Аудио-трансляция

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Да даст Гос­подь ра­зум и си­лы друг дру­га тя­го­ты но­сить и тем соб­лю­дать за­кон Хрис­тов, лю­бовь и мир. Ошиб­ки, прос­туп­ки и гре­хи брать­ев да бу­дут мои.

преп. Моисей

Не­мо­щи ду­шев­ные бра­та сво­е­го долж­но но­сить бла­го­душ­но без огор­че­ния. Ибо ес­ли кто бо­лен те­лом, то не толь­ко на не­го не огор­ча­ем­ся, но еще и слу­жим то­му вся­ким об­ра­зом, то та­ким об­ра­зом на­до и в ду­шев­ных не­ду­гах пос­ту­пать.

 

преп. Моисей

Келейная икона преподобного Льва Оптинского к празднику Владимирской иконы  Божией Матери

В благословение от своего духовника и наставника схимонаха Феодора (Пользикова) преподобный оптинский старец Лев получил икону Владимирской Божией Матери, с которой не расставался всю свою жизнь и которую берег как величайшую святыню. Этой иконой преп. Паисий (Величковский) напутствовал своего постриженика старца Феодора при возвращении из Молдавии в Россию.

Сохранилось следующие описание этой иконы: «Изображенная Царица Небесная видом Своим вдыхает в души молящихся пред Нею успокоение. В ее святом лике не видно изысканного умиления и женственной красоты. Черты строгие, и очерк лица более русский, нежели греческий» [Агапит (Беловидов), архим. Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. С. 68.]

Владимирская икона Божией Матери

В келье старца также была ростовая икона на холсте преп. Александра Свирского, в обители которого старец прожил 12 лет, икона Ангела-Хранителя и др.

Старцем Львом икона Владимирской Божией Матери почиталась как чудотворная. «Помазывая болящих елеем из лампады от этой иконы, старец видимо возлагал всю свою надежду на милость и помощь Божию, на заступление Царицы Небесной и на молитвы своего духовного отца. По вере старца о. Леонида и приходивших к нему, помазывание это оказывало великую благодатную силу. Через него многие получали утешение в скорбях, облегчение в душевных бранях и исцеление телесных болезней» [С. 68–69.]

Из жизнеописания старца известны многочисленные случаи исцеления от иконы.

Прп. Лев Оптинский

Известно, что когда келейники жаловались на какую-либо болезнь, старец с молитвой крестообразно помазывал их елеем от лампады, и они получали исцеление. К старцу Льву приходили некоторые богомольцы, которые самовольно носили вериги, полагаясь только на внешние подвиги и не заботясь об очищении сердца от страстей. Старец решительно благословлял снимать с таких «подвижников» вериги, и тогда «на некоторых из закованных ими нападало беснование. На всех таких страдальцев старец возлагал епитрахиль и читал над ними краткую заклинательную молитву из Требника, а сверх того, помазывал их елеем из лампады, или давал им оный пить. Вследствие сего было очень много поразительных случаев исцелений» [С. 70.]

Не всем в обители пришлась по душе нелицеприятная прямота старца. По наветам недоброжелателей, несколько раз начальство принимало решение о переводе его в другую келью, чтобы ограничить к нему поток богомольцев. В ноябре 1835 года старца перевели с пасеки в келью внутри скита. 2 февраля 1836 года последовало настоятельное предписание перевести о. Льва в монастырь.

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной Пустыни

Как сказано в жизнеописании старца: «Бывало, когда объявят ему поведение начальства перевести его в другое помещение, он возьмет на руки известную Владимирскую икону Божией Матери – благословение своего дорогого и незабвенного отца, схимонаха Феодора, громко запоет “Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу”, – и пойдет в указанную ему келью. Поставив св. икону на приличном месте и помолившись пред нею, тут же сядет, ни о чем не заботясь, и как будто ничего с ним не было, и продолжает свое дело, – плетет пояски и принимает братию. Между тем, близкие к нему ученики, вслед за своим старцем понесут кто – книги, кто другие его незатейливые вещи. Так он просто водворялся в новом своем жилище. Он даже не считал себя в таких случаях притесняемым» [С. 196–197.]

Многочисленные исцеления, получаемые по молитвам старца Льва перед чтимым образом Владимирской Божией Матери, были даром благодати Божией, обильно изливающейся по молитвам великого старца, «вследствие чего все с верою относившиеся к нему единогласно свидетельствовали, что в его присутствии они ощущали внутренний мир, успокоение сердечное и духовную радость. Часто приходили к нему с великим горем, а вошедши в его келью, забывали, зачем приходили, и что за горе тревожило их, – оно оставляло их на пороге. Помыслы, казавшиеся страшными и непреодолимыми, в присутствии старца исчезали, как будто их никогда не было; но они опять появлялись, когда относившиеся к старцу ленились приходить к нему» [С. 93.]

После кончины старца Льва образ Божией Матери хранился у его ученика монаха Иоанникия (Бочарова), а после его перехода в Тихонову пустынь был передан в эту обитель.