Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Для то­го, что­бы серд­це на­ше бы­ло го­то­во и спо­соб­но к при­ня­тию зо­ва Бо­жия, не­об­хо­ди­мо его очис­тить от вся­ко­го зла, что­бы не бы­ло в нем ни­ка­кой зло­бы, ни­ка­ко­го прист­рас­тия к че­му-ли­бо, тем бо­лее к че­му-ли­бо гре­хов­но­му.

преп. Никон

По­доб­но то­му, как древ­ле Гос­подь при­зы­вал Сво­их уче­ни­ков, так и ны­не не пе­рес­та­ет звать к Се­бе каж­до­го из нас. Но ду­ши на­ши весь­ма ожес­то­чи­лись и при­ле­пи­лись к зем­ле, и мы не слы­шим гла­са Гос­под­ня, ос­та­ем­ся и пре­бы­ва­ем в не­рас­ка­ян­ном сво­ем сос­то­я­нии.

преп. Никон

Ес­ли мы бу­дем со Хрис­том и во Хрис­те, то ни­ка­кая скорбь нас не сму­тит, а ра­дость на­пол­нит на­ше серд­це так, что мы и при скор­бях, и во вре­мя ис­ку­ше­ний бу­дем ра­до­вать­ся.

преп. Никон

Страницы: <1234567>

23 декабря 1988 г.

День моего рождения. Вспомнил об этом только на кануне вечером, когда взглянул в церковный календарь. А сегодня думал об этой дате раза два или три. По-моему, это первый день рождения за последние несколько лет, когда я не чувствовал уныния и тоски.
Никто здесь не знал, что у меня день рождения, и никто поэтому не поздравил. Как я благодарен всем за их незнание, за покой, который они даруют моей душе этим незнанием.
Нормальный человек подумает - безумец ты или эгоист, когда рассуждаешь так. Верно, ап. Павел проповедовал "соблазн для иудеев и безумство для эллинов".

24 декабря 1988 г.

Вчера в аварию попал о. Наместник. Сотрясение мозга, перелом правой руки в двух местах. Ехали в монастырь поздно вечером и не заметили машину, стоящую на дороге без габаритных огней.

25 декабря 1988 г.

Грех не в осквернении - это следствие, а в лености, осуждении, гордости и беспечности.

29 декабря 1988 г.

Милосердный Господи! Да будет воля Твоя, хотящая всем спастись и в разум истины прийти: спаси и помилуй раба Твоего (имярек). Приими сие желание мое, как вопль любви, заповеданный Тобою.

3.01.89. Глас 4

Свято-Введенская обитель/ Оптина пустынь достоблаженная, / присно уповающая на милость Богоматери; / и на берегах реки, текущей в живот вечный, / возрастила чудное древо старчества / и уподобилася еси граду сошедшему с небес / идеже Бог обитает с человеки / отымая от очей их всякую слезу. / Бога нашего воспоим / и Владычицу мира Пречистую Деву восславим, / яко даров нам пристанище во спасение: / наставников отцев преподобных.

31 января 1989 г.

Павел-художник просил записать: когда писали икону Спасителя, на о. И. и Татьяну (тоже художницу) с потолка упал огромный кусок штукатурки (потом собрали - оказалось - 2 ведра). Потолок (снаружи по крайней мере) был чист и не требовал ремонта. Икона и о. И. не пострадали, только Татьяна в память об этом дне носит небольшой синяк под глазом.

26 февраля 1989 г.

Когда душа скорбит смертельно
И вас нет рядом никого,
Так тяжелеет крест нательный,
Что чуть живой ношу его.

Тогда я немощный и сирый -
Хотя мне нет и тридцати,
Листаю маленькую книгу,
Ищу в ней средство от тоски.

А в ней - однажды муж почтенный
Спокойно шел домой с полей,
И вдруг - навстречу Бог согбенный
С последней ношею Своей.

Позора крест несет на гору
То падает, то вновь встает.
(И кровь из губ с дорожным сором
Заместо влаги жадно пьет)
Мешая кровь с дорожным сором,
И не винит ни в чем народ.

И видит муж тот боль изгнанья,
И руку протянул Христу.
И палачи за состраданье
Велели крест нести ему.

(Так страшен был тот путь изгнанья,
Что муж пред Ним склонил главу.
Заметил стражник состраданье,
И крест вручил нести ему.)

И он понес. Но на подъеме
Упал - и встать уже не смог...
Очнулся он при страшном громе,
Когда распятый умер Бог.

И все, что вспомнил он о жизни,
Что стало самым дорогим -
Тот путь плевков и укоризны,
Когда Господь был рядом с ним.

А я? Что мне на ум приходит,
Когда сбивает с ног тоска?
Деревня дальнего прихода
И ночь Христова Рождества.

27 февраля 1989 г.

Какая житейская сладость
Печали не прячет в себе?
(печаль не скрывает в себе?)
Какая безмерная радость
Как сон не проходит в душе?
И нет ничего без ущерба,
Все тень от небесных красот.
Все ждет воскресенья из мертвых,
Христа-утешения ждет.

16 марта 1989 г.

В рясофор облекли двух братьев. А. наречен Д., С. - А. в честь Даниила Московского и св. Александра Невского. Помоги им, Господи!

20 марта 1989 г.

Колико одежду раздеру на себе окаянный и покоя душевного достигну? колико пепла возложу на главу срамную свою и не иму помышлений лютых? в кое вретище облекусь и не узрю беззаконий своих? всуе мятуся, всуе замышляю покаяние. Но Ты, Владыко, глаголавый: без Мене не можете творити ничесоже, пройди во уды моя Словом Своим, рассеки каменную утробу мою и изведи источники слез покаяния.
Тебе, Владыко, приношу житие мое и тайную надежду полагаю в крепости своей; славу Тебе воссылаю и сокрыть тщуся лукавство словес моих (часть некую лукавства своего). Господи, не презри сердечного покаяния моего и помилуй (очисти) мя.

21 марта 1989 г.

"надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя..." - митр. Вениамин (Казанский). Из предсмертного письма (1874 - 1922)

1916 г. - 360 000 священнослужителей, 4 духовных академии, 58 семинарий, 1250 монастырей, 55173 православных церквей, 25 000 часовен, 4200 костелов, 25 000 мечетей, 6000 синагог.
1919 г. - 40 000 священнослужителей.
1980 г. - 7500 церквей, 16 монастырей, 3 семинарии, 2 духовные академии.

26 марта 1989 г.

От уныния - 101 псалом, 36, 90;
при кознях человеческих - 3, 53, 58, 142.

28 марта 1989 г.

"...Правильная нравственность не может процветать на неправильном догмате..."
"...изречения отцов наших мы уподобляем сообразно с лукавою волею нашею и к погибели душ наших" (прп. Дорофей)
Старая надпись на памятнике И. В. Киреевского:
"Премудрость возлюбих и поисках от юности моея. Познав же, яко не инако дерзну, аще не Господь даст, приидох ко Господу".
У С. Четверикова:
"Узрят кончину премудрого и не уразумеют, яко уготова о нем Господь".

29 марта 1989 г.

"Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца..." (1 пет. 1, 22).

1 апреля 1989 г.

"Святыня под спудом". С. Нилус:
"Умер в 12-м часу ночи 14 января 1817 г. игумен Авраамий".

"Духовное завещание":

"...отнелиже бо приях святый иноческий образ и постригохся в Московской епархии, в Николаевском Пешношском монастыре в тридесят третье лето возраста моего и обещах Богови нищету изволенную имети, от того времени даже до приближения моего ко гробу не стяжах имения и мшелоимства, кроме книг и сорочек с карманными платками. Не собирах злата и сребра, не изволих имети излишних одежд, ни каких-либо вещей, кроме самых нужных, и то для служения: две ряски - теплая и холодная и один подрясник; но нестяжание и нищету иноческую духом и самим делом по возможности моей соблюсти тщахся, не пекийся о себе, но возлагаяся на Промысл Божий, иже никогдаже мя остави. Входящая же в руце мои от благодетелей святыя обители сея подаяния и тыя истощевах на монастырские нужды для братий и на разные постройки; также иждивах на нужды нуждных, идеже Бог повеле".

6 апреля 1989 г. Пострижение в рясофор посл. В. и М. и наречены М. и Г.

7 апреля 1989 г. Благовещение. Служил митр. Владимир Ростовский и Новочеркасский, упр. делами Моск. Патриархии.

13 апреля 1989 г.

Возвеличенного величием в Господе, яко упокоившаяся от злых, достойная воздаем ти, чадца твоя, святый отче; но яко имеяй милосердие безмерное (пречудный), от грядущих нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Преподобне Амвросие, щедрый наследниче любви Христовой.

14 апреля 1989 г. пострижен в рясофор послушник Г. Наречено имя С.

15 апреля 1989 г. Похвала Богородице.

О, Всеславный отче Амвросие, стяжавший всеми дарами дориносима Духа Святаго! Нынешнее приими приношение, от грядущих зол соблюди чад твоих и на Страшнем Судищи заступи, да с тобою воспоим: Аллилуиа.

17 апреля 1989 г. Вывешено распоряжение о. Наместника о принятии в послушники 10 рабочих. Среди них мое имя.

18 апреля 1989 г. О. Наместник благословил переселиться из скита в монастырь. Сегодня я и иеродиакон В. переехали в братский корпус. Батюшка Амвросий, не остави нас!

23 апреля 1989 г.

Вход Господень в Иерусалим.
Днесь Собора преподобных прославление / и святаго воинства российского величание, / земля плод нетления приносит/, небо десницы благодати простирает,/ людие же, зрящие сие сретение, ужасаются/, недоумевают и Бога славят: / Великий в Советех, Господи, слава Тебе.
Рим. 14, 7-9 - готовая стихира.

1) Монашество - бескровное мученичество.
Мука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радостные и приятные встречи, в пути есть ощущение собственной силы и удовлетворение от преодолеваемых препятствий. Собственно же мука - это предстояние пред лицем своей (собственной) беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязания от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель.
Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божьего и тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это все совершается духовно так же реально и болезненно и мучительно, как и телесно.
2) Почему существует истина и люди не могут поверить ей, не могут приобщиться ее силе?
Людям затруднено проникновение в смысл слова, затруднено приобщение к силе слова, и тем самым затруднено сознание истины - только действием (могуществом) греха. Это следствие падения, преступления заповеди Божией. Адам не послушал слова, т.е. отвергся сам от понимания смысла, как бы разделился с ним, и мгновенно образовавшийся промежуток заполнил грех. Впрочем, сам этот промежуток, сама эта пустота и есть грех, искажение. Как бы некая пелена закрывает нам теперь истину и смысл слов.
Вот почему трудно различать слова  в их полной силе и в их истинном смысле. Также трудно различать предметы в сумерках.
Путь восстановления возможности слышания Слова и Его постижения и приобщения к Нему - вот смысл наших трудов.

29 апреля 1989 г. Страстная суббота.

8 человек послушников облачили в подрясники. Среди них сподобился и я пребывати и вкусить страха Божия, своего недостоинства и великой милости Господней.

30 апреля 1989 г. Пасха.

Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу все, что имеем.

<1234567>