Аудио-трансляция

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

преп. Амвросий

Ес­ли че­ло­век тер­пит скор­би с по­кор­ностью во­ле Бо­жи­ей, ис­по­ве­ду­ясь во гре­хах сво­их, то чрез это из­бав­ля­ет­ся от тя­го­ты веч­ных му­че­ний. По­э­то­му луч­ше по­тер­пим здесь неп­ри­ят­нос­ти, как бы они тяж­ки ни бы­ли, воз­вер­зая пе­чаль свою на Гос­по­да и мо­лясь Ему со сми­ре­ни­ем, да из­ба­вит нас от ма­ло­ду­шия и от­ча­я­ния, ко­то­рые ху­же вся­ких гре­хов.

преп. Амвросий

Го­ре на­ше­му вре­ме­ни; ны­не тес­ный и при­с­корб­­ный путь, ве­ду­щий в жи­вот веч­ный, ос­тав­ля­ем, а ищем от­рад­но­го и спо­кой­но­го, но Ми­ло­сер­дый Гос­подь не­воль­но сво­дит с се­го пу­ти мно­гих и пос­тав­ля­ет на прис­ко­рб­ный. Не­воль­ны­ми скор­бя­ми или бо­лез­ня­ми приб­ли­жа­ем­ся ко Гос­по­ду, ибо они нас не­воль­но сми­ря­ют, а сми­ре­ние, ког­да оное стя­жем, и кро­ме дел мо­жет нас спас­ти, по сло­ву свя­то­го Иса­ака Си­ри­на.

преп. Макарий

Слово в день памяти святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

Князья Борис и Глеб были первыми святыми, канонизованными Русской Церковью. Позже их в разное время Церковь стала чтить варягов Феодора и Иоанна (мучеников за веру, погибших при князе Владимире-язычнике), княгиню Ольгу и князя Владимира как равноапостольных просветителей Руси. Но святые Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами её и признанными небесными молитвенниками «за новые люди христианские». Святые страстотерпцы были убиты своим братом Святополком «окаянным», желавшим захватить Киевский великокняжеский престол.

В чём же состоял подвиг святых благоверных князей? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления погибнуть от рук убийц? Смысл в том, что всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и невинное страдание в мире есть страдание за имя Христово. Преподобный Нестор-летописец называет Бориса «сообщником страсти» Христовой, а Глеб молится в последний час: «В древности Захария заколен был пред жертвенником Твоим, а ныне я заклан пред Тобою, Господи». Преподобный Нестор в своём прологе к житию вызывает в памяти всю историю искупления человечества для того, чтобы «в последние дни» ввести в Церковь народ русский как «работников единонадесятого часа». Эти работники сумели с гениальной простотой младенцев плениться образом Христа и абсолютной красотой евангельского пути. Через жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба, как через Евангелие, образ кроткого и страдающего Спасителя вошёл в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня. Святые князья-страстотерпцы по смерти становятся силой, обороняющей землю русскую от врагов: «Вы нам оружие, земли Русския забрала и утверждение и мечи обоюду остры, ими же дерзость поганскую низлагаем»,— сказано в житии. Известны многие случаи явления князей-страстотерпцев в трудное для нашего Отечества время, например,— святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. 

Святые страстотерпцы, Борисе и Глебе, молите Бога о нас!

1. Минея 
2. Г. Федотов