Аудио-трансляция

Важ­на мо­лит­ва цер­ков­ная, луч­шие мыс­ли и чувства при­хо­дят имен­но в церк­ви, прав­да, и враг в церк­ви силь­нее на­па­да­ет, но крест­ным зна­ме­ни­ем и мо­лит­вой Ии­су­со­вой от­го­няй­те его. Хо­ро­шо встать в церк­ви в ка­кой-ни­будь тем­ный уго­лок и мо­лить­ся Бо­жень­ке. „Го­ре име­ем серд­ца!" – воз­гла­ша­ет свя­щен­ник, а ум наш час­то сте­лет­ся по зем­ле, ду­мая о не­пот­реб­ном. Бо­ри­тесь с этим.

преп. Варсонофий

Страницы: 123456>>>

ДневниК иеромонаха Василия (Рослякова)

Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!"

"Я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!" (Иов. 13, 15-16)

Иеромонах Василий (Росляков) "Ты говоришь: горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя"... так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, - всю эту землю. А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всяку плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь" (Иер. 45, 3-5).
"Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования.
За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним" (Иер. 15, 17-19).

"И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня..." (Иуд. 1, 22-23).

"Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником" (Гал. 2, 17-18).

"Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас" (Флп. 1, 22-24).
"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою" (Павла к Филлипийцам, 3, 7).
"Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить" (Флп. 3, 16).
"... ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии" (Флп. 4, 11-12).

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 8-9).

"Изучение христианства доказывает со всею определенностью и решительностью истину его. Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемого чувствами".
 

Еп. Игнатий. О христианстве

"Истина одна и потому она по самой природе своей непоколебима и не подлежит перемене под влиянием личных мнений или ходячих идей времени. Напротив - ложь многообразна и самопротиворечива".

Св. Феодор Студит

"Сыне, даждь ми сердце твое, а все прочее Я Сам приложу тебе".

Сирах

NB! Вспомнить и записать хотя бы основные вехи, этапы, случаи, происшествия из прошлого.

 

11 апреля 1987 г.

По благословению пытаюсь начать дневник. Вечером беседа. Все мои слова не по существу. Не могу точно выразить свои основные духовные проблемы, поэтому беседа течет сама по себе и не утоляет моей жажды.

12 апреля 1987 г.

Утро. Мать нашла мой крещальный крестик. Мне 27 лет. Я надел этот крестик впервые после крещения, бывшего 27 лет назад.
Явный знак Божий:
1. указующий, может быть приблизительно, день моего крещения (мать не помнит) - это радостно.
2. напоминающий слова Христовы: "... возьми крест свой и следуй за Мной" - это пока тягостно.
На всенощном бдении - вынос Креста (Крестопоклонная неделя Великого поста).
Воистину крестный день!

13 апреля 1987 г.

Литургия в Церкви Пророка Илии.
Тренировка. В гостях у Левана.

14 апреля 1987 г. Тбилиси

5 игр. Пост. Познал опытно слова Давида: колени мои изнемогли от поста и тело мое лишилось тука.
Господи, спаси и сохрани!

20 апреля 1987 г. - воскресенье

Литургия. Богоявленский собор

21 апреля 1987 г.

Иеремия 15; 17-19

Не сидел я в кругу захмелевших друзей,
Не ругался (смеялся), как нынче все плохо.
(Не читал я Рубцова и Блока)
Опечалился я, и с печалью своей
Я сидел у икон одиноко.

И зачем так упорны недуги мои
И печаль моя так неисцельна,
Что, отвергнув лекарства - вино и стихи,
По квартире шатаюсь бесцельно.
(Я режим применяю постельный)
(Я гляжу в этот мрак беспредельный)
(Свою жизнь выявляю бесцельной).

Неужели и Ты, Кому сердце вверял,
(От печали желая укрыться),
(Кому страстно учился молиться),
Кому стал доверять и молиться,
Неужели и Ты переменчивым стал
И оставишь, коль что-то случится.

(Ответила совесть как)
И на это ответил мне голос с небес:
Обрати на Меня свое око,
И Я дам тебе силы для свершенья чудес
(Ты увидишь истоки времен и чудес)
(Среди будней увидишь ты тыщи чудес)
И печальную участь пророка.

Отыщи драгоценное средь суеты,
И ты станешь Моими устами -
Ты не будешь слова расточать о любви,
(За любовью придут к тебе сами)
Люди сами придут за словами.

 

28 апреля 1987 г.

Выставка работ К. Васильева

Небольшой зал в здании Речного вокзала. Вся выставка - работ 30. Интересно, талантливо, красиво, т.е. душевно. А хочется духа! Людям нравится, говорят, возвращение к истокам. Каким? Истоки Руси в христианстве, а не в дремучем лесу. Васильев, видно, увлекался Вагнером (хоронили под его музыку), есть несколько работ о Нибелунгах. Потому и в картинах о Руси тот же языческий привкус (глаза). Соколиный взгляд, волчьи глаза. А хочется побольше доброты, любви, милосердия. Но тут уже Христос: "Милости хочу, а не жертвы".
Васильев умер в 34 г.
Я сжег "Иудейские древности". Они были написаны в марте 1986 г., т.е. ровно год назад.

NB! 23 апр. 1987 г.

В культе, в богослужении задействованы все 5 чувств человека.
Зрение - иконы, утварь, одежды священников, т.е. все убранство храма.
Слух - песнопения; обоняние - кадильный фимиам, благовония; осязание - крестное знамение; вкус - принятие Св. Христовых Таинств. Цель - облаготворить человека, в пределе - возвысить, выявить божественную его сущность, дать ему самому ее ощутить, насладиться ею и пробудить стремление к умножению этой духовной красоты, которая, несмотря на наше греховное упорство, доходящее до полного отрицания существования этой красоты, все же не оставляет и не покидает нас.
После долгих раздумий над чем-то очень важным для нас и требующим обязательного разрешения, вдруг рождается примиряющая мысль. Именно рождается: мы были чреваты этой мыслью, вынашивали ее, испытывали муки и боль и, наконец, радуемся ее появлению. Радуемся искренне, как дети. Эту радость мы принимаем порой за истинность, считая, что мы много трудились и потому достойны ее. Но все подлежит проверке опытом. Мысль может быть убедительной, изящной, интересной, но не всегда истинной.

О трех видах искусства.

Литература          музыка       художество
слово                      звук             цвет

Синтез = содержание, сущность + форма.

Слово сильнее, чем звук и цвет. Звук более тонок, как бы расплывчат, а потому менее конкретен, определен. Цвет более определен, оформлен, но менее тонок. И в том, и в другом как бы существуют начатки слова. Потому и звук, и цвет словесны и потому они смогли составить слово.
Слово - достояние человека и явление его божественной сущности. У животных есть и музыка, и художества. (Отсюда древние культы обожествления животных.) (Христианство же по сути словесно, потому и человечно.) "Слово было Бог". Не звук, не цвет, а Слово!!! Иначе евангелисты должны были написать симфонии или картины, чтобы возвестить о Христе.
Итак, слово - это оформленный, окрашенный звук или наполненный, озвученный цвет:
Слово - меч, оно несет в себе направленность, вектор действия, оно заставляет определиться и потому рождает отношения, чувства, т.к. они существуют только по отношению к чему-то, к кому-то. Звук и цвет скорее опахало. Они приближают красоту и соединяют душу с нею, но всю (!) душу, т.е. все, что в ней хорошего и плохого. Здесь синтез, а в слове анализ.
В звуке и цвете нет критерия истины. В музыке и живописи это гармония, т.е. осмысленный порядок. Здесь есть слово, хотя скрыто, но есть. Здесь синтез, а в слове анализ.
Слово - все осмысливает, оценивает и потому побуждает действовать - совершенствовать или изменять, а не просто наслаждаться красотой и гармонией (как в музыке и живописи).
Осмысливаем - значит, сравниваем. С чем? Со Словом Божиим - оно критерий истинности всего.

2 апреля 1988 г.

Всенощная в Богоявленском соборе. Физическое ощущение присутствия благодати Божией. "Глас хлада тонка". Был момент даже благоухания: во время чтения Евангелия. Я ощутил запахи пещер Псковского монастыря.

3 апреля 1988 г.

Литургия в Пушкино. Проповедь о евхаристии.
1. Уже 1000 лет Господь отбирает слуг Себе для Града Небесного - нового Иерусалима - из народа русского (1, А) - толкование св. отцов.
2. Беды земли нашей от непонимания (а поэтому и умаления) священством частого евхаристического общения (о. Иоанн Крестьянкин). Свт. Игнатий Брянчанинов
3. Евхаристия - по-русски причастие.
4. Не созерцательное присутствие в храме, а деятельное.

7 апреля. Великий Четверг. Благовещение
Пресвятой Богородицы

Литургия в Пушкино. Чтение 12-ти Евангелий в Пушкино.
Беседа: 4 столпа жизни православного подвижника: 1. вера, 2. любовь, 3. отдание себя в волю Божию, 4. смирение.
NB! Будущее в руках Божиих, прошедшее - в Книге жизни, настоящее - в наших руках, т.е. творение жизни возможно лишь стоя во Христе, - тем величественнее наша духовная свобода и ведение судеб Божиих, т.е. судеб мира. Пределы духовной свободы - это пределы вселенной.
Идея романа: искра подвижничества высекается от столкновения воли Божией и хотения человеческого;
советы и оправдания греха;
свобода и рабство миропорядка.
3 плана, круга: вселенский,
исторический,
бытийный.

10 апреля 1988 г.
Светлое Христово Воскресение. Пасха

Моя третья Пасха.
Литургия в Пушкино. Отдохнул в алтаре. И в 6 ч. еще одна литургия. Время - мистическая сущность. Спрашиваю себя: был пост или не был? Служба была или нет? Так придется когда-нибудь спросить и о своей жизни. Что же реально существует? Душа. Очищенная от греха или еще замаранная им.
"Ликуй ныне и веселися, Сионе..." - именно ликуй! Это состояние духа, а не временное.
"Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог" (Евр. 3,4)

10 июня 1988 г.

"Добродетель мы должны почитать не ради других, но ради ее самой" (свт. И. Златоуст)
Почему мы должны быть добродетельны? Почему мы должны творить добро? Отвечают: потому что это радость для людей; потому что "добро побеждает зло", а значит, лучше быть на стороне сильного; потому что добро - это хорошо, а зло - плохо и т.д.
То есть добродетель утверждается логикой, умонастроением. Это приемлимо, как первая ступень на лестнице восхождения к добру. Это приемлимо для младенцев, не имеющих чувства навыка в различении добра и зла. Это молоко, а не твердая пища.
Если  только на этом будет зиждиться понятие добра, то оно зыбко, а во многих случаях - мертво. В нем говорит ум, а сердце молчит.
Нужно сердцем ощущать вкус добродетели, ее сладость. Тогда доказательство необходимости добра будет находиться в самом добре. Тогда не надо и доказательств. Я делаю добро и через это убеждаюсь, что следую истине. Я творю добро, потому что это добро. Я люблю добро, и я понимаю, что надо творить добро - не однозначные выражения.
Итак, почему я должен быть добродетельным? Потому что я ЛЮБЛЮ добродетель.

123456>>>