Чекисты по видимому не рассчитали своих сил, арестовав жену секретаря РК ВКП(б).

9 января 1938 года в Новосибирской области был расстрелян иеромонах Геронтий (Ермаков). В октябре 1937 года отец Геронтий был осужден на десять лет концлагеря. Прибыв в СибЛаг, он вскоре вновь был арестован, на следствии дал ложные показания о своем участии в контрреволюционной повстанческой организации «ставившей своей целью свержение советской власти путем вооруженного восстания»**. По этому сфальсифицированному уголовному делу вместе с отцом Геронтием был расстрелян 51 человек[viii]. В 1955 году сотрудник МВД, ранее работавший уполномоченным НКВД в 3-м отделе СибЛага, на допросе показал: «В тот период времени, арестованных до допросов со следователем, подготавливали в камерах специально подсаженные лица, которые уговаривали дать признательные показания. При вызове на допрос таким образом подготовленные арестованные сразу рассказывали о своей антисоветской деятельности.... Мне одно непонятно, почему руководство, заставляющее делать нарушение УПК[5], не отвечает за это»[6].

В этот же день тройкой УНКВД по Воронежской области приговорен к расстрелу иеромонах Моисей (Чеботарев). Отец Моисей несколько лет подвизался в Оптиной Пустыни. При настоятеле архимандрите Ксенофонте нес послушание поверенного в делах монастыря. (Его имя упоминается в летописи среди зачинщиков оптинской смуты 1910 года, когда несколько братий при поддежке высокопоставленных покровителей, стали писать доносы на руководство монастыря, обвиняя его в неправильном ведении лесного хозяйства, нарушениях при строительстве, финансовых нарушениях и др. Основным жалобщикам в итоге пришлось покинуть монастырь). Иеромонах Моисей в послереволюционные годы вернулся на родину в Липецкий район. На следствии отец Моисей отказался признавать себя виновным в возводимых на него обвинениях[ix].

Новомученики. Оптина ПустыньНа рассвете праздника Крещения Господня 1938 года был расстрелян преподобномученик иеромонах Пафнутий (Костин). До ареста он жил в деревне Сосенка, недалеко от Оптиной Пустыни, где раньше находилась монастырская мельница. Постоянного места служения у него не было, и поэтому он совершал требы по деревням. Затем о. Пафнутий ненадолго уехал на свою родину в село Победное Орловской области, где, по воспоминаниям родственницы, служил тайно и ходил причащать больных. Знакомые посоветовали о. Пафнутию скрыться из села во избежание ареста, тогда он вернулся в деревню Сосенка. Там о. Пафнутий тяжело заболел, но, несмотря на это, был арестован. На допросах иеромонах Пафнутий был тверд в вере, виновным себя не признал[x].

Иеромонах Варнава (Клыков) был келейником прп. Анатолия Младшего. После закрытия Оптиной он стал насельником Троице-Сергиевой пустыни в п. Стрельне, под Ленинградом, где в конце 1932 года был арестован в первый раз. «Всякую власть почитаю, так как она от Бога, но царская власть все же лучше советской, так как она не преследует духовенство. Если бы сейчас царская власть, то ее бы, безусловно, вышел бы встречать с крестным ходом. Я никогда ничего против советской власти не имел и не говорил», – сказал он следователю. И далее: «Виновным себя не признаю, агитации против советской власти не вел, никакого преступления не совершил, и мне сейчас приходится страдать за веру Христову... Вся моя жизнь прошла в служении Богу, и до конца дней своих я буду молить Его, чтобы простил грехи людей, которые не знают, что творят»*. Второй его арест был последним: расстрелян 26 марта[xi]. На следствии отец Варнава не выдержал и дал показания о якобы проводимой им антисоветской деятельности.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОНЕНИЯ

После кровавых репрессий 1937-1938 годов смертных приговоров в целом по стране стало меньше, и нам неизвестно о расстрелах кого-либо из оптинской братии в то время. Но отношение государства к Церкви принципиально не изменилось, иными стали лишь методы антирелигиозной борьбы. И во время войны священников по-прежнему арестовывали, заключали в лагеря, ссылали. Советская власть держалась такой политики и в послевоенный период[xii]. 26 октября 1948 года была выпущена совместная директива Генеральной Прокуратуры и МГБ СССР № 66/241сс о дополнительных репрессиях против священнослужителей, отбывших наказание по 58-ой статье, возвратившихся в места прежнего проживания и продолжавших активную церковную деятельность[xiii].

Новомученики. Оптина ПустыньИеромонах Макарий (Чиликин) в Оптиной Пустыни был старшим рухольным, после закрытия монастыря – одним из духовников братии. Некоторое время он служил в Успенском соборе, затем в Благовещенском храме г. Козельска. Вместе с ним жили в Козельске его родные сестры, шамординские монахини Смарагда и Венедикта. В 1930 году отец Макарий был арестован и, как записано в обвинительном заключении, «частично признал свою вину». Затем был сослан в Севкрай [xiv], каким-то образом пережил аресты 1937–1938 годов и скончался, по данным Синодика, 1 мая 1939 года в 5 часов 10 минут утра в г. Белёве. У Свято–Троицкого храма отмечена его могила.

Архимандрит Амвросий (Соболев). Сын чиновника из г. Болхова Орловской губ., он поступил в скит Оптиной Пустыни в 1898 году в семнадцатилетнем возрасте. Нес разные послушания, в 1911 году пострижен в монашество. В 1920 году монах Амвросий вернулся на родину. В последущие годы он был рукоположен в священный сан. С началом Великой Отечественной Войны отец Авмросий, уже в сане архимандрита оказался в оккупированной немцами г. Верее Московской области, где принял участие в открытии цекрви, ранее закрытой большевиками. После взятия Вереи войсками Красной армии отец Амвросий был арестован и 10 июля 1942 года заключен во внутреннюю тюрьму УНКВД Москвы. Можайским военным трибуналом 20 августа 1942 был приговорен к 10 годам лишения свободы и поражению в правах на три года. В 1943 году прокурор опротестовал данное решение, и Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрев дело и согласившись с прокурором, определила, что обвинение основано на показаниях лишь одного свидетеля, поэтому дело было направлено на новое рассмотрение. Но было уже поздно. Архимандрит Амвросий скончался 18 декабря 1942 года в СибЛаге[xv].

Новомученики. Оптина ПустыньВ первой половине 1940-х годов скончался иеромонах Тихон (Лебедев). Он прожил в Оптиной Пустыни почти 30 лет, нес клиросное послушание и чреду богослужений. В 1922 году о. Тихон удалился в уединенное местечко в бывшей Калужской губернии и основал небольшой монастырек, где вместе с ним жили две монахини. Еще три монахини, чтобы не привлекать внимания, жили неподалеку. Посетителями пустыньки были местные священники, приходили помолиться и пообщаться некоторые местные жители. В конце лета 1937 года 13 человек из числа посещавших монастырь были арестованы. 77-летний о. Тихон на следствии подробно рассказал о посетителях, передал содержание их бесед, дал показания об антисоветских высказываниях последнего оптинского настоятеля прмч. Исаакия (Бобракова), признал и себя виновным перед государством. По окончании следствия о.Тихон был освобожден из-под стражи с формулировкой «по старости лет»** и доживал свой век у родственников. Монахини этой общины Евгения Белова, Харита Крицкая, Мария Спиридонова, Ирина Сычева были осуждены на десять лет концлагерей [xvi].

Монах Маркиан (Безносиков) в Оптиной Пустыни нес послушание при монастырском пароме. С 1923 года жил в г. Козельске, перебивался случайными заработками и выжил с помощью братства. Во время гонений лишь однажды в 1930 году в Козельске был допрошен как свидетель. Затем он жил в г. Белеве у разных людей, оставил по себе хорошие воспоминания. Отец Маркиан занимался рукоделием – делал деревянные ложки с назидательными надписями, несколько штук сохранились до нашего времени и переданы в монастырь. Скончался 3 декабря 1944 года в возрасте 77 лет.

Новомученики. Оптина ПустыньИеромонах Даниил (Фомин), оптинский ювелир, последние годы своей жизни жил в г. Сорочинске Оренбургской области, где очень почитался среди местных жителей. В его уголовном деле за 1940 год написано, что в 1929 году он был сослан на пять лет в Архангельск, этого уголовного дела найти не удалось. После ссылки он приехал в Калугу и пел в хоре Николо-Казинского храма, где вновь был арестован в феврале 1940 года. На следствии держался твердо и не признавал предъявленные обвинения даже во время очных ставок со одним калужским священником, который согласился лжесвидетельствовать против отца Даниила. «Виновным себя не признаю, но против советской власти говорил», – отвечал он на допросе [7]. Но после окончания следствия иеромонах написал из тюремной камеры записку с раскаянием в своей антигосударственной деятельности (по-видимому, для смягчения приговора). Он был сослан на восемь лет с последующим поражением в правах на 5 лет [xvii]. Скончался оптинский монах в Оренбургской области 25 июля 1953 года. Среди провожавших его в последний путь был иерей Иоанн Снычев, будущий митрополит [xviii].

Прп. исп. Рафаил (Шейченко) поступил в Оптину Пустынь в мае 1918 года и прожил в ней примерно до 1924 года, нес послушание певчего и ветеринара. Принудительные работы на лесозаготовках предшествовали аресту 1930 года. Как одного из «руководителей контрреволюционной группировки» его осудили на десять лет концлагеря. Исповедник содержался в ВишерЛаге на Урале, затем в Дмитрове под Москвой.

Новомученики. Оптина ПустыньВ конце 1936 года, находясь в заключении, за «антисоветскую агитацию среди заключенных» арестован второй раз. Лагерные власти характеризовали отца Рафаила как очень скрытного человека, так на вопрос одного из начальников: «Кто у Вас был на свидании?», отец Рафаил отвечал, что была его сестра, фамилию которой забыл[8]. На следствии архидиакон держался твердо, тогда он получил дополнительно пять лет лагерей с последующим поражением в правах на шесть лет. Теперь его отправили «в отдаленные северные лагеря» – вначале в Кемь, затем в Усольлаг.

Вернувшись из лагерей, отец Рафаил вновь стал служить с 1943 года в Козельске, где после рукоположения в сан иеромонаха был назначен настоятелем Благовещенского храма. Через семь лет его арестовали в третий раз. Одна свидетельница рассказала на следствии, что отец Рафаил давал ей почитать книгу свт. Василия Великого со словами: «Василий Великий был умнее чем [Сталин]»[9] Другая свидетельница показала, что отец Рафаил с амвона «призывал верующих каяться в своих грехах, благодаря которым они едят "тошнотики"» [10].

«Высказывал клеветнические измышления о материальном благосостоянии трудящихся, дискредитировал руководителей ВКП(б), возводил клевету на политику ВКП(б) и советского правительства по отношению к духовенству»,– так было сформулировано обвинительное заключение, а приговор – опять десять лет концлагеря.[xix] Отец Рафаил вновь заключенный, но теперь уже в Кировской области. «Слава Богу за все»,– писал батюшка из заключения,– «без этой скорби моя жизнь была бы не полна»*.

Новомученики. Оптина ПустыньЧерез семь лет, освобожденный досрочно из-за полученной инвалидности, батюшка вернулся в Козельск, где скончался 19 июня 1957 года, не прожив и двух лет на свободе. 22 июня 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия мощи отца Рафаила были перенесены на братское кладбище Оптиной Пустыни, а в 2006 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Иеромонах Иероним (Федотов) в Оптиной Пустыни подвизался с 1905 года, нес послушание в булочной. В 1922 году отец Иероним покинул родную обитель и скитался по разным приходам. Весной 1930 года он нашел место священника в церкви села Борщевка Ферзиковского района Тульской области. Службы, которые проводил оптинский иеромонах, длились с семи часов утра до двух часов дня. Своим истовым служением он стал известен на всю округу, так что люди стали приезжать к нему в храм из разных мест. 

Однажды к батюшке приехала больная женщина по имени Акилина, которая двадцать лет страдала припадками такой силы, что, глядя на нее, народ в церкви плакал. После отчиток отца Иеронима и Св. Причащения Акилина исцелилась. Это привело в раздражение местные власти, и они решили немедленно арестовать священника, но отец Иероним, по-видимому, узнав об этом намерении, скрылся. В Калуге он недолго служил священником в Спасо-Преображенском храме **, затем в Николо-Казинском храме, а в апреле 1931 года его все-таки арестовали за то, что «организовал вокруг себя группу церковников... разжигал религиозный фанатизм верующих через исцеление бесноватых» ***. За исцеление больной батюшка получил пять лет лагерей.

Новомученики. Оптина ПустыньПосле освобождения, в 1934 году, отец Иероним вернулся в Калугу и устроился петь в церковном хоре, в апреле 1938 года вновь был арестован. Имея очень слабое зрение, не сумев прочитать составленный следователем текст допроса, о. Иероним поставил свою подпись под первым протоколом, содержащим признание в антисоветской агитации, но впоследствии отказался от этих показаний и больше не подписал ни один документ. В тюрьме иеромонах Иероним провел почти два года, и все это время работники НКВД собирали необходимые материалы для обвинительного заключения, но отец Иероним не считал себя виноватым перед государством, не соглашался со следователем и ничего не подписывал. Тогда были найдены нужные свидетели, доказавшие «вину» иеромонаха. Один калужский священник рассказал следствию: «Мне лично известно, что Федотов был настроен антисоветски. Проживая в Калуге, он группировал вокруг себя монашеские элементы... он высказал: "Советская власть очень жестоко относится к людям, арестовывает безвинных... проявляет насилие над народом, закрывает церкви, лишает народ духовенства"» *. Только в мае 1940 года был вынесен приговор 63-летнему отцу Иерониму – пять лет ссылки в Коми АССР [xx].

Вернувшись из ссылки, отец Иероним с 1944 года служил на малопосещаемом приходе в храме Феодоровской иконы Божией Матери в с. Лукьянове Малоярославского района, в 1956 году вышел за штат по состоянию здоровья[xxi]. Скончался исповедник 19 марта 1959 года в Лукьянове, там же и похоронен. Храм закрыли в 1960 году.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6]

[1] УФСБ по Калужской обл., П-9634, л.28.

** УФСБ по Калужской обл., П-9634, л.53 об.

[2] УФСБ по Тульской обл., П-14605, л.275.

[3] Архив Оптиной Пустыни.

[4] УФСБ по Тульской обл., П-9953, л.264

** УФСБ по Кемеровской обл., П-5761, л.288.

[5] Уголовно-процессуальный кодекс.

[6] УФСБ по Кемеровской области, д.П-5761, л.108.

* АУФСБ СПб и ЛО , П-81142, л. 359.

** УФСБ по Калужской обл., П-12172, С.287.

[7] УФСБ по Калужской обл., П-15354, т.2, л.30.

[8] УФСБ по Калужской обл., П-13573, «Справка по материалам архивно-следственного дела № 4147 и дела № 277949 на Шейченко Р.И.», л. 21.

[9] УФСБ по Калужской обл., П-13573, л.97.

[10] Там же.

* АОП. Фонд новомучеников и исповедников.

** «Спас-за-верхом», теперь – подворье Пафнутьев-Боровского монастыря.

*** УФСБ по Калужской обл., П-7223, л.38.

* УФСБ по Калужской обл., П-4986, лл.27, 27об.

[i] УФСБ по Калужской обл., П-9634

[ii] УФСБ по Калужской обл., П-6383

[iii] УФСБ по Тульской обл., П-14605

[iv] УФСБ по Липецкой обл., д. П-15624

[v] УФСБ по Воронежской обл., П-25038

[vi] УФСБ по Тульской обл., П-9953

[vii] УФСБ по Тульской обл., П-16245

[viii] УФСБ по Кемеровской обл., П-5761

[ix] Государственный архив Липецкой области. Ф. Р-2210, Оп.1, Д.21977

[x] УФСБ по Калужской обл., П-13238

[xi] АУФСБ СПб и ЛО. П-76625

[xii] Иг. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия.– ООО «Издательский дом "Булат"». – т.3, с.26

[xiii] УФСБ по калужской обл. Архивная справка в отношении иеромонаха Рафаила – Шейченко Родиона Ивановича от 12 октября 2004 года №76/Ш-773 заместителя начальника Управления Б.М. Хашегульгова.

[xiv] УФСБ по Калужской обл., П-13910

[xv] ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-11405

[xvi] УФСБ по Калужской обл., П-12172

[xvii] УФСБ по Калужской обл., П-15354

[xviii] Прот. Н. Стремский. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. – Оренбургское книжное издательство. – 2000. – С.229-262

[xix] УФСБ по Калужской обл., П-13910, П-20663, П-13573

[xx] УФСБ по Калужской обл., П-5128, П-7223, П-4986

[xxi] ГАКО, ф. Р-3501, Оп.1, ед.хр.2, лл. 3об., 4, 20 об, 21; ед.хр.12, лл. 9, 15, ед.хр.7, лл. 1, 1 об., 32