Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли и слу­чит­ся сог­ре­шить – верь в ми­ло­сер­дие Бо­жие, при­но­си по­ка­я­ние и иди даль­ше, не сму­ща­ясь.

преп. Варсонофий

Вся жизнь есть див­ная тай­на, из­ве­ст­ная толь­ко од­но­му Бо­гу. Нет в жиз­ни слу­чай­ных сцеп­ле­ний обс­то­я­тельств – все про­мыс­ли­тель­но. Мы не по­ни­ма­ем зна­че­ния то­го или дру­го­го обс­то­я­тель­ства, пе­ред на­ми мно­же­ст­во шка­ту­лок, а клю­чей нет. Бы­ли та­кие лю­ди, ко­то­рым отк­ры­ва­лось это...

преп. Варсонофий

Жить – не ту­жить, ни­ко­го не осуж­дать, ни­ко­му не до­саж­дать, и всем мое поч­те­ние.

преп. Амвросий

<предыдущая  оглавление  следующая>>

КРАСОТА ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ

Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская 

В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному в жизни выражалось моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни.


Изящные произведения искусства услаждают не одною красотой внешней формы, но особенно – красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцательною, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет насладиться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но предначертания ее нося сокровенно в себе, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным.

Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых часть отразит ее, как она представилась (художники и артисты).

Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одухотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевный телесный быт, или те же полезные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Кто способен созерцать красоту Горнего Мира, тот становится нечувствительным к земным красотам 

Великие ныне дни. В эти дни радуются и в миру, но не по-духовному; один радуется, что получил деньги, другой – чины и ордена, третий – по другим причинам. Некоторые радуются, что пост прошел и наступило разрешение на вся. Это, пожалуй, законная радость, если только в пище не полагать главного счастья. Но во святых обителях радость бывает о воскресшем Иисусе. Не отставляйте посещать святые обители, особенно в праздники, когда и меня не будет. Здесь теплится духовная жизнь, согревающая душу человека. Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности. Прекрасны Альпы, освещенные солнцем, великолепны многие места в Италии, про Неаполь сложилась пословица: "Посмотри на Неаполь и умри". Ни о Париже, ни о Риме этого не говорится. А говорят именно о Неаполе, который, действительно, дивно хорош со своим голубым морем и голубыми горами.

Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился. Все равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например, Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например, Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир. Некоторые подвижники даже отвращали от него свои взоры. Известен один подвижник, который загородил иконой единственное окно своей кельи, а из него открывался восхитительный вид. Его спросили: "Как это ты, отец, не хочешь даже взглянуть, а мы не могли налюбоваться и на небо, и на горы и на Эгейское море с его островами".

— Отчего я закрываю окно – вам не понять, но созерцать красоты мира сего я не имею желания, – ответил подвижник.

Это оттого, что он созерцал красоту горнего мира, и не хотел отвлечь от него своего внимания. Действительно, кто познал высшее блаженство, тот нечувствителен к земным утешениям. Но для сего познания надо иметь высокую душу.

КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ

Во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господнем 

«Горечь сия да превратится в радость». Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует и до сих пор. Их томила жажда, но все это количество воды оказалось горьким. Не было возможности пить эту воду. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь, стала приятной на вкус. Но то были образы, непонятные для народа, разве только Моисей разумел сокрытый смысл происходившего. Что же прообразовало это дерево, усладившее горечь вод озера Мерра? Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса. Как бы ни был грешен христианин, он имеет драгоценную веру в Господа Иисуса и этой верой спасается. И ты спасешься, только держись за Христа. Вопи к Нему, и услышит. Конечно, не голосом вопи, а сердцем: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!" – и помилует, помилует!

Без креста нет спасения

30 июля, в день рождения наследника, служил обедню. Подают мне облачение, диакон и пономари уже хотели одеть на меня ризу, но я сказал:

— Погодите, сначала возьму с престола свой архимандритский крест и надену его, а потом уже ризу.

И одев крест, облачился в блестящую золотую ризу. Спрашиваю диакона:

— Отчего я одел крест раньше ризы?

— Да удобнее это, он тогда хорошо ложится и не мешает.

— Так, ну, а еще отчего?

— Не знаю, – отвечает.

Спрашиваю другого, третьего. Никто не мог ответить.

— Оттого, – говорю им, – что для получения святой ризы оправдания необходимо сначала понести крест, без креста нет спасения.

«Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».


Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хотя и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо, потребно всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже Вочеловечившийся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении Креста, т.е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике Бесплотных Духов... Какое высокое назначение...

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Сила крестного знамения 

В Скиту есть обычай принимать у старца благословение на ночь и на день.

Утром и вечером весь Скит приходит к Игумену, и он всех благословляет. Великое значение имеет крестное знамение. Никто не знает, что принесет наступающая ночь, потому как важно оградиться силою Честного и Животворящего Креста.


Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беспомощны: это равно, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес, – да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых сетей диавольских.


Молитва и крестное знамение спасает нас от врага, который повсюду расставляет свои сети. Сегодня были у меня брат с сестрой из Ефремова и рассказали следующее. Жили они зажиточно: имели магазин, где торговал отец их, и оба брата помогали ему, а сестра распоряжалась хозяйством, и все шло хорошо. Но вдруг посыпались на них всякие беды. Началось, по-видимому, от ничтожной причины. Однажды около ворот их дома кто-то подбросил восковые свечи, как-то странно перевитые мочалкой. Сказали им об этом. Отец вышел, поднял свечи со словами: «Что за нечисть?» – и далеко откинул прочь. Затем пошел, по обыкновению, в магазин и вдруг к вечеру скончался. Очевидно, свечи были заговоренные, а он их взял без крестного знамения. Один из братьев запил после того, как еврейка дала ему выпить что-то из рюмки, и теперь все тащит из магазина, так, что от него все приходится запирать. Прямо не знают, что и делать. Некоторые не верят в заговоры и волшебства и смеются над этим, но вот очевидное доказательство. Дух зла, как раньше, вредил людям, так не перестает вредить им и теперь, избирая для себя орудием злых людей, и хотя теперь и не верят в возможность вмешательства злых духов и даже отвергают их существование, говорят, что все бабьи сказки, но они продолжают свою адскую деятельность и влекут неосторожных людей к погибели. Есть сатанинские молитвы, которые действуют на людей, если они не оградятся крестным знамением.

В Житии свв. мчч. Киприана и Иустинии рассказывается, какие страшные беды наводит сатана на людей, но крестное знамение разрушает всю его силу. Св. Киприан, бывший раньше волхвом, а затем принявший крещение и посвященный в епископы, многое рассказал из своей прежней жизни в язычестве, когда он сносился с духами тьмы. Однажды, например, он был перенесен бесами по воздуху в ладье из Дамаска в Иерусалим – города, отстоящие друг от друга на 3000 верст, – в какие-нибудь 2 часа. И много, много волхований и мнимых чудес совершал Киприан, пока не осенила его благодать Божия, влекущая всех ко спасению, и он принял христианство, а затем запечатлел своею кровию веру во Христа.


Но как же спастись от сетей врага? Призыванием имени Божия и крестным знамением. Крест Христов – это непобедимое оружие на супостатов, враг трепещет креста Господня. Из Жития святых мучеников Киприана и Иустинии известно, что враг оказался бессильным перед Крестом Христовым. Один юноша полюбил Иустинию и хотел на ней жениться, Но она была христианка и не могла выйти за язычника да и кроме того, совсем не желала вступать в брак. Тогда юноша обратился к известному чародею Киприану, тот начал посылать бесов, чтобы внушить Иустинии страсть блудную, но ничего не успел, так как когда она чувствовала в себе разжжение плоти, так сейчас же прибегала к Богу, и страсть проходила. Оскорбленный язычник начал упрекать Киприана, тот же обратился к своему богу-сатане и спрашивал: отчего это он не имеет силы над Иустинией?

— Да оттого, что она творит знамение.

— Какое?

— Не все ли тебе равно, тебе не нужно знать.

— Нет, я хочу узнать, какое же это знамение, которым поражается вся наша сила?

И узнал Киприан, что это знамение Креста Христова. Тогда он оставил язычество, принял христианство и затем сделался епископом и учителем Церкви, запечатлевшим свою веру во Христа мученической кончиною.

ЛЕРМОНТОВ М.Ю.

По блаженной жизни тоскует теперь на земле человеческая душа. Есть предание, что раньше, чем человеку родиться в мир, душа его видит те небесные красоты, и, вселившись в тело земного человека, продолжает тосковать по этим красотам. Так Лермонтов объяснил присущую многим людям непонятную тоску. Он говорит, что за красотой земной душе снился лучший, прекраснейший мир иной. И эта тоска по Боге – удел большинства людей.

Неудовлетворенность и тоска в произведениях многих наших писателей присутствует от стремления к иной, лучшей жизни, но ищут они ее не в том направлении 

У многих наших великих писателей встречается стремление к иной, лучшей жизни, но ищут эту жизнь не там, где надо. Отсюда неудовлетворенность и тоска, выражаемая в их произведениях. Вот, например, Лермонтов. Томится он суетою и бесцельностью жизни и хочет взлететь горе, но не может, нет крыльев. Из его стихотворения "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою" видно, что не понимал он настоящей молитвы. Пророк говорит: "и молитва его да будет во грех" (Пс. 108, 7). Действительно, что выражает Лермонтов, о чем молится?

... Не о спасении,..

Не с благодарностью иль покаянием...

Какая же это молитва? Человек вовсе не думает ни о своем спасении, не кается и не благодарит Бога. Печальное состояние души. Сам поэт называет свою душу "пустынною"! Вот эта пустынная душа его и дошла, наконец, до такого состояния, что стала воспевать демона.

Особенно стоят два, действительно, прекрасные по идее стихотворения: "Ангел" и "В минуту жизни трудную". В последнем стихотворении выражается настоящая молитва, при которой "и верится, и плачется, и так легко, легко". Но эти проблески не осветили пустынную душу поэта, и он кончил жизнь свою таким ужасным образом – был убит на дуэли.


Возьмем хоть стихотворение Лермонтова.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Этот-то нищий, о котором говорит Лермонтов, есть он сам. А кто-то – сатана, подкладывающий камень вместо хлеба, подменяющий саму веру. Под его влиянием создается новое христианство, им вдохновлен Толстой, сочиняющий свое евангелие, свое христианство. Далее у Лермонтова говорится:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Любви просил – у красоты? У женщины? У всех, кроме Бога, Который Один может дать любовь, кроме Христа, к Которому он не обращался и Которого не любил. И получил камень вместо хлеба. Не знал он, как и многие не знают, каких неизглаголанных радостей сподобляется душа от общения с Господом, Источником любви.


Наш известный поэт Лермонтов испытывал сладость молитвы и описал ее в стихотворении своем:

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(«Молитва» 1839 г.)

К сожалению, молитва не спасла Лермонтова, т.к. он ожидал от нее только восторгов, а труда молитвенного понести не хотел. Поэт погиб – он был убит на дуэли.


Кстати, многие задумывались – про какую молитву говорит здесь поэт:

Некоторые предполагают, что Лермонтов говорит здесь о молитве Иисусовой. Думают, что он знал эту молитву и своей поэтической чуткой душой почувствовал силу ее и величие, может быть, начал проходить ее, но сатана взял от него эту молитву, а затем поэт отпал от Бога и погиб безвозвратно.


Лермонтов тоже искал красоты и погиб из-за женщины.

Лицо – зеркало души

Самое лицо человека, работающего Богу, выражает его духовное преуспеяние. Однажды я видел в церкви Епископа, лицо которого привлекло мое внимание. Мне вспомнились слова Евангелия: "Лице Его бе грядущее во Иерусалим" (Лк. 9, 53). Действительно, этот Епископ вел подвижническую жизнь и неуклонно шел к горнему Иерусалиму.

Наоборот, лицо порочного человека отражает его душевное настроение. Но что особенно бывает грустно – иногда по душе хорошие люди невнимательно относятся к жизни, живут день за днем, не отдавая себе отчета в своих поступках, и гибнут.


Лица людей святой благочестивой жизни имеют на себе отпечаток этой святости. Эти лица имеют ту особенность, что при взгляде на них, они как-то поражают и производят сильное впечатление. И даже прошествии продолжительного времени не забываются. Таких людей видел я. Однажды я подумал: не видение ли вижу, ибо было что-то неземное.

ЛЮБОВЬ О ХРИСТЕ

Ничего не может быть прочнее этой любви – любви о Христе.


Трудясь для своего спасения, человек очищает мало-помалу свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь. Древние христиане жили в любви и согласии, все у них было общее. Апостолы ничего не имели, а достаточные приносили разные снеди, имущества к ногам Апостолов, те же раздавали всем нуждающимся. Собирались они вместе на вечерю любви и вкушали от предложенной трапезы; так и мы с вами вкусили сегодня. Я ничего не имею, но все усердствуют мне боголюбивые души, а я только разделяю эти дары между мирянами и монашествующей братией. Идет известный о. Григорий и, стучась к какому-нибудь иноку, передает приношение.

— О ком молиться? – спрашивает тот.

— Имена их Ты веси, Господи, – отвечает о. Григорий.

Евангельская любовь невозможна без содействия Благодати Божией 

Вот еще странное явление: в настоящее время многие преклоняются перед нравственным учением Христа Спасителя и хотят исполнить Его законы, но отвергают Законодавца, т.е. хотят создать христианство без Христа. Таков, например, Толстой и многие другие ему подобные.

Некоторые говорят, что трудного? В Новом Завете все только любовь, да любовь. Да, но это-то и составляет подвиг: любить всех по Евангелию совершенною любовью – это дело далеко не легкое, а требует громадного труда и содействия благодати Божией, отчего св. ап. Павел говорит: "любовь есть исполнение закона" (Римл. 13, 10). Заповеди Ветхого Завета легче заповедей Евангельских; их мог исполнять человек невоздержанный, но для Нового Завета это невозможно.

Евангельская любовь зарождается в сердце, очищенном от страстей 

Основание всего закона Божия – любовь к Богу и ближним. Старайтесь возлюбить Господа; как достичь этого? Он Сам сказал нам об этом: "Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, тот есть любяй Мя" (Ин. 14, 21). Итак, по слову Самого Господа путь к Нему, к Божественной любви, один; исполнение заповедей Его, о которых Он все же говорит: Заповеди Мои "тяжки не суть" (1 Ин. 5, 3).

Заповеди эти все знают, каждый день они читаются или поются за Божественной литургией: "блажени кротции,.. блажени милостивии..." и др. (Мф. 5, 3–12). Иная скажет, этой заповеди я соблюсти не могу, т. к. у меня нет средств на милостыню. Нет, и такая может исполнить заповедь о милости, и она может подать, если не материальную, так духовную милостыню. Спросите, как же это? А вот как: тебя оскорбила такая-то, или такой-то – прости его, вот и будет духовная милостыня.

— Нет, я этого не могу! Разве можно простить такое ужасное оскорбление? Да как я вспомню о нем, так готова растерзать того, кто нанес мне его, а вы говорите – "прости".

— Так не можешь простить?

— Не могу!

— А простить-то надо!

— Это сверх моих сил!

— Сил не хватит? Так проси у Бога. Обратись к Нему и скажи: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и помоги мне простить". Скажи раз, другой, третий... и что же будет? Сама на опыте узнаешь, простишь обидчика. А вот другая говорит:

— Вот та-то пронесла мое имя, яко зло перед людьми, такого наговорила, чего никогда и не было, проходу мне не дает колкостями и насмешками.

— А ты молчи, не отвечай ничего, потерпи.

— А разве это можно стерпеть?

— Не можешь? Опять обратись к Господу: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и помоги мне стерпеть. Попробуй так сказать, и на опыте увидишь, что из этого выйдет. И так во всяком трудном положении обращайся к Господу, и поможет. Исполняй заповеди Его и проси Его помощи. Беда, если кто понадеется на свои силы и вздумает сам, не прибегая к Божественной помощи, исполнять заповеди, кто вздумает обойтись без смирения.


Честнейшие отцы и братие, и чада мои духовные, я старался любить вас, насколько Господь помогал мне исполнить это. Не могу судить, но Христос принимает и намерение – мое желание было всегда любить вас. "От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело" (Пс. 36, 23), – сказал о. Архимандрит, и истинны слова его.

Любовь ко Христу

Благодарить мы должны Бога любовию к Нему, которая заключается в исполнении Евангельских заповедей.

Любовь к Богу несовместима с привязанностью к мирскому 

Убедительно прошу вас: не привязывайтесь ни к чему душою, пусть Один Господь царствует над нею. Но некоторые хотят совместить любовь ко Христу с любовью к тленному, невозможно это. Одна, например, страстно любит богатство или славу или, наконец, человека; хочет она любить страстною любовью жениха и оставаться всею душою преданной Христу. Но это несовместимо. В любви к жениху, конечно, нет греха, но если любовь к нему сильнее любви к Богу, то она удалит от Христа. Сам Господь сказал: "Никто не может служить двум господам" (Мф. 6, 24).

ЛЮБОПЫТСТВО

Любопытство - смертный грех 

Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например, убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия.

Все знают, что любопытство Евы погубило целый мир. Враг вступил в беседу с ней, спрашивая, правда ли, что Господь запретил вам вкушать от всех райских деревьев? Та отвечала: «Нет, только от древа познания добра и зла». – «А знаете отчего? – ответил враг, – оттого, что Бог знает, что если вы вкусите от этого дерева, то будете, как Он». И вот любопытство заставляет Еву согрешить, и ее грех простирается на все человечество.

Авва Дорофей рассказывает про одного монаха, который был очень любопытен, все подглядывал и подслушивал, и вот однажды увидел, как будто один монах совершает тяжкий грех, хотел накрыть его, и оказалось, что ничего не было. Грех любопытства часто случается и в монастырях. Идут, например, две монахини и разговаривают, а третья думает – это они про меня говорят, вот на меня посмотрели, и начинается вражда без всякой действительной причины.

А сколько бед совершается из-за любопытства теперь, трудно и перечислить. Вот, например, жена начинает любопытствовать, не интересуется ли ее муж кем-нибудь; посмотрела однажды, как он возвращается домой, и видит, как будто рядом с ним идет вся закутанная женская фигура. Сейчас же в душе рождаются подозрения, и ревность начинает ее мучить. Приходит муж:

— С кем ты возвращался со службы?

— С кем? Один.

— Как, ты меня обманываешь... – и тут целая буря. Начинается полное недоверие. В отсутствии мужа жена роется в его письменном столе, ничего не находит, но все-таки не успокаивается. И кончается все это разрушением семейной жизни, страдают и они, и дети. А, между тем, муж был чист. Это враг представил перед взором жены то, чего не было на самом деле. Он на это мастер. И некрасивое лицо может представить красивым, и несуществующее – существующим.

Он здесь действует гипнозом.

ПРП. МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ

Старец Макарий в высшей степени обладал даром властного слова, и речи его имели огромное влияние на душу слушателей. Выйдя от Старца, Гоголь говорил:

— Да, мне сказали правду, это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой.


Про батюшку о. Макария достоверно известно, что тело его не подверглось тлению, в чем могли убедиться, когда ставили над ним часовню, а ведь он скончался лет шестьдесят тому назад.


Был у нас в Оптиной Пустыни великий старец о. Макарий. Он вел однажды беседу с одним посетителем и тоже, сидя у окна, простудился. Чувствовал, что сильно дует, но оставить беседу неоконченной не захотел. От этой простуды о. Макарий потом всю жизнь был болен, так и умер от этой болезни.


Нашего великого старца батюшку о. Макария можно было в лицо ударить, и он не обиделся бы. Вот глубина смирения! Зато и прославлял его Бог. О. Макарий стяжал дар молитвы и мог даже мертвых воскрешать, но если этого не делал, то только по смирению.

Однажды один послушник спрашивал батюшку Макария, отчего это в монастыре заставляют много молиться? Вместо ответа Батюшка зажал ему нос и рот рукою. Тот с трудом высвободился.

— Что ты отбиваешься? – спросил о. Макарий, – разве не можешь некоторое время не дышать?

— Батюшка, я чуть не задохся!

— Вот видишь, – заметил тогда Батюшка, – молитва есть дыхание души. Ты и непродолжительное время не мог не дышать, так как тело этого требует, иначе оно умрет, так и душа нуждается в дыхании, т.е. в молитве, в противном случае она умрет духовно.

Великие чудеса совершал Господь через батюшку Макария. Однажды приехала в Оптину одна дама с сыном-студентом. Дама эта была духовной дочерью отца Макария. Приходит к нему на благословение и сообщает о своем горе:

— Батюшка, что мне делать с сыном? Такой он стал кощунник, над всем святым издевается, просто неприятно, да и страшно за него.

— Ничего, Бог даст, отстанет от этого, – сказал Батюшка, – я завтра часа в 2 приду к вам на гостиницу, только ему об этом не говорите.

Успокоенная мать вернулась в номер, а сын ее на другой день перед приходом Батюшки начал обнаруживать беспокойство:

— Видишь, идет старичишка. Да вы все против меня, что ж, я выйду.

— Да кто против тебя, Вася, – сказала мать, – да и на улице не видно, чтобы кто-нибудь шел.

Вдруг сын схватил шляпу и опрометью бросился из номера, в коридоре он встречается с о. Макарием.

— А, идешь меня гнать?! – с яростью воскликнул он и со всей силы ударил Батюшку в щеку со словами: – ну, теперь в другую, диаволе, по слову Спасителя!

Тогда студент весь задрожал и упал на пол, испуская пену. Сбежались все из номеров; больного вынесли на двор (это происходило в гостинице о. Пахомия). Вдруг из рта его вырвалось целое темное облако, точно из самоварной трубы. На глазах у всех оно высоко поднялось и исчезло. Отец Макарий взял за руку больного, тот встал и с удивлением смотрел на собравшийся народ. Видимо, он ничего не помнил, что с ним происходило. С тех пор он сделался религиозным человеком, поговел у Батюшки, причастился Св. Таин по собственному желанию, раньше же много лет ни за что не соглашался даже в церковь войти. И мать с сыном, счастливые, покинули святую Оптину обитель. Когда потом спрашивали о. Макария об этом бесноватом, то он ответил:

— На этого юношу напал хульный дух, но теперь благодатию Божией он избавился от него; не думайте, что грешный Макарий изгнал злого духа, нет, это совершил Господь по Своей неизреченной благости через меня, недостойного.


На каждом из нас лежит обязанность подражать тем святым, имена которых мы носим. Батюшка о. Макарий носил имя преп. Макария Египетского, житие коего сейчас читалось. Вы слышали, как читали, как сказал Преподобному диавол:

— Ты мало спишь, а я вовсе не сплю; ты много постишься, а я вовсе ничего не ем. Одним ты меня побеждаешь...

— Чем? – спрашивает Святой.

— Смирением, – отвечает диавол.

Вот эту-то добродетель смирения, подражая житию своего Святого, и положил в основание своего подвига наш приснопамятный старец о. Макарий. Ибо если смирение необходимо для всех христиан вообще, то для иноков в особенности. Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет. Смиренный высок перед Богом, хотя бы он был и совершенно неграмотный. У о. Макария в письмах постоянно напоминается о смирении. Будем почаще заглядывать в них и учиться смирению хотя из книги, а потом, по милости Божией, понемногу будем вводить его и в свою жизнь. Да поможет нам Господь молитвами приснопамятного старца о. Макария, и да утвердит в этой высокой добродетели смирения...

 

<предыдущая  оглавление  следующая>>