Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли кто иск­рен­но и от всей ду­ши ищет спа­се­ния, то­го Бог и при­ве­дет к ис­тин­но­му нас­тав­ни­ку. Не беспо­кой­тесь – свой сво­е­го всег­да най­дет.

преп. Лев

Пот­реб­но се­бя и ближ­не­го все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми под­дер­жи­вать и ус­по­ка­и­вать, а глав­ный из всех спо­соб: сми­рен­ное об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние сво­ей и ближ­не­го не­мо­щи на Его все­силь­ную по­мощь и спа­се­ние. Что не­воз­мож­но ис­пра­вить нам, то, без сом­не­ния, воз­мож­но Бо­гу, Ко­то­рым жи­вем и дви­жем­ся.

преп. Моисей

Как же мож­но сме­ять­ся над ду­хов­ным ли­цом? Ну что ж, что пло­хо слу­жит? Все-та­ки на нем бла­го­дать. Он но­сит сан. Нель­зя, нель­зя сме­ять­ся!

преп. Анатолий

Страницы: <1234567>

14 июня 1988 г.

Смерть страшна, потому что она знает обо мне все, потому что она обладает мною, распоряжается мною, как госпожа своим рабом. Христианство дает знание о смерти и о будущей жизни, уничижая этим власть смерти. Да, и о христианине смерть знает все, но он знает о ней ровно столько, чтобы не бояться ее.
Христианство превращает смерть из убийцы во врача, из незнакомца в товарища.
Сколько б не рассуждали о смерти атеисты и интеллигенты, она для них остается незнакомкой, явлением, не вписывающимся в круг жизни, явлением потусторонним, потому что они не имеют знания о смерти.
Мы боимся в темноте хулигана, потому что он не знаком нам, мы не знаем его намерений, а с близким человеком и в темноте встреча становится радостной.

15 июня 1988 г.

"Красота спасет мир", - писал Достоевский. Красота - это Бог. Сколько бы мы ни исследовали нашу жизнь, сколько бы ни расчленяли ее на составные части, вроде бы для того, чтобы понять ее механизм, жизнь в своей целостности будет всегда прекрасной, божественной и не познаваемой до конца, как не познаваема красота.
Сколько бы мы ни исследовали состав почвы, находя в ней все новые и новые металлы и соли, сколько бы мы ни проникали в тайны наследственности, создавая новые отрасли науки, умные академии, институты, лаборатории, все равно цветок, взошедший на изученной земле, цветок, взошедший из хрестоматийного семени, повергает в изумление своей красотой.
Радость, которую дарует знание, должна дополняться радостью созерцания, тогда она будет совершенна. "Все знаю, все понимаю и все равно удивляюсь", - говорит человек. Изумление перед всем, изумление несмотря ни на какие беды - это красота, это спасение миру, это начало пути к Богу. А жизнь без изумления перед красотой, а значит, и без Бога, пуста и ничтожна.

21 июня - 29 августа. Оптина Пустынь.

Отдельные мысли и выписки из книг:
"Горе отнимающим плату у наемника, потому что отнимающий плату - то же, что проливающий кровь" (прп. Ефрем Сирин).
"В меру жития бывает восприятие истины" (прп. Исаак Сирин).
Прежде всего: 1. сознание своей немощи
2. терпение
3. самоукорение
Это путь к смирению (прп. Амвросий).
Библия - ключ к истории. Дух истории. Потом археология, геология и т.д.
"Крепко сказал Господь!" (один старый иеромонах)

Крапива выше меня ростом
Растет у стен монастыря.
Лишь на заброшенном погосте
так буйно всходят семена.

Лишь на местах минувшей славы,
Среди стареющих святынь,
такие вырастают травы...
Крапива, да еще полынь...

Прочитанные книги:

1. "Жизнеописание старца Амвросия". Прот. Четвериков
2. "Жизнеописание прп. Амвросия". Иеромонах Андроник. Материалы к канонизации.
3. "Оптина пустынь и ее время". Концевич
4. "Историческое описание Оптиной пустыни" Архим. Л. Кавелин
5. "Священная поэзия". Схиархим. Варсонофий
6. "Лествица". Прп. Иоанн
7. "Иеромонах Климент Зедергольм". К. Леонтьев
Мир существует только до момента его окончательного самоопределения в сторону добра или зла.
"Мир существовал ради Тайны". Схиархим. Варсонофий

О коммунизме

Ересь страшнее безбожия открытого. Безбожник скорее может обратиться к познанию истинной веры, чем еретик. Поэтому, может быть, Промысл Божий, чтобы сохранить чистоту Православия и оградить его от лукавства ереси, предал его в руки безбожников откровенных и воинствующих.
Почему нет хорошего образования в семинарии и академии? Бог смиряет: "Живите пред Богом, а не мудрствуйте!" 1. Это сохраняет, как ни парадоксально, чистоту веры, потому что богословие без жития по Богу (которого в современных условиях почти нет) губит. 2. Невозможность приобрести блестящее образование указывает на другой и единственно верный способ познания Бога - путь деятельной жизни по заповедям Божиим и святоотеческим преданиям. Тогда сам Бог научает нас (пример - житие прп. Марии Египетской).
Темные силы злятся на нас, потому что мы, приближаясь к Богу, осуждаем их. (Так человек, делающий добро бескорыстно, вызывает гнев и презрение у подлецов.) Мы немощные, скотские и то выбираем Бога и стремимся к Нему, а они бесплотные, зрящие величие Божие уклонились от Него. Наше стремление к Богу для них осуждение, намек на Страшный суд.
"Я есмь путь и истина и жизнь".
Все вокруг нас, буквально все без исключения, вся сотворенная жизнь устроена так, чтобы привести нас к познанию Бога. Куда бы человек ни взглянул, он изумится, чем бы он увлеченно ни занимался, он поразится глубиною ремесла. А изумление - начало философии, как говорили древние.
Тут начинается искание, путь, который необходимо пройти, чтобы обрести истину. А обретая истину, мы обретаем жизнь.
"Я есмь путь и истина и жизнь".

Об Антихристе

Число 666 дважды встречается в Библии. 1. В Откровении ап. Иоанна Богослова как указание на Антихриста (13, 18). 2. 2 Паралипоменон (9, 13) - "Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота".
Сегодня золото творит чудеса и знамения. Самые фантастические проекты могут быть осуществлены, если есть деньги. От их количества зависит и фантастичность.
Начертание на правой руке или на челе - рука, считающая деньги и производящая коммерческие операции. Чело - бизнесмен. Все занято помыслами о золоте. Что бы он ни делал, он должен извлечь из этого деньги, иначе нет удовольствия от жизни. То есть все помыслы (чело) и все дела (рука) заняты добычей денег.
(Многие писатели говорили о деньгах как о страшилище - Э. Золя, Гете.)
Антихрист - финансовый гений и религиозный мудрец, знающий и умеющий все, чтобы поразить всех. Еще Н.В. Гоголь писал: "Все, что нужно для этого мира - это приятность в оборотах и поступках и бойкость в деловых делах". Поэтому Св. Отцы так всегда восставали против сребролюбия как идолослужения и беспочвенного умствования как духовной болезни.
Всякое знание имеет сладость и этим привлекает. Потому что дает право власти над чем-то, а значит, и гордости.
Христианское познание преподает скорбь. "Во многой премудрости много печали". Но печаль есть двух родов, говорит апостол Павел. Печаль о мире производит смерть, а печаль о Боге - дар покаяния.

Откровение (13, 17)

Не смогут покупать и продавать, кроме того, кто имеет это начертание (т.е. талант бизнесмена), или имя зверя (т.е. принадлежность к государственной власти), или число имени его (666 - золото, наследство, капитал).
Единая денежная единица во всем мире и единая (внешне) религия - дела Антихриста.

2 сентября 1988 г.

Старцам открываются помыслы людей, и они отвечают на них. Ты подумал - а он уже отвечает. Думаю, что это действие Иисусовой молитвы. Это нужно познавать опытно, но можно представить и логически. Иисусова молитва - это чистота мыслей и чистота сердца. Это направленность к Богу и утверждение в Боге. Поэтому любой помысел, приходящий извне в этой чистоте, виден; так пылинка становится видна в ярком луче солнечного света.

8 сентября 1988 г.

"Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны" (свт. И. Златоуст)

14 сентября 1988 г. - церковное новолетие.

15 сентября 1988 г. Уехал в Оптину. Остановился в Козельске.

14 октября 1988 г. Покров Божией Матери. Причащался в монастыре.

17 октября 1988 г. Пришел в монастырь. Преподобный отче наш Амвросие, моли Бога о мне!

17 ноября 1988 г.

Икона Казанской Божией Матери и икона Преподобного Амвросия источали миро. Матерь Божия, укрепи нас! Старец святый, заступись за обитель!

Старец Силуан:
"Чем больше любовь, тем больше страданий душе, чем полнее любовь, тем полнее познание, чем горячее любовь, тем пламеннее молитва, чем совершеннее любовь, тем святее жизнь".

"Любить Бога никакие дела не помешают".
Что надо делать, чтобы иметь мир в душе и в теле? Для этого надо любить всех, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти.

19 ноября 1988 г.

Получил известие о гибели о. Рафаила. Он разбился 18 ноября на машине, 60 км от Новгорода.

Отцу Рафаилу

Нашел бы я тяжелые слова
О жизни, о холодности могилы,
И речь моя была бы так горька,
Что не сказал бы я и половины.

Но хочется поплакать в тишине
И выйти в мир со светлыми глазами.
Кто молнией промчался по земле,
Тот светом облечен под небесами.

"Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"
"Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я начну чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва - тут же оскорбление и сердитость пройдет и все забуду".

21 ноября 1988 г.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Отпевание о. Рафаила.
С момента получения известия о гибели до литургии, до причащения была невероятная душевная скорбь. После причастия - спокойствие души, ощущение мира на сердце. Господь дает понять об участи о. Рафаила.
Он среди ангельских чинов и непрестанно молится о нас.

19 декабря 1988 г. Св. Николай

Св. отцы пишут: "... и открывается словесная природа тварей".
Все создано было Словом, и человеку, который уподобляется Слову, т.е. Христу, открывается словесная природа. Св. Амвросий, куда бы ни взглянул, что бы ни услышал, везде находил эту словесность, потому он и говорил притчами, присказками и рифмами (случай с гвоздем в крыльце). Мир, сотворенный Словом, есть огромная книга, Книга жизни. Но читать ее может лишь тот, кто смотрит в нее чистым оком и чистым сердцем. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16). Это сказано о Священном Писании, но то же самое можно сказать и о сотворенном мире, ибо и это Писание, и оно начертано великой десницей Святой Троицы.

Непосильные вопросы.
Человек может задать любой вопрос, но ответ он должен получать по своим силам, иначе ответ для него не станет ответом.
Чтобы отвратить от истины, достаточно задать человеку пару непосильных вопросов и доказать, что истина, отвечая на них так-то и так-то, неверна, и представить тут же другой ответ, полный, который будет принят за истину. На самом деле происходит замена непонятной истины понятной ложью. Не человек возводится к пониманию истины (Христос), а истина низводится до греховной природы человека (коммунизм).
Христос, давая ученикам ответы на непосильные вопросы ("Когда конец мира?" - "Молитесь и бдите"), возводит их через осознание своей немощи (а значит, через смирение)  к пониманию истины, а коммунизм сразу дает удовлетворительный ответ, тем самым ниспровергая истину и укореняя гордость в человеке.

<1234567>