Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

преп. Лев

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

преп. Моисей

Гос­подь за­ни­ма­ет­ся спа­се­ни­ем ду­ши ва­шей боль­ше, не­же­ли как бы вы ду­ма­ли. Он спа­сет вас, толь­ко об­ра­щай­тесь к Не­му со сми­рен­ным упо­ва­ни­ем и де­лай­те ма­лое по ви­ди­мо­му. Гос­подь Бог и ма­лое, Его ра­ди тво­ри­мое, оце­нит до­ро­гою це­ною.

преп. Моисей

Слово в день памяти святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

Князья Борис и Глеб были первыми святыми, канонизованными Русской Церковью. Позже их в разное время Церковь стала чтить варягов Феодора и Иоанна (мучеников за веру, погибших при князе Владимире-язычнике), княгиню Ольгу и князя Владимира как равноапостольных просветителей Руси. Но святые Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами её и признанными небесными молитвенниками «за новые люди христианские». Святые страстотерпцы были убиты своим братом Святополком «окаянным», желавшим захватить Киевский великокняжеский престол.

В чём же состоял подвиг святых благоверных князей? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления погибнуть от рук убийц? Смысл в том, что всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и невинное страдание в мире есть страдание за имя Христово. Преподобный Нестор-летописец называет Бориса «сообщником страсти» Христовой, а Глеб молится в последний час: «В древности Захария заколен был пред жертвенником Твоим, а ныне я заклан пред Тобою, Господи». Преподобный Нестор в своём прологе к житию вызывает в памяти всю историю искупления человечества для того, чтобы «в последние дни» ввести в Церковь народ русский как «работников единонадесятого часа». Эти работники сумели с гениальной простотой младенцев плениться образом Христа и абсолютной красотой евангельского пути. Через жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба, как через Евангелие, образ кроткого и страдающего Спасителя вошёл в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня. Святые князья-страстотерпцы по смерти становятся силой, обороняющей землю русскую от врагов: «Вы нам оружие, земли Русския забрала и утверждение и мечи обоюду остры, ими же дерзость поганскую низлагаем»,— сказано в житии. Известны многие случаи явления князей-страстотерпцев в трудное для нашего Отечества время, например,— святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. 

Святые страстотерпцы, Борисе и Глебе, молите Бога о нас!

1. Минея 
2. Г. Федотов