Аудио-трансляция

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось".

преп. Антоний

Святой источник преподобного Пафнутия Боровского

На этом месте издавна существовал источник, освященный в честь преподобного Пафнутия Боровского. Нет сведений, что преподобный бывал в этих местах. Поэтому народное предание о том, что появление источника как-то связано с личностью преподобного Пафнутия, не достоверно. Над источником в 1830 г. построена деревянная часовня, с симметрично расположенными входами, покрытая железом, с колоннами, куполом на высоком барабане, главою и крестом. Внутри часовня была убрана образами. В 1851 г. часовня была разрушена весенним наводнением и в 1852 г. выстроена вновь. Об этом обстоятельстве сохранилось упоминание в «Летописи Скита» за 1852 г.: «Был крестный ход для освящения воды в часовне над колодцем св. Пафнутия, только что обновленной после разорения ее весенним наводнением».  Судя по сохранившемся фотографиям, часовня представляла собою редкий образец деревянного ампира.

Рядом с часовней была купальня. Как писал во второй половине  XIX века о. Леонид (Кавелин): «При колодце есть купальня. Больные, пользовавшиеся ею, как сказывают, получают облегчение, преимущественно в наружных накожных заболеваниях, простудной ломоте (ревматизме) и геморрое». Дважды в год на источник совершались монастырские крестные ходы – 1 мая (память преп. Пафнутия Боровского) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня).

В житии преподобного Оптинского старца Анатолия младшего, есть следующее повествование: «Школа послушания у Старца требовала терпения и отсечения своей воли. О плодах послушания Старцу его духовная дочь Анна Ивановна Шапошникова поведала такую историю: «Было это в октябре – холод страшный. Батюшка меня заставляет идти купаться в Пафнутьевский колодец. «Батюшка, да как же я пойду? Да мне от ваших слов только и то холодно становится. Как же я пойду в воду?» На другой день Батюшка опять посылает меня купаться, и я опять не решаюсь. На третий день вижу, что лицо у Батюшки совсем другое, суровое, он холоден со мною, и опять тот же вопрос о купании. Я испугалась и сейчас же согласилась: «Хорошо, Батюшка, я пойду». Тут же была моя знакомая дама, она попросила у Батюшки благословения и ей пойти искупаться со мною. «А не холодно тебе будет?» – сказал ей Батюшка. «Батюшка, да ведь она-то будет купаться, почему же мне-то холодно?» – «Ну, Бог благословит. Только смотри, не холодно ли тебе будет?» Пошли. Я надела на себя все теплое, и все-таки пока дошла, у меня нос совсем замерз. Пришли к колодцу... сошла в воду, и за молитвы Батюшки вода оказалась совсем теплая: я не только окунулась, но даже поплыла, и когда вышла, то не захотелось обтираться... Было совсем тепло. А дама едва окунет ноги в воду, как уже вся посинеет от холода, и я ее почти без чувств вытаскивала из воды. Так пыталась она несколько раз купаться и не могла. Когда я вернулась, Батюшка встретил меня сияющий и все благодарил за послушание».

После революции и закрытия монастыря, это место пришло в запустение, часовня была разрушена. Сохранились воспоминания, что среди верующих в советские годы хранилась память о святом источнике на этом месте. После возобновления монашеской жизни в Оптиной пустыни в конце 1980-х гг. источник был вновь освящен, над ним построена купальня. Возрождена традиция крестных ходов на источник в день памяти преп. Пафнутия Боровского 14 мая (1 мая по ст. ст.), с совершением малого освящения воды.

В настоящее время планируется восстановление часовни и купальни на источнике.